Виды “известного”, которое термином не является.

Таких видов насчитывается множество, а к наиболее из­вестным из них относятся следующие:

а) Получившее известность только среди мухаддисов, при­мером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца призывал прокля­тия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во вре­мя молитв. [Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)просил Ал­лаха покарать людей из этих племен за убийство его сподвижников, направ­ленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу].

б) Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обычных людей, примером чего может служить хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда дру­гим мусульманам своим языком и своими руками».[Аль-Бухари и Муслим].

в) Получившее известность среди факихов, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод». [Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем со­глашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в слеующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более не­навистного Ему, чем развод»].

г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не станут вменять в вину(членам) моей общины (совершен­ное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению». [Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким].

д) Получившее известность среди знатоков арабской грам­матики, примером чего может служить хадис, в котором сооб­щается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрасным рабом явля­ется Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослушания».У этого хадиса нет никакой основы. [Иначе говоря, данный хадис является подложным].

е) Получившее известность среди обычных людей, приме­ром чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поспешность – от шайтана». [Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим].

Суждение об “известном”.

“Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независи­мо от того, о термине идет речь или нет, поскольку среди та­ких сообщений есть не только достоверные, хорошие (хасан) и слабые (да‘иф), но и подложные (мауду‘).

Наиболее известные сочинения, посвященные “известным” сообщениям.

Имеются в виду сочинения, посвященные известным хади­сам, где слово «известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений отно­сятся:

а) “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави.

б) “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни.

в) “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альсинати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани.

Редкое (‘азиз) сообщение.

Определение.

а) По своей форме слово “‘азиз” является прилагатель­ным, образованным от глагола “‘азза” в значении “быть ред­ким” или в значении “быть сильным”. Эти сообщения полу­чили такое название либо из-за своей малочисленности и редкости, либо потому, что второй путь их передачи прида­ет им силу. [То есть служит подтверждением степени его достоверности].

б) Как термин слово “‘азиз” служит для обозначения такого сообщения, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков.

Пример.

Примером подобного сообщения может служить хадис, пе­редаваемый аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Кроме того, аль-Бухари передает его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас(по-настоящему), пока не станет любить меня больше своего отца, своих детей и всех(осталь­ных) людей».

Со слов Анаса этот хадис передали Катада и Абд аль-‘Азиз бин Сухайб, со слов Катады его передали Шу‘ба и Са‘ид, со слов Абд аль-‘Азиза его передали Исма‘ил бин ‘Уляййа и Абд аль-Варис, а со слов каждого из них его передавал целый ряд мухаддисов.



Наши рекомендации