Терпение перед предопределением Аллаха является частью веры в Него

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Терпение (сабр) имеет великое положение! Терпение является великим поклонением, которое проявляется в сердце, на языке и в деяниях. Само поклонение не является действительным без терпения (сабра), потому что поклонение состоит из приказов, запретов, или испытаний. Сущность поклонения состоит в выполнение того, что приказано; оставлении того, что запрещено, а также в терпении перед несчастиями, которые предопределил Аллах, чтобы испытать рабов. Всевышний Аллах испытывает людей в религии и в предопределении. Что касается религии, то Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе аль-къудси: «Поистине, ты был послан, для того чтобы испытать тебя и испытать других тобой». Муслим, 2865. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан, чтобы испытать людей. Во время испытания обязательно должно быть проявлено терпение. Это испытание заключается в выполнении приказов и оставлении того, что запрещено.
Обязательные поклонения нуждаются в терпении и запреты Всевышнего Аллаха также нуждаются в нем. Также нуждается в терпении и то, что предопределил Аллах в быту. Поэтому группа ученых разделила терпение на три вида:
1 -( صبر على الطاعة ) - Терпение в подчинении Аллаху
2 -( صبر عن المعصية ) - Терпение, которое не дает ослушаться Аллаха
3 -( صبر على أقدار الله المؤلمة ) - Терпение перед предопределением Аллаха
Терпение является проявлением совершенного единобожия и шейх поместил данную главу в свою книгу, потому что люди редко проявляют терпение. Терпение перед предопределением Аллаха является обязательным. Негодование и отсутствие терпения чаще всего проявляются тогда, когда Аллах испытывает раба. Шейх указал в этой главе на то, что терпение перед тем, что причиняет боль, является обязательным. Также терпение в подчинении Аллаху и терпение, которое не дает ослушаться Аллаха, являются обязательными.
Слово « الصبر » в арабском языке - это удержание от чего-то. В шариате под словом « الصبر » - /сабр/ - имеется в виду "терпение", так как терпение - это удержание языка от жалоб, удержание сердца от негодования и удержание органов от выявления этого негодования. Удержание от всего этого и называется терпением.
Сказал имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах), что терпение упоминается в Коране более чем в 90 аятах. Терпение по отношению к вере, подобно положению головы по отношению к телу, так как если человек не терпит в подчинении Аллаху, не терпит и ослушивается Его, а также не терпит перед предопределением Аллаха, то он потерял большую часть веры (имана).
Вера (иман) имеет степени и неверие (куфр) имеет степени. В названии главы шейх указал на то, что терпение является частью веры. Также далее придет хадис о том, что оплакивание покойников является частью неверия (куфра). Каждой степени веры (имана) противоречит определенная степень неверия (куфра).

Всевышний Аллах сказал:

«Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи».(Сура ат-Тагъабун, аят 11)
Алькъама в отношении данного аята сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастие, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому он бывает доволен и покоряется».Передали ибн Джарир в своём тафсире, 28/123; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/66; Иснад достоверный, как об этом сказал шейх Сулейман ибн Абдиллях в «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид».
Это толкование Алькъамы, который является последователем сподвижников (таби‘ин). Это толкование является весьма правильным, так как этому аяту предшествовали аяты о том, что Всевышний Аллах испытывает людей несчастиями. Из этого аята следует, что если человек почитает Аллаха, повинуется Его приказам и избегает всего запрещенного Им, то Аллах внушает его сердцу поклоняться Господу, проявлять должное терпение и избегать негодования.
Несчастия случаются по предопределению Аллаха, а предопределение возвращается к Его мудрости. Мудрость( الحكمة ) - это расставление вещей по своим местам так, чтобы они соответствовали своему предназначению. Кто ставит вещь не на свое место, тот проявляет несправедливость (зульм). А кто ставит вещь на свои места, тот является справедливым, но необязательно мудрым. Человек может быть справедливым, но при этом не иметь мудрости. А кто ставит вещь на свое место и при этом эта вещь даёт положительные результаты, только тот является мудрым. Всевышний Аллах не описывается тем, что Он - несправедлив. Мы описываем Его совершенной справедливостью и совершенной мудростью. Осознавая это, человек понимает, что если раба постигает несчастье, то в этом для него есть благо, и если он проявит терпение, то получит вознаграждение. Но если он станет негодовать на судьбу, то взвалит на свои плечи бремя греха.
Довольство несчастием ( الرضى )- является желательным, но не обязательным. Поэтому многие люди путают между довольством (рида) и терпением (сабр). Правильное мнение заключается в том, что терпение (сабр) при несчастиях является обязательным.Терпение - это оставление негодования перед предопределением Аллаха. Что касаетсядовольства (рида), то оно имеет две стороны:
1 - Довольство, связанное с действием Аллаха -то есть человек доволен действиями Аллаха, доволен Его мудростью, доволен тем, что дает ему Всевышний Аллах. Это является обязательным! А оставление этого довольства запрещено, так как это оставление противоречит полноте единобожия.
2 - Довольство, связанное с самой предопределенной вещью -то есть человек доволен самим несчастием. Это является желательным (мустахаб). Не является обязательным для раба, чтобы он был доволен своей болезнью или, например, смертью сына. Это является желательным! Это дано только особым рабам Аллаха. Однако довольство самим действием Аллаха является обязательным.

Передают, что Абу Хурейра рассказал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Две черты людей являются проявлением неверия: опорочивание рода и оплакивание умершего».Муслим, 67.
«Оплакивание умершего» - оно противоречит терпению (сабр). Терпение проявляется в том, что человек удерживает свои органы от внешнего негодования, как, например, битье себя по щекам и разрывание своей одежды. Также терпение заключается в том, чтобы человек удерживал язык от жалоб и фраз, которые ведут к оплакиванию. Оплакивание покойников является степенью неверия (куфр) и противоречит терпению.
Когда мы говорим «степень неверия», это не означает, что попавший в это является неверным и выходит из религии. Это указывает на то, что это деяние является качеством неверующих. Слово « كفر »в хадисе пришло в неопределенном состоянии (накира). Правило гласит, что если слово« الكفر » приходит в Коране и Сунне в определенном состоянии (с алиф лямом), то это указывает на большое неверием (куфр акбар). А если слово « كفر »приходит в неопределенном состоянии (без алиф ляма), то это указывает на то, что это малое неверие (куфр асгъар). Например, слово « كفر » без /алиф ляма/ пришло в хадисе:

« سباب المسلم فسوق وقتاله كفر »

«Поношение мусульманина является нечестием, а сражение с ним - неверием».Муслим, 221.То есть это является маленьким неверием, а не большим. А слово« الكفر »с /алиф лямом/ пришло в хадисе:

« بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة »


«Между человеком и между многобожием и неверием стоит оставление молитвы».Муслим, 134.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!”аль-Бухари, 1294; Муслим, 103.
В этом указание на то, что такой человек не относится к обладателям веры. Слова «не относится к нам»указывают на то, что это дело является тяжким грехом. Поэтому мы говорим, что оставление терпения и негодование относится к большим грехам. Грехи уменьшают веру. Вера (иман) увеличивается по причине подчинения и уменьшается по причине грехов. Уменьшение веры уменьшает совершенство единобожия. Оставление терпения противоречит обязательной полноте единобожия (таухида).

Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения».ат-Тирмизи, 2396; Абу Йа‘ля, 4254, 4255; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/356; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/608.
В этом указание на мудрость Всевышнего Аллаха. Если человек, которого постигло несчастие, вспомнит об этой мудрости, то найдет великим терпение. Он поспешит украсить свою душу выполнением этого славного обряда поклонения. Т.е. отказаться от негодования и довольствоваться тем, что совершил и предопределил Великий и Могучий Аллах. Ведь, если Аллах желает добра рабу, то наказание постигает раба уже в этом мире. Избавление раба от наказания бывает десятью вещами и одной из этих вещей является наказание уже в этой жизни. Аллах ниспосылает на человека болезнь, лишает его имущества или предопределяет несчастие, потому что человек противоречит повелениям Всевышнего Аллаха, а это влечет за собой наказание. Конечно нужно упомянуть то, что Всевышний Аллах также может простить рабу и скрыть его грех. Лучше человек получит наказание в этой жизни, чем его будут наказывать в могиле или в День Суда. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям».аль-Бухари, 5645.Поэтому некоторые саляфы боялись за себя, если видели, что Аллах их ничем не испытывает и они даже не болеют. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал про лихорадку:«Не ругайте лихорадку! Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, она стирает грехи человека подобно тому, как огонь очищает железо».См. «Сахих ибн Маджах», 2810.Эти несчастия являются милостью для раба. Всевышний Аллах - Мудрый и Он лучше знает, в чем добро для Его раба.

Также сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему испытание. Кто проявит довольство, тому будет довольство, а кто проявит негодование, на того Аллах обратит Свой гнев».ат-Тирмизи, 2396; ибн Маджах, 4031; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/356; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», 5/245.
«Кто проявит довольство, тому будет довольство» -довольство (рида) является поклонением.
«А кто проявит негодование, на того Аллах обратит Свой гнев» - в этом указание на то, что негодование запрещено.
Негодование заключается в том, что в сердце человека появляется отсутствие любви к предопределенной вещи, ненависть к ней, отсутствие довольства и отрицание мудрости Аллаха. Кто соберет все эти признаки, тот проявил негодование. Негодование проявляется на его языке и на органах, а также в сердце, когда человек недоволен приказами и запретами Всевышнего Аллаха, недоволен шариатом. Это очень страшный грех, даже если человек совершает приказанное и сторонится запретного. Это все указывает на отсутствие полноты единобожия в сердце раба. Это негодование может привести к тому, что человек и вовсе лишится единобожия, если человек недоволен шариатом и обвиняет его.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1.Тафсир 11-го аята из суры «ат-Тагабун».
2.Терпение (сабр) является составной частью веры в Аллаха.
3.Опорочивание рода является неверием.
4.Суровая угроза тому, кто бьёт себя по щекам и рвёт свою одежду, а также обращается с призывом времён джахилиййи.
5.Указание на то, каким образом Аллах желает добра Своему рабу.
6.Указание на то, каким образом Аллах желает зла Своему рабу.
7.Проявление любви Всевышнего Аллаха к Своему рабу.
8.Запрет негодования.
9.Награда за довольство испытанием.

باب ما جاء في الرياء

Глава о показухе (рийа)

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Показуха (рийа) - это совершение какого-либо поклонения, чтобы люди видели его. Например, совершение молитвы, чтение Корана, поминание Аллаха, милостыня, хадж, джихад и так далее. Он совершает, не для того чтобы получить то, что у Аллаха, а для того чтобы люди видели его и похвалили. Это и есть показуха (рийа). Показуха может быть в основе Ислама, как показуха лицемеров. Сама показуха (рийа) бывает двух видов:
1 - Показуха лицемеров - человек перед творениями показывает Ислам и скрывает свое неверие. Это противоречит основе единобожия и является большим неверием. Поэтому Всевышний Аллах описал лицемеров:

﴾ يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً ﴿

«Показывают себя перед людьми и поминают Аллаха лишь немного». (Сура ан-Ниса, аят 142)

2 - Показуха мусульман - человек является мусульманином, но занимается показухой в некоторых своих делах. Это является скрытым многобожием, которое противоречит полноте единобожия. Всевышний Аллах сказал:

﴾ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء ﴿

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48)
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» - по мнению некоторых ученых сюда помимо большого многобожия, также входит и малое, и скрытое.

Всевышний Аллах сказал:


«Скажи: "Воистину, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом"». (Сура аль-Кахф, аят 110)
«И никому не поклоняется наряду со своим Господом» - это общий запрет на многобожие, охватывающий все его виды. Сюда также заходит и показуха (рийа). Поэтому саляфы приводили в довод этот аят, говоря о показухе. Точно также автор книги привел этот аят в данной главе, ведь, показуха является многобожием.
Соответствии довода данной главе явное, так как показуха является малым многобожием. Также иногда её называют скрытым многобожием, так как её нельзя явно выявить и она находится в сердце раба. Поэтому многие ученые, говоря о малом многобожии, сразу приводят в пример показуху (рийа).

Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Всевышний Аллах сказал: "Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи"». Муслим, 2985.
В этом хадисе указание на то, что показуха становится причиной того, что Аллах отвергает дела человека. Всевышний Аллах не принимает дело, в котором есть показуха. Бывает несколько видов того, как человек занимается показухой в своем поклонении.
Первая ситуация: Человек изначально намерен заниматься показухой. В такой ситуации это поклонение будет недействительным. Например, человек намеревается идти на молитву, чтобы люди видели, как он молится, хотя он не хотел молиться изначально, не увидев этих людей. Он увидел, что кто-то на него смотрит, и стал молиться. Это дело является недействительным и человек будет наказан за свою показуху.
Вторая ситуация: Человек изначально собрался поклоняться Аллаху, однако во время поклонения решил совершить показуху, например, удлинить поясной поклон, делать больше тасбиха, читать подольше Коран, чтобы люди это видели. Недействительным станет только то, что человек добавил ради людей и он будет наказан за свою показуху, хотя основа поклонения остается ради Аллаха.

Абу Саид передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Не сообщить ли мне о том, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?»Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!»Он сказал: «Это — скрытое многобожие, когда человек встаёт на молитву, специально приукрашивая её, когда видит, что на него кто-то смотрит». Ахмад, 3/30; ибн Маджах, 4204; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/174 и многие другие.
В этом хадисе указание на то, что это является одним из видов многобожия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) боится для своей общины показухи больше, чем ад-Даджаля. Это объясняется тем, что явление Даджаля является очевидным событием, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия, описал его и предостерег общину от него. Он приказал им в конце каждой молитвы просить у Всевышнего Аллаха убежища от Даджаля. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Даджаль.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1.Тафсир 110-го аята из суры «аль-Кахф».
2.Серьёзное предупреждение об отвергании любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
3.Упоминание причины отвергания этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чём не нуждается.
4.Также причиной является то, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
5.Опасение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу возможности распространения показухи среди своих сподвижников.
6.Он разъяснил это на примере того, как человек молится Аллаху, однако приукрашивает свою молитву, когда видит, что за ним наблюдают другие.

باب من الشرك إرادة الإنسان بعمله الدنيا

Наши рекомендации