Приведенный разговор братьев Кирсановых является одним из немаловажных событий романа. Каким термином обозначают совокупность таких событий?

- Слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют о несовпадении его позиции с позицией «детей». Как называется противостояние героев, имеющих противоположные мнения?

- В приведенном эпизоде герои обмениваются репликами на определенную тему. Как принято называть речевое общение героев?

- В высказываниях Павла Петровича звучит насмешка над молодым поколением. Укажите эту форму иносказания.

- Какой троп использует автор в предложении «Он в течение всего спора сидел как на угольях»?

№ 4.Укажите взгляды героев на перечисленные вопросы. Используйте цитаты из текста романа «Отцы и дети».

Евгений Базаров Павел Петрович Кирсанов
Дворянство
   
Воспитание
   
Нигилизм
   
Народ
   
Природа
   
Искусство
   

№ 5. Дайте ответы на вопросы.

1. Как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен?

2. Какие события в романе вы считаете главными?

3. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»? Почему вы так думаете?

4. Почему И. С. Тургенев заставил своего героя умереть? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

5. Что, на Ваш взгляд, в романе устарело, а что современно? Каково Ваше отношение к героям тургеневского романа?

Критика о романе «Отцы и дети»

№ 6. В статье «Базаров» Д. Писарев писал о романе: «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».

Согласны ли вы с этой оценкой романа? (5-7 предложений)

Тема 8. Николай Гаврилович Чернышевский

Работа с литературоведческими терминами

№1.Дайте определения следующим терминам:

Утопия–

Антиутопия –

Эстетика–

«Новые люди» –

Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского

№ 2.Прочитайте высказывания современников о личности Н. Г. Чернышевского и ответьте на вопрос: «В чем заключался жизненный подвиг Чернышевского?» Докажите, что в личности Чернышевского воплотилось понятие «люди 60-х годов», «новые люди».

А. «Это не только милейший, симпатичнейший, трудолюбивейший молодой человек, но и являющийся подчас, для меня, по крайней мере, неразрешимой загадкой…Он, несмотря на свои какие-нибудь 23—24 года, успел уже овладеть такой массой разносторонних познаний вообще, а по философии, истории, литературе и филологии в особенности, какую за редкость встретить в другом патентованном ученом…» (И.И. Введенский).

Б. «Я нарочно начинаю говорить о нем в конце письма, потому что знал, что если бы я с него начал, то уже в письме ничему, кроме него, не нашлось бы места. Знаешь ли, этот один человек может примирить с человечеством людей самых ожесточенных житейскими мерзостями. Столько благородной любви к человеку, столько возвышенности в стремлениях… столько ума строго последовательного, проникнутого любовью к истине,- я не только не находил, но и не предполагал найти» (Н. А. Добролюбов).

В. «Чернышевский – идеолог революционной демократии, проводивший через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции» (В. И. Ленин).

Г. «Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, какие когда-либо жили на свете» (А. В. Луначарский).

Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского

№ 3.Прочитайте тезисы диссертации Чернышевского и попытайтесь определить, каковы его взгляды на искусство.

«…истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности».

«Создание искусства ниже прекрасного в действительности…».

«Произведения искусства решительно не могут выдержать сравнения с живой действительностью…».

«Литература и поэзия имеют для нас, русских, такое огромное значение, какого, можно сказать, наверное, не имеют нигде…Объяснять жизнь, выносить ей приговор, учить жизни, что может быть выше по своему назначению? Учить жизни – это значит учить нравственности, учить видеть прекрасное в жизни и в искусстве и бороться за него».

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

№4. Дайте характеристику героям романа «Что делать?»:

1)Марья Алексеевна Розальская

2)Вера Павловна Розальская

3)Лопухов

4)Кирсанов

5)Рахметов

№5. В чем заключается смысл теории «разумного эгоизма»? Применима ли она в современной жизни?

Тема 9. Творчество Николая Семеновича Лескова

Наши рекомендации