Верность и коллективное поклонение

Ислам видит в принципе верности фактор сплочения мусульманского общества. Так, Всемогущий и Преславный Аллах характеризует верующих как людей обязательных и честных:

«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры»(23:8).

Суть в том, что верность «является их незыблемым жизненным принципом. А ведь жизнь общества возможна лишь в том случае, если в нем люди могут довериться друг другу, если в нем соблюдаются договоренности. Именно благодаря этой ценности человек в своем неизбежном повседневном общении может чувствовать спокойствие и положиться на окружающих»[339].

Говоря о коллективном поклонении, можно выделить положение имама – человека, возглавляющего людей в молитве. Если сравнивать коллективом с телом, то можно сказать, что имам – это голова. Поэтому в случае недействительности молитвы имама, молитва всех, кто стоит за ним, также считается недействительной. Словом, правильное совершение молитвы коллективом непосредственно зависит от верного совершения молитвы имамом. Ведь Пророк, S, сказал: «Имам – гарант»[340]. Также Посланник Аллаха, S, сказал: «Имам назначен для того, чтобы следовали за ним»[341].

Таким образом, верное совершение молитвы имамом подразумевает то, что он обязан отвечать всем требованиям этого статуса. В частности, соблюсти все нормы чистоты (тахара), обязательные условия и столпы молитвы, быть богобоязненным. Его поступки должны быть благочестивыми явно и тайно. Вот что пишет Абу Хамид аль-Газали: «Ему следует очистить свою душу от нечестивости, тяжких грехов, а также не совершать упорно прегрешения. Человек, избранный в качестве имама, должен всеми силами уберечь себя от всего этого. Ведь он – как глава делегации, заступник людей, и поэтому обязан быть лучшим среди них. То же самое справедливо и в отношении внешнего очищения от нечистот и осквернения. Лишь ему может быть ведомо свое состояние. Поэтому, если он вспомнит во время молитвы о том, что находится в оскверненном состоянии или если он испустил ветры, то он не должен стыдиться этого. Он обязан взять за руку ближайшего человека и назначить на свое место»[342].

Еще один момент, связанный с верностью имама по отношению к людям, которых он возглавляет в молитве – он не должен выделять себя в мольбе ко Всевышнему. Об этом запрете сказано в хадисе, переданном Саубаном. Пророк, S, сказал: «…не следует человеку возглавлять людей (в молитве), обращаясь с мольбой при этом лишь за себя. А если он так поступит, то он предал их»[343]. Вот что пишет Ибн аль-Каййим: «Я слышал, как Ибн Таймийя сказал: „Этот хадис я отношу к теме: мольба, с которой имам обращается за себя и за коллектив. Эта мольба объемлет всех, как, к примеру, кунут и ей подобные“»[344].

Азан также является тем, в чем необходимо блюсти верность, как это сообщил нам Пророк, S: «Имам – гарант, а призывающий на молитву (му’аззин) – доверенное лицо». Ученые, говоря о требованиях к му’аззину подчеркивают, что он должен быть верным, «то есть справедливым, поскольку он – доверенное лицо, и на него полагаются в молитве и при совершении других видов поклонений»[345]. Таким образом, му’аззин несет ответственность за молитву, пост и честь.

Верность принципу велеть благое и запрещать дурное, созидание жизни на основе добра и очищении от зла предполагает коллективное поклонение. На обязательность воплощения в жизнь этого принципа указывает Книга, Сунна и единодушие общины.

Всевышний говорит:

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими»(3:104).

Аллах также говорит:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый»(9:71).

А Посланник Аллаха, S, сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть исправит его рукой. Если не может, то языком. Если не может и этого, то сердцем, а это самая слабая степень веры»[346]. Абу Хамид аль-Газали называет призыв к добру и порицание зла великим полюсом религии: «Принцип „повелевать добро и порицать зло“ является великим полюсом религии. Эта задача была возложена на всех Пророков, направленных Всевышним Аллахом. Если бы эта миссия была отменена, ей бы никого не учили, не воплощали в жизнь, то и пророчество, как таковое, потеряло бы смысл, значимость религии бы умалилась, не было бы Откровения, распространились бы ложные убеждения, невежество и нечестивый образ жизни, все было бы разорвано в клочья, города разрушены, люди погублены. А сознали бы свою гибель они лишь в День собрания»[347].

Ибн Таймийя считает, что все механизмы власти в исламском государстве предназначены лишь для претворения в жизнь принципа повелевать добро и запрещать зло, будь то управление широкомасштабными военными делами, в частности, заместительство султана; или управление внутренним порядком, в частности, полиция; или управление финансовыми делами, т. е. казной, бюджетами и распределением средств». Именно поэтому, правитель в каждом поселении обязан назначать на ключевые должности праведных, волевых и честных людей, обладающих знаниями и силой для призыва к добру и пресечения зла.

Принцип побуждения к благому и порицания зла распространяется не только на власть, но и на каждую личность в отдельности, в особенности на тех, кто несет ответственность за других людей, на ком лежит обязанность заботиться о ком-либо. Ведь наш Пророк, S, сказал: «О да, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. О да, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству»[348].

Словом, все вышеупомянутые категории людей – руководители и управители каждый в своем окружении и пространстве, и каждый из них в ответе за воплощение в жизнь принципа «повелевать добро и запрещать зло». Каждый из них несет ответственность за это перед Всевышним Аллахом.

Ислам предостерегает от предательского отношения к миссии призыва к добру и порицания зла, как, например, если человек будет осуждать дурной поступок и сам же его совершать. В хадисе, переданном Усамой ибн Зайдой, R, сказано, что Пророк, S, сказал: «В День воскрешения человека приведут и бросят в Огонь – так, что его внутренности скатятся в Огонь, и он станет ходить кругом, как осел вокруг своего жернова. И соберутся обитатели Огня вокруг него и спросят: „Эй, такой-то, что с тобой? Разве ты не велел нам (творить)одобряемое и не запрещал порицаемое?“ Он ответит: „Я велел вам (творить)одобряемое, но не делал его сам, и запрещал вам (чинить)порицаемое, но совершал его сам“»[349].

Наши рекомендации