Пособие по терминологии хадисов.

Автор книги: Доктор Махмуд Таххан, профессор хадисоведения факультета шариата и исламских исследований Кувейтского Университета.

Перевод: Владимир АбдуЛлах Нирша.

Содержание:

Предисловие переводчика. Стр. 4.

Вступление. Стр. 4.

Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития. Стр. 6.

Наиболее известные труды по терминологии хадисов. Стр. 7.

3. Основные определения. Стр. 8.

ГЛАВА 1 Сообщение (хабар).

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Классификация сообщений с учетом того, как они дошли до нас. Стр. 10.

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”. Стр. 10.

2. Отдельные الآحاد (āхāд) сообщения, передающиеся малым количеством путей. Стр. 12.

Известное(машхур)сообщение.Стр. 12.

Редкое (‘азиз) сообщение. Стр. 14.

Неизвестное (гариб) сообщение. Стр. 14.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое الخَبَرُ المَقْبول (макбуль) сообщение.

Классификация приемлемых сообщений. Стр. 16.

Достоверное сообщение. Стр. 16.

Хорошие (хасан) хадисы. Стр. 21.

Достоверное сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов. Стр. 23.

Хорошее сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов. Стр. 24.

Отдельное приемлемое сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами. Стр. 24.

Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие. Стр. 25.

Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы. Стр. 25.

Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы. Стр. 27.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение. Стр. 28.

1. “Слабые” الضَّعِيْف сообщения. Стр. 28.

Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде. Стр. 30.

Му‘алляк. Стр. 30.

Мурсаль. Стр. 31.

Му‘даль. Стр. 33.

Мункати‘.Стр. 34.

Мудалляс. Стр. 34.

Мурсаль хафи. Стр. 37.

“Му‘ан‘ан” المُعَنْعَنи المُؤَنَّن “му’аннан” المُؤَنَّن. Стр. 38.

Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика. Стр. 39.

Мауду‘ المَوْضُوع. Стр. 39.

Матрук المَتْرُوك. Стр. 41.

Мункар المُنْكَر. Стр. 42.

Ма‘руф المَعْروف. Стр. 43.

Му‘алляль المُعَلَّل. Стр. 43.

Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц. Стр. 45.

Мудрадж. Стр. 45.

Маклюб. Стр. 47.

Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид. Стр. 48.

Мудтариб المضطرب. Стр. 50.

Мусаххаф. Стр. 51.

Шазз и махфуз ا لشَّاذ والمَحْفوظ. Стр. 52.

Незнание (джахаля) о передатчике الجَهالةُ بالرَّاوي. Стр. 53.

Нововведение البِدَعَة (бид‘а). Стр. 55.

Плохая память سوء الحفظ. Стр. 56.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое по одним признакам может считаться приемлемым, а по другим – отвергаемым. Стр. 57.

Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся. Стр. 57.

Хадис кудси الحَديثُ القُدسِي. Стр. 57.

Марфу‘ المَرْفوع. Стр. 58.

Маукуф المَوْقوف. Стр. 59.

Макту‘ المَقْطوع. Стр. 60.

Другие виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми. Стр. 61.

Муснад المُسْنَد. Стр. 61.

Муттасиль المُتَّصِل. Стр. 62.

Добавления, которые делали достойные доверия лица زِياداتُ الثِّقات. Стр. 62.

“И‘тибар”الإعْتِبار,“мутаби‘”المُتابِع и“шахид” الشَّاهِد. Стр. 64.

Мутаба‘а. Стр. 64.

ГЛАВА 2. О качествах такого передатчика, передача которого принимается, и об отводе (джарх) и подтверждении (та‘диль), которые имеют к этому отношение. Стр. 65.

О передатчике и условиях приемлемости его сообщений. Стр. 65.

Общий обзор трудов, посвященных проблемам отвода и подтверждения. Стр. 68.

Степени отвода и подтверждения. Стр. 69.

ГЛАВА 3 Правила и способы передачи. Стр. 70.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Способы точной передачи и пути ее восприятия. Стр. 70.

Как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача. Стр. 70.

Пути восприятия хадисов и формы их передачи. Стр. 71.

1.Слушание (сама‘) того, что говорит шейх السَّماع من لَفظِ الشَّيْخ.Стр. 72.

2. Чтение шейху القِراءةُ عَلَى الشَّيْخ.Стр. 72.

Иджаза (разрешение). Стр. 72.

Мунаваля (вручение). Стр. 73.

5.Китаба (записывание) الكِتابَة.Стр. 74.

6.И`лям (уведомление) الإعْلام.Стр. 74.

7.Васийа (распоряжение) الوَصِيَّة.Стр. 74.

8. Виджада (обнаружение)الوِجادَة. Стр. 74.

Письменная фиксация хадисов, точность их запоминания и записи и виды сборников хадисов. Стр. 75.

Как следует передавать хадисы. Стр. 78.

Непонятные слова хадисов (гариб аль-хадис). Стр. 79.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Правила передачи. Стр. 80.

Этика поведения мухаддиса. Стр. 80.

Этика поведения изучающего хадисы. Стр. 81.

ГЛАВА 4 Иснад и то, что с ним связано. Стр. 82.

Знание о передатчиках. Стр. 82.

Знание о сподвижниках. Стр. 82.

Знание о последователях. Стр. 85.

Знание биографий передатчиков. Стр. 86.

Знание о разрядах улемов и передатчиков. Стр. 87.

Знание о достойных доверия и слабых передатчиках. Стр. 88.

Знание о том, откуда родом были передатчики хадисов. Стр. 88.

Источники. Стр. 90.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Предисловие переводчика.

Хвала Аллаху, Господу миров, Который направил пророка Мухаммада как милость для обитателей миров. Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, который донес до людей послание Аллаха, выполнил то, что было ему поручено и дал добрые наставления своей общине.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников хранить его сунну и доводить ее до сведения людей, а его слова «Пусть приготовится занять свое место в огне тот, кто намеренно воз­ведет на меня ложь»служат предостережением каждому, кто попытается это сделать.

Его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и жившие после них представители первых поколений мусульманской общины, передававшие людям сообщения о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, старались делать это как можно более точно, в связи с чем возникла необходимость детального изучения как самих пере­даваемых сообщений или же хадисов, так и их иснадов. Посте­пенно складывалась терминология хадисов. На первых этапах собирания сунны специальных трудов на эту тему еще не су­ществовало, однако с течением появились и сочинения, в ко­торых основы передачи собщений о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, получи­ли точное научное обоснование.

Мы рады предложить вниманию читателя книгу под назва­нием “Пособие по терминологии хадисов”кувейтского учено­го доктора Махмуда ат-Таххана, который в доступной форме излагает основные положения хадисоведения, разработанные учеными прошлого. В этой книге рассматриваются такие темы как виды хадисов, способы их передачи и восприятия, отвод и подтверждение тех или иных сообщений в зависимости от степени надежности их передатчиков и другие вопросы, что позволяет считать труд доктора ат-Таххана ключом к этой науке. Кроме того, автор указывает на основные источники, знание которых необходимо каждому желающему заняться уг­лубленным изучением данной дисциплины.

Обращаем внимание читателей на то, что перевод публику­ется с некоторыми сокращениями.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Комиссия по переводу.

Вступление автора книги.

Наши рекомендации