Глава первая. Правомерные формы финансовой деятельности
Ислам относит материальное обеспечение к предметам первой необходимости в этой земной жизни.
Вот что говорит Всевышний:
«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе»(4:5).
Ислам также побуждает человека отправляться в путь и искать свой удел, зарабатывать трудом:
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете»(62:10).
Тем самым ислам ставит целью облагораживать землю, дать возможность наслаждаться ее дарами в соответствии с законами, установленными им во благо общества.
Ислам заботится об обществе посредством правомерных норм для улучшения материального благосостояния людей и деловых сделок, отвечающих требованиям шариата. Нет греха в том, что человек обогащается, если он прибегает к дозволенным методам, а также выполняет все свои обязанности. В хадисе, переданном от ‘Амра ибн аль-‘Аса, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Прекрасно праведное имущество для праведного человека“»[874].
Ислам открывает путь финансовым отношениям, и это проявляется в том, что он дозволяет вести бизнес, учитывает интересы личные и общественные, признает законным и частную, и коллективную форму собственности.
Деньги – это энергия, движущая земной жизнью. Без оборота средств и предоставления услуг трудно представить нормальную жизнь для людей. Вот что говорит по этому поводу Суфьян ас-Саури: «Деньги в эти времена – оружие»[875]. И вполне нормально, что люди и в прошлом, и ныне положительно смотрят на богатство, откладывают деньги на черный день, а также для оказания помощи бедным и нуждающимся.
Ислам предписывает каждому дееспособному мусульманину учиться зарабатывать, то есть обучиться дозволенным видам сделок и знать запретные из них.[876] Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб ходил по рынку и побивал плетью торговцев, которые не разбирались в нормах шариата при проведении сделок. Он говорил: «Не будет продавать на нашем рынке тот, кто не разбирается в религии (т.е. не знает норм шариата относительно торговли), а иначе он станет поедать рост, хочет он этого или нет»[877]. Вот что пишет ар-Рагиб аль-Асфахани под заголовком «Обязанность зарабатывать»: «Даже если зарабатывание средств относится к позволительным делам с одной стороны, с другой стороны оно обязательно, поскольку человек не может спокойно поклоняться Аллаху, кроме как удовлетворив свои жизненные потребности. Стало быть, удовлетворение таковых обязательно, ведь любой поступок, без которого невозможно выполнить определенную обязанность, обретает ту же степень обязательности»[878]. Человек, углубленно изучивший религию, познавший дозволенные методы проведения сделок, строго соблюдающий все требования при их проведении, обрел счастье в этой жизни и преуспеет в грядущей.
Следует помнить, что экономические отношения не обходят стороной любого из нас, независимо от места и времени. Как говорят, человек по природе общественный, т. е. он ощущает потребность в самых разных финансовых взаимоотношениях с целью реализовать себя, как достойного раба Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Вот что говорит аль-‘ Изз ибн ‘Абд ас-Салям: «Человек обязан поклоняться Судье – сердцем, чувствами и телом, пока он жив. А жизнь его невозможна без удовлетворения таких потребностей и нужд, как еда, питье, одежда, семья и т. д. А реализовать он это сможет лишь в том случае, если будут дозволены соответствующие действия и средства»[879].
Человек, который смотрит на земную жизнь, как на средство приобретения грядущей, как на путь получения довольства Аллаха, Всемогущ Он и Велик, не добьется успеха, если не будет руководствоваться в отношениях с людьми нормами шариата.
Важность соблюдения принципа верности и честности в экономических отношениях подчеркивается тем, что исламское законодательство уделяет особое внимание правильному проведению финансовых сделок посредством определенных требований, в частности:
а) быть честным продавцу, предоставлять товар без изъянов, которые неугодны покупателю;
б) быть честным при взвешивании, использовать точную и соответствующую меру веса для товара, учитывать вес всего лишнего помимо товара;
в) быть честным в соблюдении всех прав покупателя и продавца при заключении сделки и получении товара, например, оплата и другое.[880]
На совести каждого человека лежит моральная ответственность. В День воскрешения он предстанет пред Аллахом для расчета и суда, и будет спрошено с него за то имущество, что даровал ему Аллах, и тогда это чувство ответственности заставит ощутить его в полной мере значимость того, что было доверено ему. Вот что говорит Пророк, S: «Не удалятся стопы раба (Аллаха) в День воскрешения, пока не будет он спрошен за годы свои – как он их провел, за знания свои – где он их применил, за имущество свое – как он его приобрел и на что потратил, за тело свое – ради чего он его износил?»[881]
Таким образом, человек должен зарабатывать и тратить средства в соответствии с тем, что предписал Аллах, Свят Он. И если он будет распоряжаться своим имуществом должным образом, пользоваться им, не нарушая канонов Всевышнего Аллаха, то он обретет счастье и преуспеет.
В свое время Пророк, S, утвердил правильность проведения многих деловых сделок и торговых отношений, и в то же время запретил немалое количество форм ведения торговли, которые были распространенны в эпоху невежества, проявляя заботу об интересах каждой личности, и общества в целом. Затем во времена правления праведных халифов деловые сделки видоизменились и усложнились, выросла торговля, появились новые возможности для ее проведения. Исламские ученые приложили огромные усилия и написали множество книг по ведению торговли и финансовым отношениям. [882]
В этом контексте следует подчеркнуть важность современных теоретических исследований в сфере исламского права и экономики, необходимость сотрудничества в этом плане со специалистами из смежных областей[883], для того чтобы можно было пропустить их через призму идеологических основ, моральных принципов, общественных интересов и пр. Это важные экономические последствия, вытекающие из соблюдения обществом верности и соответствия финансовой деятельности нормам шариата.
Малик ибн Наби указал на важность рассмотрения экономических проблем в свете моральных принципов: «Если мы окинем взором нашу элиту в сфере экономики, беря за отправную точку принцип морали, а не преходящие ценности, то осознаем, что в своих трудах они разделились на две группы. Одна группа не обращает внимание на идеологию в отстаивании определенной экономической теории, отстраняя религию и вероубеждения. Другая держится подальше от материализм и атеизма, руководствуясь исламом. Последняя группа принесла больше результатов в анализировании экономических исследований… В качестве примера возьмем студента-мусульманина, который в американском университете написал реферат на тему „Инвестиции без процентов“. Его работа приятно удивила сокурсников, ее оценили и учителя, так как он досконально рассмотрел проблематику кредитования под проценты, разъяснил моральный и материальный вред этого вида деятельности, сопоставляя капитализм и принципы исламской экономики»[884].
Несомненно, все современные исследования в данной области принесли благие плоды в ведении бизнеса согласно шариату, в росте благосостояния людей, в выделении системы экономических отношений в контексте полноценной исламской концепции образа жизни, которая не разделяет мирское и духовное. Так, знания – это поклонение Аллаху, действия – также поклонение. Любые полезные взаимоотношения – тоже поклонение, и многое другое. Словом, за любой дозволенный поступок в соответствии с канонами Всевышнего Аллаха, с целью принести мусульманам пользу в любом деле, мусульманин по воле Всевышнего удостоится двойной награды: преходящей в этом мире, и иной – в грядущей.[885]
Далее мы поговорим более подробно о правомерных формах финансовой деятельности в двух следующих параграфах:
1. Соблюдение правовых сделок;
2. Приумножение капитала.
Соблюдение правовых сделок
Мусульманин в ведении бизнеса стремится придерживаться дозволенных видов сделок, следуя учениям своей религии, вложить свои деньги в законное дело, угодное его Творцу и Дарующему удел. Он отстраняется от любых деловых отношений, что запретил Всевышний Аллах. Вот что передает Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен ими обоими Аллах: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Не считайте, что удел не спешит к вам, ведь, поистине, не умрет раб (Аллаха), пока не исчерпает свой удел до конца. Посему, ищите должным образом – берите дозволенное и оставляйте запретное“»[886].
Исходя из вышесказанного, мы понимаем, насколько высоко положение торговца правдивого и честного при проведении дозволенных сделок. Абу Са‘ид аль-Худари, R, передает от Пророка, S: «Правдивый и достойный доверия торговец пребудет вместе с пророками, правдивейшими и мучениками».
Известно, что Пророк, S, уделил особое внимание рынку. Так, он основал новый независимый рынок для мусульман наряду с существующим рынком, подконтрольным иудеям племени Бану Кайнука‘.[887] Он время от времени посещал его, давал наставления, контролировал, обучал и воспитывал. Абу Хурайра, R, передает, что однажды Пророк, S, проходил мимо груды зерна, погрузил руку в нее и почувствовал влагу. Он, S, сказал: «Что это, о владелец зерна?» Тот ответил: «На него пролился дождь, о Посланник Аллаха». Тогда Посланник, S, сказал: «Что же ты не выложил его поверх кучи, чтобы люди видели это? Кто жульничает, тот не от меня»[888]. Этот хадис прямо указывает на то, что мусульманин не должен обманывать при продаже, покупке товара или в любой другой сделке.
Вот что говорит Ибн Таймийя: «Есть справедливость очевидная, ведомая для любого разумного человека. Например, обязанность заплатить продавцу за товар, обязанность продавца отдать товар покупателю, запрет на обвешивание, обязанность быть правдивым и ничего не скрывать, запрет на ложь, предательство и жульничество, исполнительность по возврату долга»[889]. Несмотря на это, честность время от времени может исчезать в обществе. И для возвращения людей к ее устоям, необходимы отслеживание и контроль над их деловой жизнью, чтобы они занимались дозволенным и из этого извлекали пользу.
Далее мы попытаемся раскрыть роль честности и верности в соблюдении правовых сделок.
1. Дозволенные взаимоотношения
Благородные сподвижники являют собой идеал соблюдения правовых сделок. Они всякий раз следили за тем, чтобы в их дела не прокрадывалась грязные запретные традиции времен невежества. В частности, правдивейший Абу Бакр – эталон чистоты, верности и честности в употреблении дозволенной еды. Однажды мальчик, прислуживающий ему, принес пищу. Он попробовал ее. Тогда мальчик сказал ему: «Знаешь ли ты, что это за еда?» Абу Бакр ответил: «И что же это?» Тот продолжил: «Во времена невежества я нагадал одному человеку, хотя я и не умел этого делать. Я обманул его. А он потом встретил меня и заплатил мне за это и из этого ты и поел». Тогда Абу Бакр потянулся рукой в рот и вырвал все, что съел.[890] Точно также поступил ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда узнал, что по ошибке выпил верблюжье молоко, отведенное для раздачи в качестве милостыни – засунул палец и вырвал то, что испил.[891]
Вот что сказал Муса ибн А‘юн[892] относительно следующего аята «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных»(5:27): «Они отказывались от некоторых вещей из числа дозволенного, опасаясь того, что впадут в запретное. Поэтому Он назвал их богобоязненными»[893].
Разница велика между честными, ответственными людьми в своих поступках, которые вырывают съеденное, узнав, что оно запретное, и теми, кто пренебрегает принципами верности и честности, видя воочию запретное, смело употребляет его в пищу, не задумывается о том, каким образом заработаны деньги – запретным или дозволенным!
2. Вдали от жульничества
Ислам подчеркивает важность построения взаимоотношений на принципах правдивости и искренности. Ведь верность исламу подразумевает то, что каждый мусульманин должен заключать дозволенные сделки с точки зрения ислама, быть убежденным в том, что благодать – в правомерном бизнесе, даже если он малорентабельный. В этом малом заработке будет больше блага и пользы, чем в большом доходе с запретных мероприятий, основанных на жульничестве.
Честность, стремление вести дела дозволенным путем, отстраняться от лжи – всему этому можно привести пример из жизни. Речь пойдет о том, как одна девушка во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, R, наперекор маме, которая хотела сжульничать, настояла на своем. Однажды ‘Умар глубокой ночью обходил город. Он устал и прислонился к стене. И тут он услышал, как женщина говорит дочке: «Дочь, ступай и добавь воды в молоко». Та ответила ей: «Мама, а разве ты не знаешь про сегодняшнее требование повелителя правоверных?» Мама спросила: «И что он требовал, дочь?» Та ответила: «Он велел своему глашатаю объявить о том, чтобы молоко не разбавляли водой». Мать сказала ей: «Дочь, ступай и разбавь молоко водой, ведь ‘Умар тебя здесь не видит, как и глашатай ‘Умара». Девушка ответила матери: «Мама, я не стану подчиняться ему на людях, а вдали ото всех ослушаться его». ‘Умар все это слышал. Он сказал: «О Аслям[894], пометь дверь и узнай, чей это дом», а затем продолжил обход. Утром он сказал: «О Аслям, ступай к тому месту, и узнай, кто эта девушка, и с кем она разговаривала? И есть ли среди них мужчина?»[895] Аслям пошел туда и выяснил, что девушка вдова, без мужа. ‘Умар был настолько восхищен этой девушкой, что женил своего сына ‘Асима[896] на ней. Она родила ‘Асиму дочь, которая потом родила ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза.
Приумножение капитала
Ислам имеет свой особый, отличительный взгляд на приумножение капитала на уровне вероубеждений, морали, практических методов и средств. Он призывает к росту прибыли, беря за основу претворение в жизнь основных целей шариата и его правовых норм, соблюдение моральных ценностей и принципов. Еще ни одному обществу не удалось добиться развития и процветания без кропотливого труда, направленного на увеличение капитала. В своей основе этот процесс зависит от честности и верности каждого человека. Ведь материальный ресурс – это то, что нам доверил Всевышний, чтобы мы использовали его, делали свою жизнь благоприятной и комфортной.[897]
Мусульманин обязан заниматься только дозволенным бизнесом.
Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему»(2:172).
Он также должен отстраняться от всего, что вредит религии, морали и земной жизни мусульман. Примечательно, как Абу Хамид аль-Газали обращает внимание на то, как торговцы, занимающиеся куплей-продажей на рынках, должны отчитываться перед собой, контролировать свои поступки: «Он должен отслеживать свои дела до мельчайших подробностей с каждым из тех, с кем доводится иметь дело. Ведь за ним самим следят и с него тоже спросят! Так пусть же подготовит ответ для Дня суда и наказания – за каждый поступок и слово, зачем он его совершил и ради чего?»[898]
Далее мы поговорим более подробно о том, как влияет честность и верность на приумножение капитала.
1. Капиталовложение
Источники увеличения богатства путем отстранения от запретных взаимоотношений и деятельности в разных дозволенных формах бизнеса и получения прибыли из них имеют в исламе разные формы.[899] Малик ибн Наби обращает наше внимание на интересный факт: во времена Пророка, S, с точки зрения возможностей мусульмане начинали свой путь развития с нуля. При этом на их плечи были возложены великие обязанности, и они добились широкого экономического роста в разных сферах.[900]
Одним из средств, предпринятых исламом для приумножения капитала – это побуждение использовать деньги и вкладывать их в дозволенные Аллахом дела, а не хранить их вдалеке от глаз людских. К примеру, увеличивать капитал фирмы или принимать долевое участие в каком-либо бизнесе и т.д. Ведь замораживание средств противоречит принципу верности, к которому обязывает нас великое наместничество на земле, которое предполагает, что человек будет использовать материальный ресурс, приумножать его в соответствии с тем, что дозволено законом. Ограничиваться основными нуждами, довольствоваться тем, что позволяет жить, отстраняться от вложения денег – все это порождает лень и безучастие, приводит к росту безработицы, пустому времяпровождению, что не влечет пользы ни для религии, ни для земной жизни.
Очевидно, что ислам призывает к приумножению капитала дозволенным путем, направляет богатство на использование во благо человека и общества в целом, и тем самым делает этот процесс одним из факторов экономического роста.
2. Облагораживание и освоение земель
Ислам дозволяет приумножать капитал путем облагораживания и освоения земель. Известно, что Пророк, S, побуждал людей осваивать новые земли путем их засева, посадок. Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что Посланник, S, сказал: «Кто освоил мертвую землю, тот и приобрел ее»[901]. Пророк, S, раздавал земли людям для того, чтобы они их обрабатывали и приносили пользу мусульманам.
Примечательно, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R настолько уделял внимание вопросу освоения земель, что как-то лишил права собственности на землю человека, который более тридцати лет ничего не выращивал на ней. Также передают, что он говорил: «Кто освоил целину, тому она и принадлежит. А человек, который просто придерживает ее более тридцати лет, не имеет прав на нее»[902]. Когда ‘Умар, R, увидел, что Биляль ибн аль-Харис аль-Мазани[903], R, получивший от Посланника Аллаха, S, часть долины в Лучезарной Медине, не облагораживает ее и не засаживает, он сказал ему: «Поистине, Посланник Аллаха, S, выделил эту часть тебе, не для того чтобы ты лишил людей ее благ. Он выделил для того, чтобы ты работал. Возьми из этой части то, что можешь освоить, остальное верни»[904].
В исламе процесс развития основывается на высоких ценностях и целях в рамках практических мер, направленных на использование имеющихся ресурсов и улучшения благосостояния людей. Более того, любое капиталовложение согласно исламу – это открытый призыв привлечь человека к работе, избавить его от помощи посторонних, принести пользу обществу. Вот что говорит Са‘ид ибн аль-Мусаййиб: «Нет блага в том, кто не собирает денег, для того чтобы обеспечить себя пропитанием, выполнять все, что доверено ему, и поддерживать родственные связи»[905]. А вот что сказал аль-Мауирди: «Лучшее имущество – то, что было приобретено дозволенным путем и пожертвовано. А худшее имущество – то, что получено запретным путем и потрачено на греховное»[906].
Таким образом, мы видим, что соблюдение принципа верности и честности очень весомо влияет на приумножение капитала и задействование его объективным образом во благо людей в развитом обществе, имеющем высокие нравственные и практические задатки (профессионализм, умение управлять), вкладывающим средства в экономику: в производство, сельское хозяйство, во все, что способствует цивилизованному развитию современного общества.