Преданность вере в ниспосланные Писания и посланников, да благословит их всех Аллах и приветствует
1. Преданность вере в ниспосланные Писания
Вера в ниспосланные Писания – это третий столп исламского вероучения.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Скажи: „Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе, Исе и Пророк,ам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему Одному мы покоряемся“»(4:84).
Словом, мы верим в те книги, что Аллах ниспослал Своим посланникам, и в те, о которых Он не сообщил нам, и в те, о которых Он нам поведал. Например: Тора, ниспосланная Мусе, мир ему и благословение; Псалтырь, дарованная Дауду, мир ему и благословение; Евангелие, ниспосланное ‘Исе, мир ему и благословение; Коран, ниспосланный Мухаммаду, S. Вот что говорит Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи[309]: «Что же касается веры в ниспосланные Писания посланникам, то мы верим в те Книги, что упоминает Всевышний Аллах в Коране поименно, например: Тора, Евангелие и Псалтырь. Мы также верим, что Всевышний Аллах помимо перечисленных Писаний, ниспослал и другие книги Своим Пророкам, имена и количество которых ведомы лишь Одному Всевышнему Аллаху»[310].
Господь, Всемогущ Он и Велик, обязался Сам хранить великий Коран. Что же касается сохранности Торы и Евангелия, то она была возложена на раввинов и первосвященников. Но они исказили Писания: где-то подменили слова, где-то – поменяли местами, где-то удалили слово, а где-то добавили. Вот что говорит Всемогущий и Преславный Аллах о них:
«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: „Это – от Аллаха“, – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!»(2:79).
А вот как сказано в Коране о том, что Аллах взял на себя ответственность за сохранность этого Писания:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»(15:9).
Аллах сделал Коран – последним Писанием, самым великим, отменяющим все предыдущие Божественные книги. Ибн Аббас, R, сказал: «Коран стоит над всеми предыдущими Писаниями до него»[311]. А Ибн Джурайдж[312] сказал так: «Коран стоит над всеми предыдущими Писаниями. Поэтому все, что согласуется с ним – истина, а то, что противоречит – ложь»[313].
Верность по отношению к Книге Аллаха, Всемогущ Он и Велик, предполагает полную покорность ее положениям в любом жизненном вопросе или проблеме, от самого великого до самого малого.
Всемогущий и Преславный Аллах говорит:
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях»(5:48).
Верность Книге Всевышнего Аллаха обязывает нас: красиво ее читать, заучивать, денно и нощно зачитывать ее в своих молитвах, жить сообразно ее ясно изложенным аятам, покориться ее аятам категории муташабих[314], беспрекословно выполнять ее предписания.
2. Преданность вере в посланников, да благословит их всех Аллах и приветствует
Вера в посланников, да пребудут над ними мир и благословление Аллаха, – это четвертый столп исламского вероучения. Мы верим абсолютно во всех посланников, уважаем и почитаем их, но не превозносим. Они – лучшие творения Всевышнего Аллаха. Мы нуждаемся в них, дабы очистить свои сердца и души, обрести для разума верное руководство. Вот что пишет Ибн Таймийя: «Послание необходимо для людей, без него им просто не обойтись. Их потребность в нем – самая насущная. Послание – это душа всей вселенной, ее свет и жизнь. А будет ли нормально функционировать вселенная без души, жизни и света? А мирская жизнь вся во мраке и проклята, кроме того, что освещено лучами Послания. То же самое справедливо и в отношении человеческого сердца: до тех пор, пока в нем не пробьются солнечные лучи Послания, оно пребудет во тьме, словно умершее. Всевышний Аллах говорит:
„Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?“(6:122).
Этот аят описывает состояние верующего человека, сердце которого до веры было мертвым, пребывало во мраке. Но Аллах вернул его к жизни духом Послания и светом веры, осветил ему путь среди людей. Что же касается сердца неверного, то оно – неживое и находится во тьме»[315].
Истинно верующие признают всех посланников. Они верят, что каждый посланник, направленный Всевышним Аллахом, исполнил свою миссию, довел до сведения людей совершенным образом Послание Аллаха.
Всевышний говорит:
«Скажи: „Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) и Пророк,ам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему Одному мы покоряемся“»(3:84).
Среди посланников есть те, о которых Аллах рассказывает нам в Своей Книге, но также есть те, о которых Он ничего нам не поведал.
Всевышний говорит:
«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе»(40:78).
Словом, необходимо верить во всех посланников и Пророков, независимо от того, упоминаются ли их имена в благородном Коране и Сунне Пророка, S, или нет. «Мы не делаем между ними различий, признавая одних и отвергая других. Мы истинно верим во всех них, признаем за истину все, с чем они пришли. Ведь тот, кто уверовал в одних посланников, но отверг других, впадает в полное неверие»[316].
Всевышний говорит:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения»(4:150–151).
Аллах, Всемогущ Он и Велик, также говорит:
«Скажите: „Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано Пророк,ам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему Одному мы покоряемся“»(2:136).
Верность по отношению к посланникам, да благословит их всех Аллах и приветствует, предполагает послушание и полную покорность им, поскольку в этом заключается покорность Аллаху.
Всемогущий и Преславный говорит:
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем»(4:80).
Верность им также подразумевает веру в то, что они непогрешимы, что им никак не присуще ни ложь, ни коварство.
Быть верным посланникам также означает верить в знамения и чудеса, которыми Всевышний поддержал их на пути посланнической миссии.[317] Самым великим знамением является благородный Коран, который Всевышний Аллах сделал чудом последнего Посланника, S. Вот что пишет Саййид Кутб: «Всевышний Аллах не даровал Мухаммаду, S, материальное знамение, оказывающее давление, не оставляющее особого выбора, принуждающее и заставляющее покориться, поскольку его Послание – последнее. Оно открыто для всех народов мира, для всех поколений. Это Послание неограниченно временными и географическими рамками. Поэтому, вполне логично, что и знамение этого Послания – открыто для близких и далеких народов, для всех наций и поколений. А чудеса, принуждающие к покорности, способны смирить лишь тех, кто увидел их воочию. Затем это остается всего лишь рассказом, который передают поколения одно другому, а не реальным событием, что можно лицезреть… Что же касается Корана, то вот уже тринадцать столетий эту Книгу читают, на основании нее строят свою жизнь. И нынешнее поколения людей – тех, что избрали для себя в качестве путеводителя Коран – черпают из него то, что формирует их жизненные принципы, полностью удовлетворяет их потребности, ведет их к лучшей жизни, к новым горизонтам и к лучшему успеху. И новые поколения после нас найдут в нем многое из того, что мы не нашли, поскольку он открывается каждому в меру его нужды, а кладезь его остается неисчерпаемым, постоянно дарующий что-то новое»[318].