Исправление совершившего ошибку.
Наставление его на праведный путь, дабы он стал полноценной личностью, полезной обществу.
3. Сдерживание совершившего ошибку.
Чтобы он с самого начала не думал совершать ошибку или преступление. Или же, если он это уже совершил, чтобы не повторял подобное.
4. Сдерживание других.
Чтобы другие не брали пример с того, кто совершил ошибку или преступление, после того, как будет применено к нему наказание.
Вечный закон и законотворчество
Провал выдуманных законов в решении проблем преступности
В современном мире мы наблюдаем множество судебных инстанций, факультетов правоведения, национальных и мировых парламентов, а также других совещательных органов. Кроме целой армии, состоящей из судей, адвокатов, прокуроров и правоведов – как государственных, так и частных – существует армия полицейских и миллионы осужденных и заключенных. Мы видим множество попыток проложить себе путь к законотворчеству, которое бы обеспечило достижение вышеупомянутой цели. Так разве мы в силах придумать такие законы, которые бы смогли предотвратить нарушение прав других людей? Или же мы все еще живем в мире, где в большинстве стран наблюдается разгул преступности? Другими словами: имели ли выдуманные законы успех в обеспечении миру безопасности; в решении проблем с преступностью, растущей день ото дня?.. Поэтому весь мир крайне нуждается в законах, которые смогут достичь поставленной цели. Но как?
Важность существования божественного законодательства
В древние времена не существовало каких-либо судебных или законодательных инстанций, а также не было органов, которые бы контролировали этот процесс или применение законов, упорядочивающих дела людей. Поэтому либо Всевышний Аллах ниспосылал божественный закон, который приводил в порядок дела человечества, в таком случае не было нужды в законотворцах и правоведах, которые бы улучшали и развивали этот закон, либо же применялся закон джунглей, где сильнейший съедал слабейшего. Проявлением справедливости и милости Аллаха по отношению к Его рабам было ниспослание Его шариата (закона), постулаты и справедливость которого не менялись с изменением места и времени. Любое преступление остается в нем преступлением и никогда не станет достоинством. Истина в нём остается истиной и никогда не станет ложью. Все равны перед его справедливостью. А что же касается его законоположений (ахкам), то в различные периоды времени они обновлялись с помощью посланников, которых отправлял Аллах, чтобы направить людей на верный путь и указать им на законодательство Аллаха, которое приведет их жизнь в порядок. После того как иудеи утратили и исказили законоположения своего шариата, Аллах отправил к ним Своего пророка Ису (мир ему), дабы он обновил для них законоположения божественного шариата. После того, как христиане утратили и исказили законоположения своего шариата, Аллах завершил ниспослание Своего божественного шариата посредством посланнической миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний отправил его (мир ему и благословение Аллаха) с законами, которые подходят ко всем местам и временам: они не изменяются и не заменяются с течением веков. Это – завершающий шариат. Всевышний Аллах сказал:
Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием.
(Аль-Джасия, 18)
Это ясно проявляется в равновесии между различными видами его наказаний и тем, за что они предписаны. Он предписал сильное наказание за серьезное и опасное преступление против общества. Исламское законодательство не подвергается влиянию страстей. Оно одинаково смотрит на всех, кто заслуживает кары. Поэтому знатному человеку не избежать наказания, прикрываясь своим положением среди людей, влиянием или же приближенностью к правителю. Также богатому не избежать наказания, прикрываясь своим имуществом. Это ясно видно из слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, живших до вас погубило то, что когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, когда же совершал её слабый, они применяли к нему установленное наказание, и, клянусь Аллахом, (даже) если бы (что-нибудь) украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отсек бы руку и ей!»[4]