Глава первая. Человек по природе своей предрасположен к верности
Человек по природе своей общественный, он тянется к общению с людьми. Поэтому он оказывается либо одним из тех, кто доверяет кому-либо, либо тем, кому доверяют что-либо. Из поколения в поколение люди учат своих детей быть верными и честными. [41] Тот факт, что эта добродетель существует издревле, свидетельствует о том, что она заложена в человеческой природе. Вот что говорит Ибн Таймийя: «Если бы все эти затрагиваемые вопросы не имели ничего общего с человеческой природой, то они не стали бы предметом обсуждения всех народов мира. То, что обсуждается всеми людьми, обязательно должно быть связано с природой, присущей каждому человеку»[42].
Отметим, что верность является основной добродетелью во всех обществах, исповедующих религию, имеющую или не имеющую Божественного начала. Стало быть, Всевышний Аллах наделил людей природой, признающей истину, склоняющейся к ней. Она помогает человеку увидеть то, что идет во благо ему, и она побуждает его к благому. Слова Аллаха «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72) указывают на то, что обязательства хранить верность заповедям, возложена лишь на человека после того, как небеса, земля и горы отказались хранить ее, поскольку не готовы к этому. Аш-Шаукани комментирует этот аят так: «То есть человек по природе своей стал готов взять ее на себя, или же он принял бремя верности, когда она была предложена ему в зарождающемся мире, когда все потомки Адама были выведены из его поясницы и был заключен с ними завет»[43]. Аллах говорит:
«Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: „Разве Я – не ваш Господь?“ Они сказали: „Да, мы свидетельствуем“. Это для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: „Мы не знали этого“. Или же не говорили: „Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?“»(7:172–173).
А вот что говорит ‘Абд ар-Рахман аль-Майдани о 72-ом аяте 33-ей суры: «В человеческой природе заложено знание и признание того, что требует верности, готовности выполнить это – с той самой поры, когда она (т.е. верность) была предложена человеку, и он взял на себя такую ответственность, чтобы обрести вечность в мире блаженства после тропы смерти»[44].
В хадисе, переданном Хузайфой, R, сказано: «Посланник Аллаха поведал нам о двух событиях. Одно из них я увидел, а другое – ожидаю. Он нам рассказал о том, что „верность была заложена в глубине людских сердец, затем они познали (ее) из Корана, затем познали (ее) из Cунны“. После он поведал нам о том, что она будет отобрана. Он сказал: „Человек заснет, и верность будет вырвана из его сердца, а след от нее остается как точка. Затем он заснет (еще раз) и она будет вырвана, а след от нее остается подобно волдырю, словно раскалённый уголек: ты прокатишь его по своей ноге, она вздувается, и ты видишь, как она покрылась волдырями, пустыми изнутри. Затем люди станут заключать друг с другом сделки, но едва ли кто-нибудь из них будет блюсти верность. И будут поговаривать: „Вот в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!“»
Далее Хузайфа сказал: «Я дожил до того времени, когда мне все равно было, с кем из вас иметь дело. Если он мусульманин, то ислам взыщет с него для меня[45], а коль он христианин, то представитель власти взыщет с него для меня. А сегодня я веду дела лишь с тем-то и с тем-то»[46].
Этот хадис указывает на одну из «истин естественной человеческой природы. Она гласит, что люди в основе своей верные (честные). Ведь Всевышний Аллах создал человека верным, Он заложил это качество в корень людских сердец, т. е. в глубину людских душ… Затем были ниспосланы законы Аллаха посредством Его Книг, а благородный Коран и Сунна Посланника, S, разъяснили их наилучшим образом. Таким образом, Его предписания укрепили и обогатили ту самую основу, которой наделил Всевышний человеческую душу, – естество, проникнутое верностью с момента ее сотворения»[47].
Итак, чистая человеческая природа проникнута верностью с момента сотворения, однако ее чистота прямо зависит от соблюдения Божьих законов. Если она будет их нарушать, то отступит от верности, пренебрежет ею и предаст ее, то ли по причине злых побуждений, то ли из-за незнания. Именно на это неоднократно указывает Ибн ‘Ашур[48] в своем толковании, размышляя над словами Всевышнего:
«Воистину, он является несправедливым и невежественным»(33:72).
Вот что он говорит: «Возможно, здесь имеется в виду несправедливость, свойственная человеческой природе, т. е. тяга к злу и невежеству. Человек подвержен этим двум недугам, если его не защитить щитом религии. Поэтому человеческая несправедливость и невежество проявляются в том, что люди изменяют верности, которую обязались хранить»[49]. Точно также утверждал Мухаммад Рашид Рида[50]: «В основе – люди верные, отвечают на зов своей природы, соблюдают религию. А предательство – это измена основе»[51].
Стало быть, верность – это древнее врожденное качество человека. Но оно предрасположено к полному исчезновению всякий раз, когда люди отдаляются от религии. Именно на это указывают слова Посланника, S: «Если верность утрачена, то жди Часа…»[52]. Словом, если верность исчезнет по той причине, что люди отдалились от Аллаха, пренебрегают Его предписаниями, то это знак того, что основа человеческой природы нарушена. А это в свою очередь откроет путь к пробуждению и доминированию дурных качеств, что приведет к утрате плодов этой основы.[53]
Мы попытаемся раскрыть суть того, что представляет собой эта основа, а именно – естественная склонность человека быть верным общечеловеческим достоинствам и моральным принципам, в следующих параграфах:
1. Верность и общечеловеческие достоинства.
2. Верность и соблюдение моральных принципов.
Верность и общечеловеческие достоинства
Аллах заложил в человеческую душу готовность принимать добродетель. Поэтому люди по природе своей склонны к благонравию. Их это успокаивает, делает счастливыми в отличие от дурных качеств, которые они отвергают своим нутром, чувствуют к этому неприязнь и отвращение.[54]
Верность – это одна из самых значимых добродетелей в системе нравственных ценностей, берущих свое начало в человеческой непорочной природе. Каждая единица в этом сложном строении укрепляет другую. Поэтому, если одно звено отсутствует или противоречит другому, то это непременно нарушит гармонию человеческой природы. Ведь нравственность положительна, поскольку отвечает положительным целям. К тому же тот факт, что всем народам мира присуще благонравие, указывает на то, что все человечество ощущает острую потребность в нем. Если все люди нуждаются в одном и том же, то стало быть это полезно и нужно для них. Тем более, что человеческая природа гармонизирует с тем, что пригодно и полезно для нее, как на это указывает Ибн Таймийя: «Чтобы ни велел Аллах, Он непременно заложил в природу человека соответствующую тому основу и потребность. Он делает так, что человек нуждается в этом, и соблюдение этого ведет человека к благоустройству и совершенству…Он велит приобретать знания, быть правдивым и справедливым, поддерживать родственные связи, быть верным и мн. др., что знают и любят сердца»[55].
Отсюда нам становится понятно, насколько человек подвержен в душе своей дьявольским побуждениям ко злу, к удовлетворению своих низменных желаний. Но в противовес им стоит благой зов, ведущий к истине и справедливости.[56]
Всевышний говорит:
«…кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем»(43:27).
Этот аят указывает на то, что в природе человека заложено знание добра и зла, что ему велено очищать свою душу, быть благонравным во всем, предостерегаться дурных нравов, а также запрещено творить зло. Вот что говорит д-р Мухаммад ‘Абдуллах Дарраз: «В человеке есть внутренний голос, который не просто советует и подсказывает ему верный путь, но и подвигает его в прямом смысле этого слова к действию или бездействию»[57].
Господь, Всемогущ Он и Велик, дарует успех и победу тому, кто усердствует в том, чтобы очистить свою душу и совладать ею, а на провал и погибель Он обрек тех, кто пренебрег ею и покорился своим страстям".
Всевышний говорит:
«Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (91:8–9).
Слова «опорочил ее» означают – «не давать ей творить добро»[58].
Следует отметить, что некоторые люди не в состоянии осознать ценности и различать их по причине незрелости или невоспитанности.[59] Не исключено, что такие люди могут видеть лишь отрицательную сторону через призму правильных ценностей. А все по причине преобладания зла в их душах и дурного влияния общества.[60]
Ранее мы упоминали о том, что все люди земного шара восприимчивы и одобрительно относятся к верности, правдивости, справедливости и другим ценностям. Они признают и любят добро, равно как и питают отвращение и ненавидят зло, в частности, предательство, ложь, тиранию и пр. Они считают дурные качества омерзительными.[61] Эту мысль поясняет аль-Мубаракфури[62], указывая на связь между смыслом верности в хадисе от Хузайфы, R («верность была заложена в глубине людских сердец»), и значением верности в благородном аяте:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность»(33:72).
Вот, что он говорит: «Верность и есть вера или же все скрытое и ведомое лишь Всевышнему Аллаху из поступков человека. Или же Он имеет в виду сам факт привлечения к выполнению обязательств, возложенных Всевышним на Своих рабов, или же завет, который Он заключил с ними. А слова Посланника, S, «Верность была заложена в глубине людских сердец» указывают на то, что верность изначально была заложена в людских душах и пропитала их собой, и что именно она побуждает следовать Корану и Сунне. Именно это он, S, имел в виду, говоря: «…затем они познали (ее)из Корана, затем познали(ее)из Сунны »[63].
Эту же мысль поясняет хадис, который приводит ат-Табари со своей цепочкой передатчиков хадиса от аль-Хакама ибн ‘Амра[64]: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Поистине, верность и честность были ниспосланы сыну Адама вместе с пророками. Они были сэтим посланы (людям). Среди них кто-то был посланником Аллаха, кто-то – пророком, а кто-то – и пророком, и посланником. После был ниспослан Коран – речь Аллаха, был ниспослан арабский и иностранные языки. Они познали предназначение Корана, и познали предназначение Сунны на своих языках. Аллах ничего не упустил из того, что они совершают или чего сторонятся. Это и есть доводы против них, что Он, несомненно, им разъяснил. Каждая община со своим языком непременно может отличать доброе от омерзительного. Затем в первую очередь будет изъята верность, и останется след от нее в глубине людских сердец. После будет изъяты честность, обязательность и добросовестность…»[65]. Таким образом, человек по природе своей осознает, что справедливость – это благо, а тирания – зло, что верность – это добродетель, а предательство – злодеяние.
Знатоки этики, психологи и социологи единодушны в том, что верность – это общечеловеческое достоинство, самое насущное как для отдельной личности, так и для общества в целом.[66] Это так, потому что «достоинства тесно переплетены друг с другом, и если верность, как врожденное качество, закреплена шариатскими учениями в душе человека и обрела силу, то это свидетельствует о том, что ему присущи все вместе взятые общечеловеческие ценности»[67].
Конечно же, это не означает, что человек теперь непогрешим и не совершит того, что противоречит верности. Ведь порой душа дает слабинку, зачастую относится легкомысленно к соблюдению нравственных принципов. Но, примечательно, что верность есть везде, где речь идет об общечеловеческих моральных устоях, к которым устремляются чистые сердца людей.
Если верность присуща человеческой природе, то она, как и все другие благие нравы и качества, растет и развивается, благодаря обучению и воспитанию, а пренебрежение и лень искореняют ее. Верность – это достоинство, развивающееся посредством правильного воспитания.[68] Так, если детям прививать верность, то в своей взрослой жизни они будут придерживаться этого достоинства, они, несомненно, будут верны и честны в любом важном деле. «Воспитать верность можно через обучение и упражнения с малого возраста, посредством совершения благонравных поступков, соблюдения религиозных обязанностей, и неважно, личных или общественных»[69].
Стало быть, любой огрех, пятнающий верность, несомненно, отразится на других достоинствах человека. Обратное также справедливо: всякое нарушение нравственных принципов предполагает изъян в верности.
Вот что говорит Джамаль ад-Дин аль-Афгани[70]: «Очевидно, что продолжение человеческого рода основано на взаимоотношениях и взаимовыручке в полезных делах. А дух взаимоотношений и взаимовыручки – это верность. Если в отношениях людей не будет верности, то они обречены на провал, разорвана связь между ними, нарушено их жизненное равновесие, что незамедлительно приведет к вымиранию человечества»[71].
Любой разумный человек, размышляющий над нравственным упадком и деградацией людей, подметит, что исправить это положение можно, приучая их к верности в исполнении основных обязанностей здоровой, уравновешенной личности.[72] А поскольку верность – это врожденное качество человека, которое побуждает его быть честным и достойным, то, очевидно, необходимо беречь этот задаток, как зеницу ока. Ведь любое пятнышко на ней потрясет все остальные нравственные устои человека.
Верность и соблюдение моральных принципов
Чистые души по природе своей склонны к благонравию и не приемлют зло. Поэтому, вполне очевидно, что человеческая природа восприимчива к достоинствам, в частности, к верности. Вот что говорит Абу Хамид аль-Газали: «Каждое человеческое сердце готово взять на себя бремя верности, изначально оно способно вынести его»[73].
Современные антропологические исследования[74] выявили то, что в истории человеческой цивилизации было множество сводов законов этики, очень близких по смыслу и содержанию.[75]
Антропологи, социологи и психологи считают, что в основе чувства морального долга лежит сама человеческая природа. Среди антропологов есть и такие, кто утверждает, что мораль строится на основе запретов и ограничений. Интуитивисты все сводят к наивысшему идеалу в человеческой жизни, а материалисты[76] объясняют нравственные побуждения в свете материальной выгоды, связанной со сложившимся общественным положением.[77]
Среди обязанностей, возложенных на человека, есть и верность. Отметим, что к ней обязывают и религиозные предписания, и моральный кодекс, и рукотворные или светские законы. Словом, верность – это моральный долг каждого дееспособного человека, за который он будет спрошен. Примечательно, что «статус человека, как нравственного существа, является основополагающим во вселенной. Ведь он – единственное творение, что хранит верность ценностям»[78].
Нравственность лежит в основе природы человека, которого Всевышний Аллах выделил тем, что наделил разумом. И, более того, она тесно переплетена с религией, о чем мы поговорим более подробно в третьем разделе «Закон». Насколько мудры следующие слова: «Каждый благой нрав и каждый прекрасный поступок, непременно, связан Всевышним Аллахом, с религией»[79].
Человек, не задумываясь, одобряет любое проявление верности, правдивости, справедливости и других достоинств. И он, не долго думая, осуждает предательство, ложь, угнетение и любое другое зло. Свидетельством тому является хадис, переданный Са‘дом ибн Абу Уаккасом: «Пророк, S, сказал: «Верующему свойственно любое качество, кроме предательства и лжи»[80]. Другими словами, верность и предательство не могут ужиться одновременно в душе верующего человека, так как человек благонравен по природе своей. Поэтому исламская нация пребудет чистой и непорочной до тех пор, пока стоит на страже верности, а иначе, беды обрушатся на нее, как это сказано в одном из хадисов: «Если моя община приобретет десять качеств, то беды обрушатся на нее», и среди них он, S, упомянул про то, «когда верность станет трофеем...»[81]. Ведь человек имеет врожденное качество, которое психологи называют инстинктом, социологи – совестью. Именно это внутреннее побуждение подвигает человека к одобрению или осуждению происходящего вокруг.[82]
Необходимо отметить еще следующее: «Инстинкты или врожденные внутренние побуждения бывают сильными или слабыми в зависимости от человека. Они развиваются посредством практики и, соответственно, ослабевают при ее отсутствии или в случае доминирования одних инстинктов над другими»[83]. Очевидным доводом в пользу этого является тот факт, что «если мы поселим человека среди верных, честных и правдивых людей, то он переймет эти качества у них. Если его оставить жить в совестливом, чистом обществе, то он обретет эти достоинства… Таким образом, человеку, живущему в среде людей, говорящих правду, верных, честных, исполнительных и обязательных, будет крайне сложно нарушать этот жизненный устой, даже если его душа будет побуждать к иному. А впоследствии, если он долго проживет в этом окружении, соблюдая его принципы и правила, он обнаружит, что нравственность пустила корни и достигла глубины его сердца, он станет питать отвращение к аморальным поступкам. А коль ему представится случай соврать, то его обретенные нравственные качества не дадут ему этого сделать. Если у него в голове проскользнет лишь мысль о предательстве, то его душа взволнуется, восстанет, убежит прочь от дьявольских наущений и отбросит ее. Если у него вдруг возникнет желание нарушить данное слово, не выполнить обещанного, то его нынешнее нутро удержит от этого. Таким будет действие всех качеств, перенимаемых человеком в праведном обществе, которое постоянно его окружает»[84].
Стало быть, с точки зрения морали человек обязан обладать верностью, поскольку это качество является общечеловеческим достоинством, к которому зовет непорочная природа человека.