Почему земной поклон повторяется два раза
Предписано молящемуся повторять слова и действия молитвы, так как они – духовная пища его сердца и души, которые не могут существовать без нее. Повторение этих слов и действий как повторение во время приема пищи - кусочек за кусочком, пока человек не утолит свой голод, как питье - глоток за глотком, пока не утолит жажду. Неужели один глоток может напоить человека, испытывающего жажду? Наверное, он только разожжет жажду, и поэтому некоторые предки сказали: «Тот, кто молится, не испытывая спокойствия в молитве, подобен голодному, которому преподнесли еду, но он съел только кусочек или несколько. Утолит ли это его голод?»
Суть повторения каждого слова и действия заключается в повторении поклонения, в установлении повторного поклонения в качестве благодарности за возможность совершения первого, в достижении дополнительных благ, укреплении веры и знаний в сердце, очищении его от нечистот и грязи, как это повторяется раз за разом при стирке одежды. Повторение поклонения также облегчает сердце и душу, и наставляет на путь истины.
То, что мы узнали, раскрывает для нас мудрость Аллаха, от которой благоговеют умы – мудрость Его творения и распоряжения всем сущим. Его абсолютная мудрость указывает на Его абсолютную милость и благое отношение к Своим созданиям. То, что мы познали, лишь малая толика Его величия, а то, что мы не познали, более возвышенно и велико.
После совершения молитвы, когда уже осталось только подняться и уйти, предписано молящемуся сидеть на коленях пред Господом и воздавать Ему достойную хвалу. Лучшее же, что может сказать раб, стоя на коленях, это предписанные приветствия, которые используются только для Аллаха, и никто не достоин их, кроме Него.
Поклонение в ташаххуде[16] и значение приветствий (тахиййят)
Обычай королей – их различное приветствие от действий до слов, содержащих в себе смирение, унижение, восхваление и пожелания продолжения их правления и власти.
Некоторых королей должны приветствовать, падая ниц и восхваляя их, других - пожеланиями продолжения их правления. Для приветствия некоторых используют все приемы: падают ниц, восхваляя их, желают продолжения правления и власти.
Однако истинный и бесспорный Властелин, все кроме Которого тленно более всего достоин всех видов приветствия от всего Своего творения. Эти приветствия принадлежат Ему поистине, и только Он их достоин; и поэтому слово «ат-Тахиййят» было истолковано как господство, вечность, нетленность. Его сущность заключается в том, что я упомянул: то есть приветствие господства властелина и правителя.
Изначально Аллаху присущи все эти качества. Он более достоин приветствия таким образом, ведь Он Властитель, и Ему принадлежит все. Любое приветствие какого-либо короля, будь то поклон, восхваление, пожелание продолжения его правления и власти, в действительности достойно лишь Аллаха. И поэтому используется определенная форма слова во множественном числе, которая охватывает все виды приветствия. В арабском языке слово «тахийя» приветствие происходит от того же корня, что и слово «хая» – жизнь. Языковое значение слова «тахия» - пожелание долгой жизни. Наши предки говорили: «Вечная жизнь тебе», «Долгих лет тебе». Другие же говорили: «Живи десять тысяч лет». От этого обычая пошло выражение: «Да продлит Аллах твои дни», «Да продлит Аллах его жизнь».
К этому относится и все, что схоже с этими приветствиями, в которых содержатся пожелания вечного продолжения жизни и власти, что дано только Аллаху – Вечному Самодержцу. Любой другой король умрет, и любая другая власть рухнет.
Причина упоминания благословения
и благодеяния вместе
Затем упоминается «саляват». Это молитвы во множественном числе и определенной форме, вобравшие в себя все, что подразумевает это слово. Все молитвы выполняются ради Аллаха, и не должно быть иначе. Сравнивая их, мы можем сказать, что «тахиййят» (приветствия и пожелания вечного существования) есть то, что принадлежит Аллаху как владение, а «саляват» - молитвы (благословения), то, что Он заслуживает получить от своих рабов. «Тахиййят» не может принадлежать никому, кроме Аллаха, а «саляват» не должны выполнятся ради кого либо, кроме Него.
После чего упомянуты «тайибат» (благие дела), что включает в себя две вещи: качественное описание и владение.
Качественное описание: поистине Всевышний благой, Его речь – благо, Его действие – благо, и исходит от Него только благо, и не следует приписывать Ему дурное, и не возносится к Нему дурное.
Значение «тайибат»
Таййб –благое. Все благое принадлежит Ему, исходит от Него и приобретает свое качество от Него, как слова, так и действия. Всякая вещь становится благой, если связана с Аллахом. К примеру, когда мы говорим «раб Аллаха», «дом Аллаха», «дух от Него», «Его верблюдица», «Его рай – пристанище благих людей» - во всем этом благо.
Слова «Благое Аллаху» содержат восхваление и благодарность, возвеличивание и восславление, хвалу Ему посредством Его имён и атрибутов. И эти благие слова, которые говорят только Ему, и их значения принадлежат Ему и никому другому. Это такие слова, как «субханакаАллахуммавабихамдика», что означают «Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе» или «субханакаАллахуммавабихамдикаватабаракасмукавата‘аляжаддукава ля иляха‘гойрука» что означают «Пречист Ты, о Аллах от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе, и свято имя Твое, и возвышено Твое величие, и нет бога, достойного поклонению, кроме Тебя». Слова «субхана Аллахи ва аль-хамду ли-Лляхива ляиляхаилля Аллаху, ва Аллаху Акбар» означают «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Аллаху, и нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах»; «субхана Аллахи вабихамдихи, субхана Аллахи аль-‘азъим» можно перевести, как «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Ему, пречист Аллах Великий от всего, что не подобает Ему». Все благое Ему, у Него, от Него и вернется к Нему. Он благо и не примет ничего, кроме благого. Он Бог благих людей и их Господь. Он даст приют возле Себя в убежище Его щедрости только благим людям.