За исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми - всеми вместе».
(Худ, 119)
Настоящие цели джихада видно в словах Всевышнего Аллаха:
Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел - у Аллаха.
(Аль-Хаддж, 39-41)
Мы видим, что целью джихада является защита истины, религии и устранение несправедливости. Из него извлекают пользу иудеи, христиане, а не только мусульмане[100]. Если бы Аллах не разрешил защищаться от несправедливости и лжи с помощью сражения, то истина потерпела бы поражение, земля бы была опустошена и были бы разрушены места поклонения – кельи монахов, церкви христиан, синагоги иудеев и мечети мусульман[101]. В этом священном аяте мы видим результаты джихада или же «то, что после джихада»: победу приверженцев истины над приверженцами несправедливости, притеснения и лжи. Также аят объясняет муджахидам (ведущим сражение), что они должны строго следовать цели джихада – исправлять, а не распространять нечестие – исполнять молитву и не быть тиранами на земле, выплачивать закят из их имущества в пользу тех, кто его заслуживает – беднякам и нуждающимся, не овладевать незаконно имуществом людей и их богатствами, а также призывать к одобряемому и запрещать порицаемое.
Ожидания от джихада
Если джихад предписан для сохранения истины и возвышения Слова Аллаха, а также защиты слабых, то каковыми являются ожидания от ведения джихада? Всевышний Аллах объяснил это в следующих словах:
Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.
(Аль-Мумтахана, 8-9)
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Многобожники занимали две позиции относительно Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и верующих: одни – воинствующие многобожники, которые сражаются и с ними сражаются, вторые – многобожники, с которыми был заключен мирный договор: они не сражаются и с ними не сражаются»[102]. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто убил му’ахада, находящегося под покровительством Аллаха и Его посланника, тот нарушил договор, данный Аллахом, и он не почувствует запах рая, хотя его запах будет ощущаться уже на расстоянии семидесяти лет (пути)»[103].
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда вы завоюете Египет, то относитесь хорошо к коптам, ведь они под нашим покровительством и у них с нами родственные связи»[104].
Далее мы упомянем слова христиан из их же книг, рассказывающие о великодушии и неугнетении мусульман по отношению к ним. В одной из самых важных книг коптско-православной ветви христианства – в книге «Синаксарь»[105], в которой собраны жизнеописания пророков, мучеников и священников – рассказывается об Амре ибн аль-Асе (да будет доволен им Аллах) и папе Вениамине Первом[106]. Сквозь призму этой истории можно увидеть, каковы ожидания от джихада и как мусульмане относились к другим народам: «Из-за убийств Византийской империи и её преследований коптов-христиан, папа Александрийский Вениамин Первый был вынужден бежать и скрываться в горах на протяжении тринадцати лет. После исламского открытия Египта под предводительством Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) отправился для освобождения города Александрия и для сражения с римлянами, чтобы выбить их оттуда. После этого пошатнулась безопасность и некоторые злодеи использовали возможность сжечь церкви и келии, среди которых была церковь святого Марка[107]. Она была полностью разграблена. Один из этих людей вошел в эту церковь и засунул руку в склеп, полагая, что там есть драгоценности, но не нашел ничего, кроме тела. Он забрал одежду и голову святого Марка и спрятал её у себя на корабле. Когда Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) узнал об изгнании папы Вениамина, то написал послания во все остальные египетские города, говоря: «Положение христианского священника Вениамина – это договор о мире и безопасности. Пусть же спокойно и безопасно возвращается, дабы управлять своим народом и церковью. И спустя тринадцать лет изгнания Вениамин вернулся. Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) оказал ему особое гостеприимство и велел возвратить ему его церковь и её имущество». Когда армия Амра уходила из Александрии в другой город, то остановила один из кораблей для уточнения. После его проверки они случайно обнаружили голову святого Марка. Они позвали папу Вениамина, чтобы он забрал её. С ним пришли его помощники и простой народ. Так они шли, радуясь и распевая песни, пока не дошли до церкви».