А если тебя коснется наваждение от дьявола, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он - Слышащий, Знающий.

(Фуссылят, 36)

Джихад, в общем понимании, и является настоящим джихадом, пока человек сражается со своей душей и со своим шайтаном, потому что он постоянно находится рядом с мусульманином на протяжении всей его жизни. Также все виды добрых дел, которые совершает мусульманин искренне ради Аллаха, входят в общее понимание слова джихад. К таким делам относятся:

§ Паломничество к Запретному Дому Аллаха, потому что в этом действии много трудностей и оно нуждается в терпении и расходовании имущества ради Аллаха. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала:

«О, Посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Наилучшим джихадом является безупречный хадж»[84].

§ Высказывание истины. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самый лучший джихад – справедливое слово, сказанное перед жестоким правителем-тираном»[85].

§ Доведения ислама немусульманам, призывая к нему с разъяснением, доводом, Кораном, и проявляя терпение к тем, кто считает это ложью. Всевышний Аллах сказал:

Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу.

(Аль-Фуркан, 51-52)

§ Призыв к одобряемому и запрет порицаемого. Это путь посланников и тех, кто последовали за ними. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«У каждого пророка, которого Аллах отправлял до меня, были в его общине апостолы и сподвижники. Они придерживались их Сунны и следовали их повелениям. Но после них приходили поколения, которые говорили то, чего не делали сами, и делали не то, что им было приказано. Всякий, кто будет бороться с такими людьми рукой – уверовал. Всякий, кто будет бороться языком – уверовал. Всякий, кто будет бороться сердцем – уверовал. А после этого не может быть веры даже весом в горчичное семя»[86].

§ Совершение благодеяний по отношению к людям и непричинение им вреда, проявление терпения к ним, а также любой поступок, который приносит им радость. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Человек, который печётся о вдове или же об обездоленных, подобен тому, кто совершает джихад на Пути Аллаха, и тому, кто постится днем и молится ночью»[87].

§ Путешествие с целью получения знаний. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто вышел для получения знаний, тот будет пребывать на Пути Аллаха, пока не возвратится»[88].

§ Получение знаний. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто пришёл в эту мою мечеть, желая только обучиться благому или обучить благому, тот подобен муджахиду на Пути Аллаха, а тот, кто пришёл не из-за этого, подобен человеку, который ищет что-то иное»[89].

§ «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и попросил у него разрешения принять участие в джихаде. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А живы ли твои родители?» Этот человек сказал: «Да». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так отдавай все свои силы им!»[90].

§ Верность и отдаление от предательства, а также должное исполнение вверенной работы для людей и общества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Работник, который выполнил вверенную ему работу и взял то, что причитается ему, не перестает быть как муджахид на Пути Аллаха, пока не вернется к себе домой»[91].

Джихад, в частном понимании, бывает оборонительным и наступательным

Всевышний сказал:

Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»?

(Ас-Ниса, 75)

Джихад, в частном понимании, бывает оборонительным и наступательным.

§ Оборонительный джихад

Оборонительный джихад делится на два вида:

А. Внешний джихад

Его целью является устранение несправедливости, сражаясь с тем, кто напал на земли мусульман, их честь, имущество или религию. Это является законным правом всех людей. А что же касается ведения войны ради достижения мирских интересов, распространения влияния, демонстрации силы или мести, то ислам запрещает подобное.

Б. Внутренний джихад

Внутренний джихад бывает двух видов:

v Джихад против отдельно взятых личностей

Самозащита или защита другого человека, у которого хотят что-то украсть, убить или навредить. Этот джихад бывает либо рукой – то есть остановить преступника – либо, если нет такой возможности, языком – то есть словом – либо, если нет такой возможности, то сердцем – то есть ненавидеть это действие у себя в душе. Эта последняя степень очень важна, чтобы оживлять сердца, которые будут порицать несправедливость и не будут себя приучать просто смотреть на неё. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры»[92].

v Джихад против определенных групп

Это сражение с несправедливо начавшей противостояние группой для того, чтобы они вернулись к истине. Всевышний Аллах говорит:

Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных.

(Аль-Худжурат, 9)

На такое же значение указывают слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Помогай своему брату (независимо от того,) притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, то удержи его от его несправедливости, а если он является притесненным, то помоги ему»[93].

§ Наступательный джихад

Чтобы понять, что такое наступательный джихад, мы должны познакомиться с некоторыми посланиями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые он адресовал Ираклию – императору Византии, а также Мукавкасу – правителю Александрии, дабы мы могли взглянуть на предысторию событий.

Письма Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в защиту христиан

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда противостоял существующей несправедливости христиан по отношению друг к другу, а также к самим себе – ведь они придавали Аллаху сотоварищей.

Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане».

(Аль Имран, 64)[94]

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также обращался к Мукавкасу:

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. От Мухаммада, Посланника Аллаха, Мукавкасу, Властителю коптов.

Мир тому, кто следует прямому пути. А затем. Поистине, я призываю тебя призывом ислама: прими ислам – спасешься. Прими ислам и Аллах даст тебе двойную награду. Если же ты отвернешься, то на тебе – грех тех, кто отказался»[95].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих посланиях указал Ираклию и Мукавкасу на межконфессиональные гонения ариан[96] и коптов Египта, а также порицал их за это. Также следует упомянуть, что ариане не просто течение в христианстве, а и когда-то религиозное большинство в Европе. Священник Жером вспоминает: «Мир проснулся арианским!»[97]

Но все эти ужасные поступки против ариан привели к тому, что многие из них стали скрывать свою веру. Кто желает более детально узнать об этом вопросе, может ознакомиться с ним в соответствующей литературе.

Как мы упомянули ранее, что правило, которого придерживался весь древний мир, гласило: «Народ насильно исповедует религию своих правителей. Никто не может принять ту религию, которую считает истинной». Поэтому наступательный джихад – это выступление армии мусульман с целью донесения и распространения послания ислама к народам, а также с целью возвышение Слова Аллаха и отмены правления тиранов, которые принуждали народы исповедовать свою религию и запрещали им принять ислам. Далее мы упомянем более детальное объяснение этого вопроса. Последовательность этого вида джихада полностью противоположна предыдущему виду. Начинают со слов, продолжают – рукой. Одним из условий наступательного джихада является разрешение правителя мусульман. Шейх Мухаммад ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: «Армии можно начинать сражение только с разрешения правителя, каким бы ни было положение. Ибо обращение о ведении боевых действий адресовано к обладателям власти, а не к отдельно взятым личностям. Ибо отдельно взятые личности подчиняются самым авторитетным представителям своего народа (ахлю аль-хилль ва аль-акд), поэтому никому нельзя начинать сражение без разрешения правителя. Исключением является только самозащита. Если на них неожиданно напал враг, которого они боятся, то они могут защищать самих себя, ибо сражение в таком случае становится личной обязанностью каждого. Запретность начинать сражение связана с правителем: сражение без его разрешения является нарушением его прав. И если бы людям было разрешено сражаться без разрешения правителя, то начался бы хаос: каждый желающий мог бы оседлать коня и броситься в бой; а также произошло бы много зла»[98].

Также шейх Ибн Усеймин (да помилует его Аллах) упомянул важное условие для начала наступательного джихада – это наличие силы. Он сказал: «Необходимо соблюсти важное условие: чтобы у мусульман была возможность и сила для ведения сражения. Если же у них нет силы, то это будет самоубийством. Именно поэтому Всвевышний Аллах не вменил в обязанность сражение мусульманам, когда они были в Мекке, потому что они были слабы. Когда же они переселились в Медину, образовали исламское государство и у них появилась сила, тогда им было предписано сражаться. Основываясь на этом, необходимо наличие данного условия, либо же, в ином случае, сражение не будет для них обязательным, как и другие обязанности. Потому условием всех обязанностей является наличие силы»[99].

Наши рекомендации