Глава вторая. Верный и честный человек ценится в обществе

Всевышний Аллах возвысил и почтил человека. Он создал его Своими руками, вдохнул в него дух, сотворенный Им, велел Своим ангелам совершить поклон ему. Он обустроил все, что на небе и на земле, во благо ему. Он даровал ему всевозможные блага и превознес его над многими Своими творениями. Он наделил его чистым, светлым естеством. Он дал ему разум и наделил природой, готовой к принятию обязательств.

Люди спокон веков твердят о том, что человеку свойственна некая способность и склонность, суть которых остается неизведанной. Так вот эту способность и склонность можно назвать человеческим естеством. [16]

Коран упоминает о человеческом естестве в нескольких аятах. К примеру, Всевышний говорит:

«Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей»(30:30).

Итак, врожденное качество, с которым Всевышний сотворил нас – это то «прекрасное чувство знания об Аллахе, которым Он наделяет людей с рождения». [17]Естество– это «природа, готовая принять религию»[18]. «Она же – природа бытия». [19]

По определению философов, здоровое человеческое естество – это «способность постичь норму и отличать добро от зла»[20]. Знатоки исламского права определяют естество следующим образом: «Совокупность врожденных способностей, склонностей и инстинктов, на формирование которых никто и ничто не влияло»[21]. А д-р Микдад Яльджин отдал предпочтение такому понимаю естества: «Первичная сила, подвигающая человека к определенным поступкам»[22].

В древней и современной философии человеческой природой называют сердце[23], сознательность[24], естество[25], инстинкт[26], внутренние побуждения[27] и склонности[28]. Далее мы поговорим о человеческой природе в значениях: сердце, сознательность (совесть) и инстинкт.

1. Сердце – это «человеческая душа, которая взяла на себя бремя верности пред Аллахом. Она способна к познанию, наделена врожденным знанием и свидетельствует о единобожии»[29].

В понимании ученых, сердце – это средоточие представлений и переживаний. Именно оно побуждает людей познавать добро и отстраняться от зла.

2. Сознательность – это «умение души осознавать добрые и злые дела со способностью выносить непосредственную нравственную оценку определенным поступкам»[30]. Это определение очень близко по значению внутреннему голосу, который внушает человеку совершать или не совершать тот или иной поступок, отличает добро от зла. По-другому его называют еще совестью. Словом, это внутреннее чувство, неподвластное внешнему миру. [31]

3. Инстинкт – это «сложная совокупность внешних и врожденных ответных реакций, свойственных всем представителям одного вида, направленных на достижение определенной цели по безотчетному побуждению. Инстинкт также определяют как непреодолимое бессознательное влечение к чему-либо, или сознательное влечение, вызванное необходимостью. Словом, инстинкт – это определенное действие или образ поведения, основанный на физиологической природе и биологической наследственности»[32]. А д-р Мустафа Суайф сформулировал определение инстинкта следующим образом: «Врожденная или наследственная способность к совершению отрицательных или положительных действий в определенной ситуации как следствие ее непосредственного осознания»[33].

Знатоки этики склоняются к утверждению, что совесть – это чувство моральной ответственности. В своих трудах они это называют интуицией. [34] Они считают, что «человек рождается с естественным даром нравственности, благодаря которому он может отличать добро от зла, независимо от своих личных интересов и корыстных целей. Они утверждают, что добро и зло предполагают моральный выбор, которому человек должен последовать… Этот дар нравственности (совесть и все, что близко по значению этому понятию) присущ людям всех времен и поколений»[35].

Таково видение знатоков этики, в частности сторонников интуитивизма. И в общих чертах, оно отвечает действительности. Ведь человек по природе своей любит добро и ненавидит зло.[36] Коранические аяты указывают на существование этого нравственного чувства, заложенного в человеческой душе. К примеру, Всевышний говорит:

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик(или тем, как Он сделал ее облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее»(91: 7–9).

Следует отметить, что мусульманские ученые говорили о важности совести или живого сердца, о том, что именно оно обладает способностью познать добро, нравственность и добродетель, ранее, чем западные умы пришли к этому пониманию. Но сам этот дар нравственности не может существовать самостоятельно, так как склонен ошибаться. Интуитивисты утверждают, что он не нуждается в Откровении, но это не так. Дар, на который указывают логические доводы, должен быть подкреплен текстуальными доказательствами. Именно поэтому метод познания наших праведных предшественников основывался на принципе: достоверные тексты соответствуют тому, что очевидно с логической точки зрения.[37]

Таким образом, люди, независимо от их вероисповедания, убеждений, традиций, устоев и идеологии, склонны одобрять добрые нравы, в частности, верность, которая является великой добродетелью, естественной для его природы.[38]

Однако человеческая природа, несмотря на ее способность различать и творить добро, не может самостоятельно познать этого, так как ей свойственно ошибаться. Поэтому лучи Откровения все время освещают ей путь, помогают ей достичь желаемого и уберечься от ненавистного для нее. Словом, «эта сущность нуждается в поддержке, в той пище, что подходит для нее, которая соответствует ей как в суждении, так и в поступках. Именно поэтому соблюдение религии совершенно, когда человеческая природа дополняется Божественными предписаниями, дающими то поведение и образ жизни, что угодны Всевышнему Аллаху…»[39].

Итак, человеческая природа является той основой, что заложена в людских душах. Она в свою очередь, прислушиваясь к разуму и текстам, одобряет верность, признает ее добродетелью. Возникает вопрос: что представляет собой основа, указывающая на верность?

Мы считаем, что эта основа строится на следующих положениях:

1. Лишь человек среди всех творений почтен и превознесен над остальными созданиями Аллаха. Всевышний говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями»(17:70).

2. На человека возложена великая миссия – быть наместником на земле. Всевышний говорит: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника»(2:30). Само наместничество предполагает то, что человеку доверено нечто обязывающее его к определенным действиям.

3. Верность – это качество, присущее лишь человеку. Ни одно из других творений Аллаха не обладает этой добродетелью. Верность можно как хранить, так и нарушить. Аллах говорит: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(33:72). Обратите внимание, в аяте сказано, что сначала было предложено небесам, земле и горам, и лишь потом человеку. Возможно, этот порядок косвенно выявляет превосходство человека над другими творениями.

4. Верность – это неотъемлемая часть человеческой природы и характера, а не нечто второстепенное.[40]

Далее мы попытаемся раскрыть суть первой основы верности, человеческую природу, в двух главах:

1. Человек по природе своей предрасположен к верности.

2. Верность и честный человек ценятся в обществе.

Наши рекомендации