Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима.
а) Предмет извлечения.
Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха.
б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”.
1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или.
2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Исфараййини.
3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Исбахани.
в) Приводили ли составители “Извлечений” те же матны хадисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?
Их составители не всегда приводили абсолютно идентичные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случаях.
То же самое можно сказать и о словах таких старых авторов, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые писали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обоих шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса. [Имеется в виду основная версия матна].
г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима?
С учетом всего вышеизложенного никто не должен передавать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев:
1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставления его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим.
2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде».
д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”.
“Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полезными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути перечисляет в своем сочинении “Ат-тадриб”. [См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 115 – 116].
1. Высота иснада*, так как если бы составитель “Извлечения” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении”.
*[В том случае, когда один и тот же хадис передается разными путями, высоким именуется наиболее короткий иснад].
2. Повышение степени достоверности, так как во фразах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления
3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникновения противоречий.
10. Степени (маратиб) достоверных хадисов.
Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим условиям достоверности, можно сказать, что достоверные хадисы разделяются по степеням.
а) Высшей степенью достоверности отличается такой хадис, который передается с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от Нафи‘а, слышавшего его от Ибн Умара.
б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в меньшей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например хадис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса.
в) Еще более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например хадис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры.
Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов:
1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности).
2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бухари.
3. Хадисы, которые считал достоверными только Муслим.
4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них.
5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности аль-Бухари, но не приводятся им.
6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности Муслима, но не приводятся им.
7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяющие условиям обоих шейхов.