Определение верности. Терминологическое значение
Верность в исламе
и
Её влияние на общество
Дух Ислама – это его ценности и нравственность, к которой он призывает. А верность и честность – это основа всех достоинств. Мусульманин обязан быть верным и честным абсолютно во всем: в поклонении Богу, в общении с людьми, в деловых взаимоотношениях, и, наконец, в отношении самого себя, в отношении своих знаний. Воплощение в жизнь этих качеств приводит к порядку, гармонии, справедливости, добру и миру. Пренебрежение же ими чревато пагубными последствиями как для человека, так и общества в целом. Об этом и многом другом повествует научный труд д-ра ‘Абд аль-Лятифа ибн Ибрахима ибн ‘Абд аль-Лятифа аль-Хусайна «Верность согласно Исламу и влияние этого достоинства на общество». Автор книги, которую Вы держите в руках, рассмотрел всю религию через призму нравственных качеств – верности и честности. В каждой части, каждом разделе, главе и параграфе автор пытается донести читателю, что верность и честность – это суть веры, и все, к чему обязывают эти достоинства являет собой великое бремя ответственности, что возложена Всевышним на человека с момента его избрания наместником на земле.
С именем Аллаха Всемилостивого и Милосердного!
Предисловие
Хвала Аллаху, Которого мы прославляем, просим о помощи и о прощении, мы ищем у Него защиты от зла наших душ и дурных деяний! Кого Аллах наставит на верный путь, того никто не введет в заблуждение. А кого Он введет в заблуждение, того никто не поведет прямой стезей. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Он выполнил свою посланническую миссию, исполнил то, что было доверено ему, призвал к добру общество, да благословит Аллах его самого, его семейство и сподвижников, а также тех, кто следует его пути и примеру вплоть до Судного дня.
Аллах сотворил человека Своими руками и почтил его, вдохнул в него дух, сотворенный Им, и велел Своим ангелам поклониться ему. Аллах превознес человека над многими Своими творениями, устроил его сущность в соответствии с верной религией, наделил его разумом и подготовил к выполнению обязанностей: если будет он совершать добро, то получит вознаграждение, а коль будет творить зло, то будет наказан. Такова суть верности, которую человек сам обязался хранить.
Всевышний говорит:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33: 72, 73).
Ислам формирует человеческую душу, исповедующую эту религию, и ведет к совершенству в любом жизненном аспекте, в частности, в вопросе вероубеждений, поклонений и морали. Он связывает все в звенья, замыкающие друг друга и составляющие одно единое целое. Через свои положения и нравственные нормы он задает те высокие цели, к которым следует стремиться, закладывает моральные устои, призванные соблюдать права и обязанности каждого человека. Таким образом, он создает праведное общество, сильное и сплоченное, в котором царят честность, справедливость и любовь.
Одной из самых значимых нравственных ценностей, лежащих в основе исламского шариата, является верность. Верность – это великое достоинство, гарантирующее соблюдение прав Всевышнего Аллаха и прав людей. Именно поэтому ислам со всей строгостью призывает каждого человека к верности, обязывает быть верными во всех делах, так или иначе соприкасающихся с жизнью отдельного человека или общества в целом.
Подчеркивая важность верности, Всевышний в Своей Благородной Книге приписывает это достоинство Своим верующим рабам. Вот что Он говорит:
«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры»(23:8).
Пророк, S, также связал веру с верностью. Он сказал: «Нет веры у того, кто не верен, и нет религии у того, кто не обязателен».[1]
Из великой верности, которую обязался хранить человек перед Аллахом, чтобы выполнять Его предписания и соблюдать Его запреты, вытекают многие другие обязательства, характеризующие верность человека религии: свидетельствовать в пользу этой религии, учиться, призывать к Всевышнему Аллаху, оберегать моральные устои общества, достойно вести себя с людьми, возвращать в целости и сохранности доверенные вещи. Ибн Мас‘уд, R, сказал: «… верность в молитве, верность в посте, верность в разговоре, а самое суровое среди всего этого – вещи, оставленные на хранение…».[2] Стало быть, верность, согласно исламу, ценность, охватывающая религию человека и его способности в выполнении обязанностей, предписанных ему Всевышним Аллахом.
Итак, верность, как нравственная ценность, является одним из великих достоинств. Она лежит в основе любого человеческого поступка, она охватывает его поведение в целом. Поэтому я попросил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он помог мне в написании труда, посвященного раскрытию этого качества и того, как оно влияет на жизнь общества, насколько пагубно его отсутствие. Диссертацию эту я назвал «Верность в исламе и её влияние на общество». Я написал ее по милости Всевышнего Аллаха для получения высшей международной степени доктора в исламской культуре.
Хвала Аллаху, Который помог мне завершить этот труд, и я прошу Его, чтобы он был угоден Ему, Преславному, стал камнем, пригодным для воздвижения дворца исламской культуры в его первозданном виде.
Вступление
Раздел второй. Разум
Раздел третий. Закон
Раздел второй. Разум
Раздел третий. Шариат
Поощрение верности
Есть множество аятов и хадисов, затрагивающих вопрос верности и честности. В священных текстах подчеркивается, что эти нравственные качества – достоинства, обязательные с точки зрения шариата. Поэтому человек, обладающий этими нравами, поступающий сообразно им, – истинно верующий мусульманин.
Аят, закладывающий саму ценность верности в исламе, выявляющий великое значение и роль этого достоинства, а также тех, кто обладает им, звучит так:
«Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(33:72).
Эти слова Всевышнего указывают на высокое положение верности, на то, что она была возложена лишь на человека.
Приведенный выше аят призывает творения Аллаха взять на себя бремя верности. Стало быть, кто, если не верующий, должен отозваться на зов Всевышнего, тем более что выполнение Его предписаний обязательно. Подчеркнем, что речь идет об образе жизни согласно принципу верности – в том, что касается прав Аллаха перед Его рабами, а также прав людей друг перед другом, в их доверительных взаимоотношениях.[205]
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий»(4:58).
Аллах предписывает соблюдать честность со всеми людьми, даже если они исповедуют другую веру, будь они христиане, иудеи или язычники. Пророк, S, также велит быть честными и предостерегает от измены в любом вопросе. Он, S, сказал: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя»[206]. Обратите внимание: хадис предостерегает не просто от измены вообще, а подчеркивает, что запретность этого дурного нрава в любом деле, в том числе в ответном предательстве на вероломство, так как «на несправедливый поступок такого характера нельзя отвечать тем же»[207]. Как-то Маймун ибн Махран[208] сказал: «Быть честным, обязательным и поддерживать родственные связи следует как с благочестивыми, так и с нечестивцами»[209].
В некоторых аятах Всевышний хвалит верующих за то, что они соблюдают честность в отношениях с людьми, что подчеркивает важность этого достоинства. К примеру, Аллах говорит:
«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договор»(23:8).
Вот что пишет Ибн Касир: «Коль верующим что-либо доверено, то они не поступают коварно. Они возвращают доверенное имущество в сохранности владельцу. Если они заключают какой-либо договор или соглашение, то выполняют его»[210]. В аяте слово, указывающее на смысл «вверенное им на хранение» употреблено во множественном числе, вероятно, с целью указать на многогранность доверительных отношений людей. Словом, это обобщает упомянутое предписание.[211] А тот факт, что слово «договор» употреблено Всевышним в единственном числе, очевиден, а Аллах знает лучше, потому что оно свидетельствует о том, что верность и честность – качества более общие, нежели обязательность. Другими словами, обязательность в любом ее проявлении, по сути, есть соблюдение верности и честности.
Пророк, S, также побуждал мусульман быть честными, и водном из своих изречений связал верность с верой. Вот что он, S, сказал: «Нет веры у того, кто неверен, и нет религии у того, кто необязателен»[212]. В другом хадисе, переданном Хузайфой, R, сказано, что нет веры у нечестного человека: «И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!» Аль-Асбахани по поводу этого сообщения сказал так: «Верность упомянутая в этом хадисе – та самая, о которой сказано в аяте:
„Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность…“(33:72).
И она – есть суть веры. Если сердце человека пронизано этой верностью, то он будет соблюдать все предписания и запреты»[213].
Следует отметить, что верность неразрывно связана с любовью Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S, ведь в одном из хадисов сказано так: «Пусть тот, кого радует, что Аллах и ЕгоПосланник полюбят его, будет правдивым, когда говорит, и верным, когда ему что-либо доверяют…»[214].
Таким образом, верность – это одно из достоинств истинно верующих людей, заслуживающих помощи и поддержки Господа и Творца. Для них это не просто теория, а действительность, которой они живут. Например, возьмем случай, упомянутый в благородном Коране, когда одна из дочерей Шу‘айба сказала отцу:
«Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия»(2:26).
Ибн ‘Аббас, поясняя эти слова, сказал: «Сильный в том, чем он управляет, и верный в том, что ему вверено».[215]
Более того, мусульмане в своей повседневной жизни напоминают друг другу о верности, советуют друг другу жить по принципу верности, просят Всевышнего Аллаха, просто даже перед выездом в путь, хранить и оберегать ее. Вот что сказано в сообщении от Каз‘и: «Как-то ‘Абдуллах ибн ‘Умар, R, сказал мне: „Иди ко мне, я попрощаюсь с тобой так, как прощался со мной Посланник Аллаха, S: „Да хранит Аллах твою веру, твою верность и завершение деяний твоих“»[216]. Известно, что Пророк, S, провожая войско, говорил: «Да хранит Аллах вашу веру, вашу верность и завершение ваших деяний»[217].
Однажды Посланник Аллаха, S, похвалил Абу ‘Убайду, R, сказав: «Поистине, у каждой нации есть верный ей человек. И, поистине, наш верный человек, о община, - Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах»[218]. Вот что говорит Ибн Хаджар в комментариях к этому хадису: «Верный – то есть достойный доверия, угодный. Даже если это качество было присуще как Абу ‘Убайд, так и другим сподвижникам, да благословит их всех Аллах и приветствует, контекст все же указывает на то, что Абу ‘Убайда выделялся этим качеством среди всех остальных»[219].
Известно также, что Пророк, S, похвалил племя аль-Азд[220] за ее верность. Так, в хадисе от Абу Хурайры, R, сказано: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Власть – у курайшитов, судейство – у ансаров, азан – у хабашитов, верность – у аздитов“»[221].
Обязательность верности
Аллах заложил верность в глубине людских сердец. Посланник Аллаха, S, сообщил нам, что обязательные, честные люди – истинно верующие. Многие шариатские тексты указывают на обязательность верности, что, собственно, делает ее нравственным стержнем, незыблемой основой, независящей от времени и места. Каждый человек, так или иначе, обязан соблюдать верность, и несет ответственность за то, что доверено ему. Ясным доводом тому являются следующие слова Всевышнего:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий»(4:58).
Этот аят обращается к каждому человеку, которому доверено что-либо. Вот что говорит Ибн ‘Аббас, R: «Всевышний Аллах не дозволил ни бедным, ни богатым в качестве послабления удерживать при себе доверенное имущество»[222]. А аль-Куртуби пишет следующее: «Этот аят – основа шариатских положений, охватывающих все аспекты религии и ее законов»[223].
Пророк, S, во многих своих изречениях подчеркивал обязательность верности. Он говорил, что каждый в ответе за то, что оставлено на его попечении, доверено ему, чтобы испытать – будет ли он верен данному слову или нет! Хадис, указывающий на это положение, гласит следующее: «Поистине, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. Поистине, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству»[224].
Слова «пастырь» и «паства» в данном контексте указывают на значения: хранить, оберегать.[225] Словом, все вышеупомянутые категории людей, независимо от их положения и чина, – пастыри и руководители, на которых возложена ответственность, и они обязаны быть честными и исполнительными в том, что доверено им. Вот что пишет ан-Науауи в комментариях к этому хадису: «Пастырь – это тот, кто оберегает, кому доверено заботится о том, что подчиняется ему, что находится под его надзором. Хадис указывает на то, что каждый, кому подвластен кто-либо, обязан быть справедливым к нему, заботиться о его религии, мирской жизни и вытекающих из этого благах»[226].
А вот что сказано в хадисе, переданном Рафи‘ ибн Хадиджем[227], R: «Я слышал, как Посланник Аллаха, S, сказал: „Собирающий милостыню)закат)по праву подобен воину на пути Аллаха, покуда не вернется он домой“»[228].
Ибн аль-Каййим пишет об обязательности возвращать доверенные вещи в сохранности владельцам, даже если они язычники, и в качестве довода приводит случай с одним из чернокожих рабов из Абиссинии. Так вот, этот бедуин жил в Хайбаре[229], пас овец своего хозяина, а кода увидел, что жители Хайбара взялись за оружие, поинтересовался для чего. Ему ответили: «Будем сражаться с тем, кто утверждает, что он – Пророк». Упоминание о Пророке, S, встревожило его душу, и он со своим стадом отправился к Посланнику Аллаха, S. Тут он принял ислам и сказал Мухаммаду, S: „О Пророк Аллаха, эти овцы доверены мне“. Тогда Посланник, S, сказал ему: „Освободись от них, оставь их в пустыне, и, поистине, Аллах выполнит за тебя то, что было доверено тебе“. Он так и поступил, и стадо вернулось к своему хозяину»[230].
Со слов Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллах, S, сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим)мусульманам вреда своим языком и своими руками. Верующий – тот, кому доверяют люди свою жизнь и имущество»[231].
Таким образом, рабы Аллаха должны быть верными и честными людьми – каждый в соответствии со своими обязанностями. И тот, кто исполнит свой долг сполна, должным образом, удостоится великой награды. А в ином случае – понесет ответ за то, в чем допустил упущения и беспечность.[232]
Раздел четвертый. Наука
Раздел четвертый. Наука
Раздел второй. Общество
Раздел четвертый. Наука
Раздел второй. Общество
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. НАУКА
Раздел второй. Общество
Раздел третий. Экономика
Глава третья. Несчастье
Глава третья. Несчастье
Ислам отличается от других религий системой нравственных ценностей, обеспечивающих счастье как в жизни ближней, так и в грядущей. С другой стороны, любое отклонение от этих ценностей, несомненно, рано или поздно обернется страданиями и несчастиями для общества. И это, по сути, также является одним из проявлений утраты честности и верности в людях, в их поведении.
Разные темпераменты, присущие человеческой личности, сами по себе являются позитивом, способным усовершенствовать благие нравы. И каждый из них может послужить основой в развитии человечества, в достижении им счастья.
Самая высокая цель, которой может достичь человек, соблюдая в жизни принцип верности и честности, – это полное счастье, предполагающее отсутствие бед и страданий в мирской жизни, успех и спасение – в грядущей.
С другой стороны, самое великое несчастье, постигающее общину – это утрата честности и верности, то самое, с чего она начнет терять свою религию. Вот что говорит ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, R, об этом: «Поистине, первое, что вы потеряете из своей религии – это верность, а последнее, что останется – это молитва. И, поистине, этот Коран, что среди вас, вот-вот будет изъят». Люди спросили: «Как он будет изъят, ведь Аллах уже утвердил его в наших сердцах, а мы утвердили его на бумаге?» Он ответил: «Наступит ночь, когда уйдет все, что в ваших сердцах и все, что в ваших переплетах». Затем он зачитал:
«Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в Откровение»(17:86)[1129].
Насколько бы эта жизнь ни была несчастной из-за лишений, бед и трудностей, а порой и тревог, полной безысходности, все это не сравнится с раной, которую наносит предатель и грешник. Своим ударом они очерняют эту светлую жизнь, лишают человечество радости и душевной, и физической. А все это – следствие утраты честности и верности.
Беспокойство и слабохарактерность – все это страдания, которые постигают человечество. Вот что об этом пишет Саййид Кутб: «Душевные страдания, духовная пустота, сексуальные извращения и безнравственность, которым подвержены сегодня народы мира, можно сказать, перекрывают собой производственный успех и материальное благосостояние. Словно, жизнь вся покрыта тревогой, унынием и несчастьем»[1130].
Но несчастье из-за страданий души и тела в этой жизни могут не прекратиться и после смерти. Более того, в грядущей жизни наказание будет еще суровей. А ведь, по сути, это и будет настоящим вечным несчастьем. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:72, 73).
Этот аят гласит о том, что лицемеры, многобожники и те, кто предал ту ответственность, что возложена на человечество, понесут наказание. Всевышний Аллах покарает их суровым образом. Вот что говорит ‘Абд ар-Рахман ибн Хабаннака: «Человек не стал несправедливым и невежественным просто из-за того, что согласился взять на себя ответственность. Он обернулся несправедливым и невеждой из-за того, что предательски отнесся к этой ответственности. Так вот, он несправедлив, так как очень часто предает эту ответственность, а невежественен, поскольку не предусмотрел последствия своей несправедливости, не отдал себе отчет в том, за что понес ответственность, не побоялся наказания своего Господа. Именно поэтому он невежественный и слабоумный. А ведь, как мы видим, таково положение большинства людей»[1131].
Каждый человек в День воскрешения предстанет перед судом Всевышнего Аллаха. Он будет спрошен за свои поступки, за те возможности, которые были ему дарованы Господом и которыми он не воспользовался. В первую очередь – это чистая природа человека, здравый разум и верные каноны жизни, что, по сути, и есть основы принципа верности и честности. И если он будет соблюдать этот принцип во всем, то преуспеет и обретет спасение, в ином же случае он будет несчастен, за исключение тех, кого помилует Всевышний Аллах. Вот что сказано в одном из изречений Пророка S: «Не удалятся стопы раба (Аллаха)в День воскрешения, покуда не будет он спрошен за годы свои – как он их провел? За знания свои – где он их применил? За имущество свое – как он его приобрел и на что потратил? За тело свое – ради чего он его износил?»[1132].
Таким образом, годы, отведенные человеку, – это ответственность, знания – ответственность, имущество – ответственность, тело – ответственность. И все, что даровано Всевышним Аллахом человеку – это ответственность, которую следует соблюдать в соответствии с Его предписаниями.
Далее в последующих двух параграфах мы поговорим более подробно о том, как утрата честности и верности порождает несчастье:
1. Наказания в этом мире;
2. Несчастье в грядущей жизни.
Наказание в этом мире
Нам следует понимать, что жизнь ближняя для нас – это поле деятельности для жизни грядущей для тех, кто вершит праведные деяния. Мы не успеем заметить, как один мир заменит другой. В действительности же счастливый человек – это тот, кто добился своей цели и творил праведное в этой преходящей обители.
Пророк, S, предостерегал от борьбы за мирское, так как это влечет наказание. Он, S, сказал: «Не боюсь я того, что вы будете (жить)в бедности. Однако я боюсь, что мирская жизнь будет разостлана пред вами так, как она была разостлана пред теми, кто был до вас. И станете вы соперничать друг с другом из-за нее так, как соперничали они. И погубит она вас так, как погубила их»[1133].
Любой, кто призадумается над положением мусульманской нации, которую Всевышний одарил великодушно милостью Своей, поймет, что она по причине борьбы за мирское страдает в этой жизни, претерпевает экономические кризисы, разобщенность и расхлябанность. А это и есть заслуженное наказание в этом мире.
Есть некая смысловая схожесть в описании Ибн аль-Каййимом положения преходящей жизни и тем, что сказал об этом Пророк, S. Ибн аль-Каййим сказал так: «Мирская жизнь подобна блудливой женщине. Она не остается с одним мужчиной, а предлагает себя многим, чтобы они говорили о ее красоте».
Словом, идти за мирским, значит ринуться на землю, в которой полно хищных животных. Плыть за благами преходящими, значит броситься в водоем, который кишит крокодилами. Тот, кто радуется этой жизни, будет разочарован. Она причиняет боль своей усладой, радость ею порождает грусть.
Страсти были в молодости усладой для сластолюбивых,
А в старости они обернулись наказанием для них.[1134]
Давайте задумаемся над тем, что человек проявил инициативу и взял на себя великое бремя ответственности, но потом стал пренебрегать этим, проявлять беспечность, забывать о той каре, что полагается за нарушение этого долга.
Наказание в этой жизни за утрату честности и верности велико! Возможно, многие сердца не чувствуют этого из-за черноты грехов, что их покрыла. Далее более подробно об этом.
1. Лишения в жизни
Бедность – одно из проявлений жизненных лишений. Вот что сказано в хадисе, переданном Ибн ‘Умаром, да будет доволен ими обоими Аллах: «…когда они убавляли меру и вес, то непременно были наказаны годами, суровыми (условиями)пропитания и несправедливым правителем над ними»[1135].
Посланник Аллаха, S, также сообщил, что утрата честности и верности – один из признаков приближения Судного дня, свидетельство того, что люди страдают из-за лишений: «Если верность утрачена, то жди Часа…». Сподвижник спросил: «А как она будет утрачена?» Он ответил: «Если дело будет доверено недостойным, то жди Часа»[1136]. Словом, если делами управляют те люди, которые недостойны этого, то это наносит вред всему обществу.
Бедность в мирской жизни – это первое наказание Всевышнего Аллаха за то, что люди нарушают принцип верности и честности, не распространяют добро и не призывают к праведному. Существует такая поговорка: «Более всего из поступков, достойных наказания, не следует ждать или откладывать кару за предательство в том, что доверено, за разрыв родственных уз и за неблагодарность в ответ на благодеяние»[1137]. Вот, что говорит Халид ар-Руб‘и: «В книгах предшественников я прочел следующее: „Кара, с которой следует поторопить и не должно откладывать – это наказание за предательство в том, что доверено, за неблагодарность в ответ на благодеяние, за разрыв родственных уз, за притеснение людей. И если даже нет ничего, чтобы осуждало предателя, кроме того чувства униженности, которое посещает его, – то этого достаточно для него в качестве укора. И если он представит только, что даст ему верность, какова будет польза от честности, то он осознает, что это самый прибыльный товар среди того, чем он владеет…“».
Непристойность, разврат, разрыв родственных отношений, плохое отношение к соседям, доверие к предателю, обвинение в предательстве честного человека – все это проявления жизненных лишений и страданий, о которых сообщил Пророк, S: «Не наступит Час, покуда не проявятся непристойность и распутство, разрыв родственных уз, плохое соседство; покуда не станут доверять предателю и обвинять в предательстве достойного доверия»[1138].
Таковы последствия легкомысленного отношения, которое пагубно для человеческой души, которое приносит несчастье, страдания и лишения.
Черствость сердец, отсутствие милосердия и нищета – это также лишения в жизни. Вот что сказал Ка‘б аль-Ахбар: «Людей застанет такое время, когда будет утрачена верность, утрачено милосердие, а просьба о милости распространена. А тот, кто просит и получает, не удостоится благодати в полученном»[1139].
Задумайтесь над нашими временами, и Вы поймете, что это описание подпадает под многие общества.
2. Мольба не принимается
В знак сурового наказания в этой жизни мольба не принимается, как следствие несоблюдения верности и честности в пище, питье и одежде. Быть может, так, что человек поднимет руки к небу, но они запятнаны запретным, и станет молить своего Господа, но не получит ответа! От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «О люди! Поистине, Аллах благой и не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах велел верующим то, что и велел Своим посланникам. Он сказал: „О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете“(23:51) Он также сказал: „О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему“»(2:172). Затем Посланник Аллаха, S, упомянул о мужчине, который давно в пути со взъерошенными волосами, покрытый пылью. Он поднимает руки к небу: «О Господь! О Господь!» Но еда его запретна, и питье его – запретно, и одежда его – запретна, и был накормлен он запретным. Так как же будет принята его молитва?»[1140].
Таким образом, Всевышний Аллах отзывается на мольбы тех, кто зарабатывает благим, честным и достойным путем.
Несчастье в грядущей жизни
Обман доверия разнится по степени зла. Он относится к тяжким грехам, за совершение которых Аллах, Всемогущ Он и Велик, подвергнет суровому наказанию и несчастью в жизни грядущей:
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: „Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?“ Он скажет: „Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению. Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными“»(20:124–127).
Несомненно, соблюдение должным образом принципа верности и честности приводит к счастью в жизни мирской, и спасению – в жизни грядущей. И, наоборот, утрата верности и честности приводит к страданиям и несчастью в обоих обителях. Аллах сурово предупреждает грешников, которые пренебрегают принципом верности, не соблюдают его и относятся предательски к нему, о том, что покарает их.
Всевышний говорит:
«Мы предложили небесам, земле и горам хранять верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:72, 73).
Словом, тот, кто следует по пути Всевышнего Аллаха, тропой, угодной Ему, – будет счастлив и обретет нескончаемые блага. А тот, кто отдалится от правого пути, будет лишен всех этих благ Всемогущего и Великого, будет наказан в жизни ближней и несчастен – в грядущей. Вот что говорит ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, подчеркивая воздаяние за соблюдение принципа верности и предостерегая от тех бед, что обрушиваются на человека из-за утраты честности: «Тот, кто верен и честен, заслуживает великого вознаграждения от Всевышнего Аллаха. А тот, кто неверен и нечестен, и, более того, предательски относится к этому, – достоин суровой кары от Всевышнего Аллаха. Он предал Всевышнего Аллаха, Его Посланника и то, что было доверено ему. Он унизил себя, поскольку удостоился самого низкого качества, отвратительной черты – предательства. Тем самым он лишился совершенного и прекрасного нрава – верности»[1141].
Пророк, S, предостерегал от пренебрежительного отношения к соблюдению верности на посту руководителя. Вот что он, S, сказал Абу Зарру, R, относительно должности управляющего: «О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а это – требует соблюдения верности, а в День воскрешения оно может обернуться позором и сожалением, кроме тех, кто взялся за это по праву, и исполнил то, что от него требуется в этом»[1142]. А Абу Хурайра, R, сказал так: «Горе – честным, горе – знающим! В День воскрешения некоторые люди пожелают, чтобы их за хохол подвесили к звезде , дабы они не были среди тех, кто занимал какую-либо должность»[1143]. Есть множество коранических аятов, описывающих то несчастье, которое постигнет в грядущей жизни тех, кто нарушает принцип верности и честности.
1. Ад
Несоблюдение принципа верности и честности ведет человека в число тех, кому обещано наказание: предателей, лицемеров и грешников, заслуживающих Геенны, мерзкой обители. От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, R, передано: «В день битвы при Хайбаре пришли некоторые сподвижники Пророка, S, и сказали: „Такой-то – мученик, такой-то – мученик“, пока они не дошли до мужчины, о котором сказали: „Такой-то – мученик“. Но Посланник Аллаха, S, сказал: «Нет, поистине, я его видел в Огне, в полосатой накидке, украденной им из трофеев или абае». Затем Посланник Аллаха, S, сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Ступай и огласи людям, что в Рай войдут лишь верующие“»[1144].
Пророк обещал предателю, что его участью будет Огонь, сказав: «Есть пять категорий обитателей Ада (и он, S, стал их перечислять)– предатель, который, увидев что-то, чего он желает, непременно обманет тебя, даже если это будет чем- то ничтожным; человек,который денно и нощно обманывает тебя из-за твоей семьи и имущества»[1145].
Несчастье, которое ждет человека в День суда, заключается и в том, что он будет спрошен за утрату верности и честности, за пренебрежительное отношение к этим достоинствам. Верность и родственные узы в силу высокого положения и статуса предстанут в Судный день и будут просить за того, кто обошелся с ними достойно, не нарушил их права[1146]. Посланник Аллаха, S, сказал: «И будут посланы верность и родственные связи, и встанут они по бокам моста – справа и слева. Первый из вас минует его словно молния». Сподвижник спросил: «Пусть отец и мать мои будут (выкупом) за тебя! Как это словно молния?» Он, S, ответил: «А разве вы не видели, как молния появляется и исчезает тут же?! Затем (некоторые из вас минуют его)словно ветер, затем(некоторые из вас минуют его)словно птица, а затем(некоторые)словно быстро бегущий мужчина. Двигать ими будут их деяния, а Пророк ваш будет стоять на мосту и говорить: „Господь, помилуй, помилуй“. Деяния рабов в конце концов будут немощны, да так, что приведут человека, а он не сможет идти, только ползти. А по бокам моста будут свисать крюки, которым предписано хватать каждого, кого велено схватить. Поцарапанный спасется, а пойманный окажется в Огне»[1147].
Абу Хурайра, R, сказал об этом хадисе так: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, глубина Геенны – расстояние, преодолеваемое за семьдесят осеней»[1148].
В хадисе, в котором рассказывается о перенесении Пророка, S, ночью, говорится и о том, что среди тех, кого наказывают, Посланник Аллаха, S, видел пренебрегающих тем, что было доверено им. От Абу Хурайры, R, передано, что Пророк, S, сказал: «Он прошел мимо человека с вязанкой дров, которую тот был не в состоянии нести, но клал поверх нее еще одну. Он сказал: „Это тот, кому доверили что-то, но он не выполнил этого, а просит еще“»[1149]. Доверенное человеку в Судный день окажется тяжелой ношей, которую он обнаружит на дне Ада. И будет сказано ему: это то, что было доверено тебе в мирской жизни; так возьми же его и донеси. Он возьмет этот тяжелый груз и станет с трудом подниматься в гору. И когда выход будет близок, он обронит ношу, и она скатится на прежнее место. Он вернется за ней, чтобы вынести ее оттуда, но все повторится, как и в первый раз. И так будет продолжаться, пока на то будет воля Всевышнего Аллаха.
А вот что передают от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, R: «Поистине, мученическая смерть искупает все грехи, кроме того, что было доверено. В День воскрешения приведут человека, даже если он был убит на пути Всевышнего Аллаха, и будет сказано: исполни то, что было доверено тебе. А он скажет: „А как мне это исполнить, ведь ближняя жизнь минула?“ Тогда то, что было доверено ему, предстанет (в виде ноши) на дне Ада, и он упадет к ней. Он понесет ее на плече, но она будет скатываться плеч, а он лететь вслед за ней во веки веков…»[1150].
2. Полное банкротство
Пророк, S, предостерегал от посягательства на честь людей, к примеру, от ругательства, от лжесвидетельства, присвоения запретного имущества, словом, от присвоения чужого имущества. Он сообщил нам, что люди, совершающие подобные поступки, окажутся банкротами в Судный день. От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Знаете ли вы кто банкрот?» Сподвижники ответили: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама, и вообще никакого имущества». Тогда Посланник, S, сказал: «Поистине, банкрот в моей общине тот, кто придет в День воскрешения с молитвой, постом и закятом. Но он придет и с тем, что обругал того-то, и лжесвидетельствовал против того-то, и съел имущество того-то, и пролил кровь того-то, и ударил того-то. И будут отданы его благодеяния этому и тому. А коль его благодеяния закончатся до того, как будет возмещено все, что на н