Доводы на то, что местоимение в этом хадисе не может возвращаться на Адама мир ему.
Во-первых, если мы скажем, что местоимение в этом хадисе возвращается к Адаму мир ему, то исчезает причинность из этого хадиса. Если ты говоришь: «если ты сражаешься с кем то, то остерегайся лица (не бей по лицу)», тебе задают вопрос почему? Ты отвечаешь: «Потому что Аллах создал Адама по образу Адама!». Он скажет: «а причем здесь то, что Адам создан по образу Адама!?» То есть ни какой связи между причиной и результатом, если хадис понимать так не остается. Поэтому Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, далек от того, чтобы произносить такие не красноречивые фразы, которые, не несут ни какого смысла.
Во-вторых, этот человек, которого запрещено бить по лицу, все его органы тела, созданы по образу органов тела Адама мир ему, и нет смысла возвращать это местоимение к Адаму и говорить: «Так как этот человек создан по образу Адама, не бей его по лицу».
Также те, которые сказали: «Создал Аллах Адама, по образу Адама», когда их спросили, как это понять, ведь Всевышний Аллах, создал Адама мир ему не так, как создал всех остальных людей. Но создал его сразу в виде человека, то есть Адам мир ему не проходил через стадии воды, куска мяса (и других стадий при которых происходит создание человека), но сразу же был создан в 60 локтей в высоту. Мы говорим если смысл хадиса в том, что вы утверждаете, тогда причина указания в этом хадисе является противоречивой. Потому что раз Адам создан, не так как созданы другие люди, тогда нет смысла связывать причинность этого хадиса, с запретом бить по лицу человека, с тем, что он якобы создан по образу Адама. Потому что этот человек не создан так, как создан Адам мир ему, и не создан по образу создания Адама мир ему. И опять исчезает причинность этого хадиса. И к тому же нужно указать, что неправильно говорить, что Адам мир ему и благословение Аллаха, проходил через различные стадии творения, наоборот, в хадисе приходит, что Адам в своем творении происходил через различные стадии. Был звонкой глиной, в некоторых хадисов приходит что Адам мир ему в течении 40 лет, был лишь своим телом создан так что в него еще не был вдохнут дух, все это указывает на то что Адам мир ему проходил те или иные стадии сотворения. Поэтому это истолкование их то, что Аллах создал Адама по образу Адама, то есть имеется виду не так как всех людей, а создал сразу в его виде полноценном, это истолкование также является неправильным.
Также то, на что указал имам Ахмад, если мы скажем, Всевышний Аллах создал Адама по образу Адама, получится что перед созданием Адама, у Адама был какой-то образ, согласно которому Адам мир ему затем был создан! И это является ошибкой и неправильным убеждением. Но Адам мир ему, был создан, без какого-то предварительного образа, перед его созданием.
Также если мы скажем, что Аллах создал Адама по образу Адама, и действительно у Адама, был какой-то образ перед его творением. Тогда мы их спрашиваем, что вы имеете виду под этим образом, (они отвечают): то есть каким был Адам в знании Всевышнего Аллаха и его предопределении, еще до создания Адама, и затем Аллах создал Адама по его образу, по тому образу, который Аллах знал изначально. Мы им говорим, тогда также исчезает причина запрета бить этого человека по лицу, в этом хадисе. Потому что согласно вашим словам Адам мир ему, был создан по тому образу, который был известен Аллаху до его сотворения, мы скажем такое истолкование не пойдет. Потому что получается тогда что все творения были созданы по тому образу который был в знании Аллаха еще до того как Аллах создал эти творения, животные, птицы, небеса, земля, облака, все это было создано по определенному образу о котором Аллах знал изначально до сотворения этих творений. Это говорит о неправильности этого истолкования. (И получается, что Адам ни чем не выделился этим своим свойством от других творений Аллаха).
Еще один довод, что данное понимание хадиса является неправильным, заключается в том, что если мы скажем, что Всевышний Аллах создал Адама мир ему, по образу Адама, то это также является не красноречивым. Потому что данная фраза является бесполезной фразой, говорить Всевышний Аллах создал тебя по твоему образу, или создал землю по образу земли, все это является известным человеку и так, без сообщения об этом. Каждый человек знает, что Всевышний Аллах создал Адама по образу Адама, какой смысл об этом рассказывать? И пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, не был из тех, кто рассказывал то, что известно каждому человеку, на уровне инстинктов и естественного знания, нет, смыла это знание доносить.
И третье мнение относительно этого хадиса это мнение ахли Сунна уаль джамаа (первых трех веков Ислама) что местоимение в этом хадисе возвращается к Всевышнему Аллаху. И то что те ученые, которые мы перечислили выше как имам Ахмад, Даракутни, Исхак ибн Рахавайх, Ажури, ибн Кутайба, и другие передавали эти хадисы в своих книгах, а некоторые из них называли этот хадис конкретно достоверным, с той добавкой в котором приходит: «Создал Всевышний Аллах Адама по образу Милостивого (Аллаха)».Все это говорит о том, что они придерживались этого мнения. Также передатчики этого хадиса, такие как Ата ибн Аби Рабах, Хабиб ибн Аби Сабит, Сулейман ибн Михран Аль `Амаш, Суфьян Ас Саури, и их ученики, те которые передавали это от них, все они придерживались этого мнения, так как передавали этот хадис, и не разъясняли его каким то другим образом.
Поэтому еще раз в подтверждение атрибута «Ас-Сура» (Образ), мы говорим то, что мы устанавливаем Всевышнему Аллаху атрибут «Ас-Сура» (Образ), и то, что Всевышний Аллах создал Адама по Своему образу. Также как человек обладает лицом, руками, глазами, речью, волей, способен быть довольным, гневается, все это объясняется тем, что Всевышний Аллах выделил человека, среди других творений, тем, что Он создал человека по Своему образу. Это не означает что образ Всевышнего Аллаха, такой же, как у людей (творений), или что образ людей, такой как у Всевышнего Аллаха. И для правильного понимания этого хадиса помогает хадис, который мы приводили вначале урока: «Поистине первая группа, людей, которая зайдет в рай, зайдет в него по образу Луны (или они будут подобны образу Луны)». И это не означает полное подобие людей и луны, что они будут точно такими же, как Луна, но означает, что их лица будут радостными, сияющими подобно луне.
По этому говорить что если мы утверждаем Всевышнему Аллаху атрибут «Ас-Сура» (Образ), значит мы являемся уподобляющими Всевышнего Аллаха творениям, и говорить что человек подобен Всевышнему Аллаху и сотворен по подобию Всевышнего Аллаха, такой же как человек, такой же Всевышний Аллах, всего этого мы не говорим, но утверждаем Всевышнему Аллаху этот атрибут, так как утвердил Всевышнему Аллаху этот атрибут его Посланник Мухаммад, саля Ллаху алейхи ва салам, и он лучше всех знает, какими атрибутами Всевышний Аллах описывается. И мы говорим, что вся схожесть, что есть между образом Аллаха и образом Адама, это кадруль муштарак (минимальном объеме, схожести), то, что не влечет за собой уподобления Аллаха творениям. Но если человек будет отрицать этот минимальный объем схожести, то он будет из тех, кто аннулируют атрибут Всевышнего Аллаха, и попадет в группу муаттиля (тех которые отрицают атрибуты Всевышнего Аллаха, и аннулируют их).