Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Особый случай — те мусульмане, которые, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Кратко упомянем их.
6 января 786 г. принимает крещение обратившийся в христианство араб, уроженец Багдада, св. Абу Тбилисский. 14 апреля 789 г. принял мученический венец палестинский араб св. Христофор Савваит, принявший постриг и подвизавшийся в Лавре св. Саввы 25 декабря. 799 г. был обезглавлен за переход в христианство араб из племени курайш, уроженец Дамаска, св Антоний — Равах. Около 800 г. был убит араб, племянник халифа, св. Пахомий, после обращения принявший иноческий постриг в одном из монастырей горы Синай. Около 820 г. принимает крещение араб из Северной Африки, св. Варвар, солдат мусульманской армии, оказавшийся на территории Византии (6/19 мая).
1 апреля 1229 года за обращение и проповедь христианства был убит купец-булгарин, св. Авраамий. В 1552 г. пострадали от рук своих единоверцев святые Петр и Стефан — крестившиеся казанские татары (24 марта/6 апреля). В 1555 в Москве крестится татарин Турсас, известный как прп. Серапион Кожеозерский (1611 г., 27 июня/10 июля), основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
В 1579 г. становится мучеником св. Омир, турецкий офицер, ставший свидетелем необычайного чуда схождения Благодатного Огня. 3 мая 1682 г. принимает мученический венец высокопоставленный турок святой Ахмед Писец. В начале XIX века обращаются в Православие, принимают смерть за Христа турок св. Константин Агарянин (1819 г., 2/15 Июня) и албанец, сын шейха, св. Иоанн (1814 г., 23 сентября/6 октября).
Эти святые являют собой самое ярчайшее свидетельство миссионерской деятельности Православной Церкви и ее колоссального успеха не в сфере статистики, но в сфере духа. Бог, не «желая, чтобы кто погиб, по чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3, 9), и на ниве мусульманских народов собрал для Себя достойную жатву.
Православная миссия в наши дни
Миссия Православия среди мусульман существует и до сих пор — достаточно вспомнить пример Православной Церкви самой крупной мусульманской страны мира — Индонезии, где православная община возникла в конце 1980-х миссионерскими трудами всего лишь одного человека, архимандрита Даниила (Баянтаро) и увеличилась за десять лет с 1 до 2500 человек. Кроме Индонезии, успешная православная миссия идет в наши дни в Албании. В Грузинской Православной Церкви приняло святое Крещение несколько тысяч мусульман-аджарцев. Во многих мусульманских странах насчитываются тысячи тайных христиан.
В Русской Православной Церкви в настоящее время проходят пастырское служение священнослужители — казахи, татары, чеченцы, ингуши, табасаранцы, индонезийцы и др., многие из которых реально обратились из ислама, что же касается мирян, то среди них на канонической территории нашей Церкви проживают до нескольких тысяч обратившихся в последние годы из традиционно мусульманских народов.
На минувшем III (VIII) Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви было постановлено «разработать целенаправленные миссионерские программы в связи с миграцией исламского населения, экспансией фундаменталистских и других аналогичных мусульманских течений с целью ограничения прозелитизма и религиозного экстремизма» (Итоговый документ, 2).
По благословению священноначалия в Москве рке второй год проходят миссионерские молебны на церковно-славянском и татарском языках об обращении заблудших из ислама.
С 2000 года в Интернете существует сайт «Православие и ислам» (www.pravoslavie-islam.ru), публикующий переводы святоотеческих творений об исламе, полемические статьи современных православных авторов, работы дореволюционных и западных миссионеров, свидетельства обратившихся из ислама в Православие, материалы об истории ислама и его отношений с христианством. Сайт существует на английском, русском и болгарском языках, в перспективе создание французской и сербской версий.
Литература
1. Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998.
2. Большаков О. Г. История Халифата. Т. I. М., 2000.
3. ал-Бухари имам Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. М., 1998.
4. Гилкрист Дж. Мухаммед и его книга. С-Пб., 1999. фон Трюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., 1988.
5. Ибн Хишам. Жизнеописание Посланника Аллаха. М., 2002.
6. Ислам: историографические очерки. М., 1991.
7. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
8. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
9. Климович А. И. Книга о Коране. М., 1986.
10. Крачковский И. Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике / Коран. М., 1990.
11. Максимов Ю., Огнев М. Ислам и насилие // Радонеж № 9 (127) 2002. — С. 6.
12. Максимов Ю. В. Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств // Альфа и Омега № 3 (17) 1998. — Сс. 261–293.
13. Он же. Миссионерский сайт «Православие и ислам» // Миссионерское обозрение № 6 (80) 2002 — Сс. 14–17.
14. Он же. Образ рая в христианстве и исламе // Сретенский альманах (богословие и апологетика). М., 2001. — Сс. 138–151.
15. Он же. Переходы из ислама в христианство в IX–X вв. // Альфа и Омега № 2 (32) 2002 — Сс. 255–259.
16. Он же. Понятие чуда в христианстве и исламе // Альфа и Омега № 1 (27) 2001. — Сс. 307–327.
17. Он же. Почему из христианства переходят в ислам? // Миссионерское обозрение № 8 (70) 2001. — Сс. 6-10.
18. Он же. Православная миссия в Индонезии // Православные вести № 11–12 (95–96) 2001. — Сс. 14–15.
19. Он же. «Русский ислам» в Интернете — школа новых янычар? // Радонеж № 7 (125) 2002. — С. 6–7.
20. Он же. Святые жены Православной Церкви и ислам // Как жить № 25, 2003. — Сс. 50–55.
21. Он же. Святые Отцы об исламе. М., 2003.
22. Он же. Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама. М., 2002.
23. Он же. Христиане и мусульмане: диалог о диалоге // Альфа и Омега № 2 (28) 2001. — Сс. 372–376.
24. Массэ А. Ислам. М., 1982.
25. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996.
26. Мухаммед бин Джамиль Зину. Исламская акида.
27. Нур ал-Улум (Свет наук). Жизнеописание шейха Абу ал-Хасана Харарани. / Бертэльс Е. Э. Избранные сочинения. Т. III. М., 1965.
28. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1992.
29. Прозоров С. М. Коран и его толкования. / Хрестоматия по исламу. М., 1994.
30. ас-Савваф Мухаммед Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994.
31. ас-Суйути Джалал ад-Дм. Совершенство в коранических науках. М., 2000.
32. Свящ. Даниил Сысоев. Прогулка с протестантом по православному храму. М., 2003.
33. ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Самое блистательное в суфизме. / Хрестоматия по исламу. М., 1994.
34. Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997.
35. Читтик У. К. в поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995.
36. Шах Идрис. Суфизм. М., 1994.
37. Шодкевич Мишель. Модель совершенства в исламе и мусульманские святые // Бог — Человек — Общество. М., 1993.
38. Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., 1999.
39. Toby Lester. What Is the Koran? // The Atlantic, 1999, January.
Приложение 1
Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?
В последнее время нередко можно встретить на страницах православной прессы весьма странные мнения. Люди, для которых вопрос о спасении от американской глобализации является куда более насущным, чем вопрос о спасении от греха, любят порассуждать о необходимости «объединения православия с исламом», измышляют мифы об «исторической дружбе и добрососедстве русских с мусульманскими народами», которую теперь, якобы, всеми силами пытаются разрушить злобные американские сионисты. И тут же, видимо, в качестве «укрепления дружбы» неизменно подается преклонение перед арабско-мусульманским востоком, льстивые именования Мухаммеда пророком и утверждения, что нас-де объединяет поклонение одному Богу.
Подобные примеры в последнее время доводится встречать все чаще.
Оставим в стороне чудовищный антиисторизм мифов о «добрососедстве» (наши предки сражались с булгарами-мусульманами еще тысячу лет назад, а сколько бед натерпелась русская земля от исламизированных монголов и татар знает каждый, у кого не атрофировалась национальная память и элементарное образование), оставим в стороне сомнительную «честь» позиции лизоблюдства в отношении арабов вместо американцев и рассмотрим сугубо религиозный аспект. Может ли православный христиан считать, что Бог Евангелия и Аллах Корана — это Один и Тот же?
Мусульманское учение о Боге
Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов — это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и пр. Однако даже схожие, на первый взгляд, моменты нередко таят в себе принципиальные отличия.
Например, представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога Творцом, то автоматически подразумеваем, что они понимают это так же, как и христиане, то есть, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется и, поддерживая его Своим промыслом, после шести дней творения больше ничего нового не творит. Однако мусульмане, начиная с девятого века, благодаря богослову аль-Ашари считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог творец, то подразумевают, что Бог — творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире. Отвечает ли святоотеческому богословию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и пр.?
Возможно, это представление покажется странным, но на самом деле оно есть естественное проявление мусульманского учения, согласно которому, Аллах есть равно источник и добра, и зла.
В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что «он есть приносящий пользу и вред»[17], что иногда он «хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба»[18]; что «Он — приносящий зло, Он — дарующий блага»[19]. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2, 14). Он «сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет» (Коран 35, 9). Он «замышляет хитрость» (Коран 86, 16), ибо «Аллах — лучший из всех хитрецов» (Коран 47, 54). «Он обманывает» (Коран 4, 141). Он меняет Свою волю (Коран 13, 39). По мусульманским понятиям, для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: «О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра и нет зла, кроме Твоего зла…»[20].
Пусть каждый читатель сделает вывод сам, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который не «искушается злом, и Сам не искушает никого (Иак. 1,13–14), совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем» (Втор. 32, 4), Который говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез. 33,11), Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4) и у Которого «нет изменения и тени перемены» (Иак. 1,17), ибо «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23,19).
Объявлять Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства — богохульство. Для самих же последователей Мухаммеда это обусловлено еще одним краеугольным отличием — учением о предопределении, согласно которому «ничего не происходит без его желания и ничто не выходит из-под его воли, и ничто не отклоняется от Его предопределения»[21].
В Коране Аллах повелевает Мухаммеду: «Скажи: "Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах"» (Коран 9, 51). Некоторым Аллах предначертал верить в него: "Не придется дугие уверовать, иначе как с со-изволения Аллаха" (Коран 10,100), а других ему угодно делать неверующими: "Мы сотворили для геенны мною джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие" (Коран 9,178), поэтому "того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь (Коран 39, 36), для них — великое наказание! " (Коран 2, 6), "Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение"» (Коран 2, 14).
В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммеда: «Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: "Мы сотворили их для Небес и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей". Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: "Мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада"».
Не случайно святые отцы Православия осуждали учение о предопределении как ересь и богохульство, ведь Бог, согласно такому представлению, есть непосредственная причина всех поступков человека, но при этом Он же и наказывает человека за то, что Сам же заставил его сделать.
Но это еще далеко не все отличия. В мусульманском богословии в результате споров и дискуссий в средние века появилось учение об атрибутах Бога. В их перечне есть и очень оригинальные атрибуты, которые с христианским представлением никак не вяжутся. Например, с точки зрения мусульман, «у Бога есть атрибут перемещения в пространстве», что с точки зрения христиан абсурдно и отрицает вездесущие Божие. Это основано на аятах Корана, в которых говорится, что Бог каждую треть ночи спускается к нижнему небу и там смотрит: молится ли ему кто-нибудь в это время. Об Аллахе говорится, что «Он тот, Который сотворил для вас все, что на земле, а потом вознесся к небу… а потом вознесся на Трон»[22]и, видимо, ежедневно слезает с трона «в последнюю треть ночи, когда Он опускается на ближайшее небо»[23].
Сравните эти представления со словами Библии: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. — Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23, 24) Очевидно, что вездесущие только и подобает Творцу вселенной. Иначе придется признать, будто Бог запутался в путах собственного творения и подвластен пространству.
Другой своеобразный атрибут Аллаха — Коран. Он считается вечным словом Аллаха неизменно существовавшим всегда, соответственно получается, что и арабский язык существовал всегда, и Коран вечен и неизменен как Бог, совечен Ему.
Сочетается ли с библейскими представлениями о Боге: учение, что он имеет совечный и неизменный атрибут; в виде книги на арабском языке? Что суры «Корова» или «Паук» есть атрибуты божества и существовали до творения мира? Равно как и ругань на Абу Лахаба и его жену, личных врагов Мухаммеда?
Христианский Бог «есть Любовь» (1 Ин. 4,8), Аллах же говорит о себе: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Мой покров. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в огонь»[24]. Характерно, что среди 99 имен Аллаха, которые почитают мусульмане, нет имени «Любовь» или «Любящий», а авторитетные средневековые мусульманские богословы (например, Ибн Тамийя) прямо осуждали идею о том, что возможна любовь у Бога к человеку и любовь у человека к Богу, так как слишком несоизмеримы величины.
Уместно здесь рассмотреть вопрос, как ислам относится к христианскому представлению о Боге. В 112 суре Корана об Аллахе говорится: «Не рождал он и не был рожден». И как же это можно соотнести с православным учением о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Троице единосущной и нераздельной? Коран за то, что христиане сказали «Христос — Сын Аллаха», так характеризует их: «Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! до чего они отвращены!» (Коран 9; 30, 32). Согласно исламу, Христос — обычный человек, а не Сын Божий, мусульмане принципиально отвергают даже мысль, что у Бога есть предвечно рождающийся Сын, тогда как Писание говорит нам: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23).