Во-первых: муж обязан соблюдать права жены.
1. Содержание. Муж обязан заботиться о семье и содержать ее.
Всевышний говорит:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха»(4:34).
Пророк, S, сказал: «О да, истинно, их права на вас заключаются в том, чтобы вы их обеспечивали должным образом одеждой и едой»[354]. При этом муж должен зарабатывать дозволенным образом. Однажды у Ахмада ибн Ханбаля спросили о следующем изречении Пророка, S: «Достаточно греха будет для человека, если он погубит тех, кого кормит»[355]. Он задал вопрос: «Коль он стремится обеспечить своих домочадцев, то как же он может погубить их?» Ему сказали: «А если он будет кормить их запретным, то будет ли это гибелью для них?» Он ответил: «Суровой»[356].
Забота мужчины о своей семье заключается также в выполнении возложенных на него обязанностей. Ведь Посланник Аллаха, S, сказал: «…и, поистине, твоя жена имеет на тебя право»[357].
2. Воспитание и обучение жены. Муж обязан воспитывать жену и дать ей те знания, которые помогут ей правильно поклоняться Аллаху, укрепят в ней веру. Посланник Аллаха, S, сказал: «Троим будет дано двойное вознаграждение (и среди них он упомянул)мужчина, у которого есть рабыня. Он воспитал ее должным образом и обучил ее должным образом, затем освободил ее и женился на ней»[358]. В комментариях к этому хадису Ибн Хаджар пишет следующее: «Забота об обучении жены и свободных женщин более значима, нежели забота о рабынях»[359]. Известно, что Пророк, S, велел сподвижникам обучать своих жен. Он говорил: «Возвращайтесь к своим семьям, будьте с ними и обучайте их…»[360].
3. Целомудрие и непорочность. Муж обязан оберегать свою жену, запрещать ей выставлять свою красоту напоказ, надевать вызывающую одежду, общаться с незнакомыми мужчинами. Он должен опекать ее чистоту и целомудренность, ограждать от порочности и поступков, вызывающих соблазн.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«О Пророк,! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя(или сближали на себе)свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:59).
Вот что говорит Ибн Таймийя: «Женщина нуждается в еще большей защите и опеке, чем мужчина. Поэтому ей было предписано покрываться, не выставлять напоказ свою красоту, не надевать вызывающую одежду. Именно поэтому она должна скрываться под покровом одежды и в доме, в отличие от мужчины, ведь появление женщины вызывает смуту»[361].
4. Сохранение тайн. Муж обязан хранить тайны своей жены. К примеру, не рассказывать о подробностях интимной жизни с ней, о ее каких-то особенных поступках и словах. Поистине, такие детали семейной жизни являются, отчасти, тем, в чем муж должен хранить верность. Пророк, S, сказал: «В День воскрешения самым великим (нарушением)верности[362] пред Аллахом будет то, как если муж доверился своей жене, и она доверилась ему, а потом он разгласил ее тайну». В другой версии этого хадиса сказано так: «В самом плохом положении пред Аллахом в День воскрешения окажется мужчина, что доверился своей женой, и она доверилась ему, а затем он разгласил ее тайну»[363]. Таким образом, мужья, разглашающие тайны своих жен, являются худшими из людей по своему положению перед Всевышним Аллахом в Судный день.
В качестве образцового примера тому, как следует хранить семейные тайны, приведем следующий случай из жизни одного из праведников. Он подумывал о том, чтобы развестись. Его спросили: «Что тебя смущает в ней?», на что он ответил: «Разумный человек не станет разглашать тайну своей жены». А после того, как он дал ей развод, его опять спросили: «Зачем ты развелся с ней?» На этот раз он ответил так: «Что мне до чужой женщины?!» [364]
5. Ревность. По сути, жена доверена мужу. Поэтому из верности к ней, он должен ревностно относиться к ней. Очевидно, поэтому некий мудрец сказал: «Мужчины в любом народе ревнивы, а женщины нуждаются в опеке»[365].
Отметим, что супружеская ревность должна быть умеренной. Другими словами, ревность может оказаться либо поощряемой, либо порицаемой. Что до положительной ревности, то это чувство оправдано и просто необходимо. Со слов Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Поистине, Аллах ревнив и верующий человек ревнив…»[366] . А вот что сказал Са‘д ибн ‘Убада, R: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечем не плашмя, а его острием»[367]. Эти слова дошли до Пророка, S, на что он сказал: «Вы удивляетесьревности Са‘да? Поистине, я более ревнив, чем Са‘д, а Аллах еще ревнивее меня»[368] . А вот что сказал Хасан аль-Басри: «Вы позволяете своим женам тесниться с неверными чужаками на рынках? Да очернит Аллах того, кто не ревнив»[369].
К порицаемой ревности относится то, когда муж копается в вещах жены, чтобы выискать что-нибудь, следит за ней, обвиняет ее в измене. Все это запрещено. Вот что передает Джабир, R: «Посланник Аллаха, S, запретил врываться ночью к жене, обвиняя в измене или устраивая обыск»[370].