О жертвоприношении (забх) не аллаху
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Воистину, моей жизнью и моей смертью владеет Аллах Господь миров, и свой намаз и жертвоприношение я посвящяю (одному) Ему. Нет у Него сотоварищей"». (аль-Ан’ам, 162—163).
Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву». (аль-Каусар, 2).
Али рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал мне четыре вещи: Проклял Аллах того, кто принёс жертву не Ему! Проклял Аллах того, кто проклял своих родителей! Проклял Аллах того, кто предоставил укрытие еретику (или нововведению)! Проклял Аллах того, кто изменил границы раздела земли!»
Тарик ибн Шихаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из-за одной мухи один человек вошёл в Рай, а другой — в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: "Принеси что-нибудь в жертву!" Он ответил: "Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать". Они сказали: "Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!" Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: "Принеси что-нибудь в жертву!" На это он ответил: "Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!" Ему отрубили голову, и он попал в Рай».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: /Забх/ - это пролитие крови (жертвоприношение). В жертвоприношении есть две важные вещи, которые являются основой этого раздела:
1 - Жертвоприношение с именем Всевышнего Аллаха или же жертвоприношение с именем кого-то другого.
Всевышний Аллах разрешил то, над чем упомянули Его имя, сказав:
﴿فَكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ إِنْ كُنتُمْ بِآيَاتِهِ مُؤْمِنِينَ﴾
«Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения». (Сура аль-Ан’ам, аят 118)
А иначе, как сказал Всевышний Аллах:
﴿إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللّهِ ﴾
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не с именем Аллаха». (Сура аль-Бакара, аят 173)
Вопрос поминания Аллаха при жертвоприношении связан с обращением к кому-либо кроме Аллаха /исти’ана/. Тот человек, который упоминает имя Аллаха перед жертвоприношением, просит Всевышнего Аллаха о помощи.
2 - Жертвоприношение ради кого-то с намерением приблизиться к нему.
Это относится к таухиду /улюхийа/. Человек должен резать с именем Всевышнего Аллаха и ради Него, то есть с намерением приблизиться к Нему.
Бывают 4 вида жертвоприношения:
1 - С именем Аллаха и ради Него. Это и есть таухид.
2 - С именем Аллаха, но не ради Него. Это ширк в поклонении.
3 - Не с именем Аллаха и не ради Него. Это двойной ширк: ширк в поклонении и ширк в /исти’ана/.
4 - Не с именем Аллаха, но ради Него. Это ширк в /рубубийа/.
Обязательно при жертвоприношении упомянуть имя Всевышнего Аллаха, а также иметь намерение приблизиться к Нему.
Запрещено кушать мясо животного, при закалывании которого намеренно не произнесли имя Всевышнего Аллаха.
Иногда человек просто режет животное, не имея намерение приблизиться к кому-то и это дозволено, так как данный вид не относится к поклонению. Допустим, человек порезал животное, для того чтобы накормить гостей, которые к нему приехали.
1 - Мы понимаем, что поминать имя Всевышнего Аллаха перед жертвоприношением является обязательным. Также нельзя иметь намерение приблизиться, посредством жертвоприношения, к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха. Человек может резать животное с намерением приблизиться к Аллаху во время /удхия/ или хаджа, или ’акъика и тому подобное, из того, что приказал тебе Всевышний Аллах. Это великое поклонение, которое любит Всевышний Аллах.
2 - Человек может резать с именем Всевышнего Аллаха, но не ради Него. Человек режет животное, например, для того чтобы приблизиться к мертвому, будь то какой-либо пророк или праведник. Такой человек попадает в ширк, так как он делал жертвоприношение, возвеличивая мертвого, а не Всевышнего Аллаха. Также в ширк попадает тот, кто имеет намерение приблизиться своим жертвоприношением к царю или правителю. Это до сих пор можно встретить в некоторых местах. Животное, зарезанное кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, запрещено употреблять в пищу.
3 - Человек может резать, не упомянув имя Всевышнего Аллаха, и не ради Него. Это собрало в себе два вида ширка: ширк в /исти’ана/ и ширк в /улюхийа/.
4 - Человек может резать не с именем Аллаха, но ради Него. Это очень редкое явление.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Общеизвестно, что ширк в /улюхийа/ намного хуже, чем ширк в /рубубийа/».
Самое главное понимать, что ширк в /улюхийа/ - это жертвоприношение не ради Аллаха. А ширк в /исти’ана/ - это жертвоприношение не с именем Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرْ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَى أَوْلِيَائِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ﴾
«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками». (Сура аль-Ан’ам, аят 121)
Всевышний Аллах сказал:
﴿قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَاي وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ(162)لَا شَرِيكَ لَهُ﴾
«Скажи: "Воистину, моей жизнью и моей смертью владеет Аллах Господь миров, и свой намаз и жертвоприношение я посвящяю (одному) Ему. Нет у Него сотоварищей"». (Сура аль-Ан’ам, аяты 162-163)
В предложении пришла частица /инна/. Если /инна/ приходит перед /джумля хабарийа/, это значит то, что тот, к кому ты обращаешься, не верит тебе. Значит, это обращение к многобожникам. Этот аят говорит нам о единобожии, указывая на то, что жертвоприношения достоин только Всевышний Аллах.
Под словом /нусук/ имеется ввиду жертвоприношение /забх/. Жертвоприношение /забх/ ради Всевышнего Аллаха - это великое поклонение. Его можно совершить, зарезав корову, барана, козла или верблюда. Это великое поклонение, так как:
1 - В нем пролитие крови ради Всевышнего Аллаха.
2 - После жертвоприношения в сердце человека появляется надежда, что Всевышний Аллах обязательно его вознаградит.
3 - Человек хорошо думает об Аллахе.
4 - Человек избавляется от жадности, желая приобрести то, что у Всевышнего Аллаха.
Жертвоприношение - это великое поклонение, которое любит Всевышний Аллах.
Также в аяте указание на то, что молитва и жертвоприношение - это два вида поклонения.
В словах: «لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ» пришла /лям истихкак/. Как известно, частица /лям/ бывает нескольких видов:
1 - /Лям/, указывающая на владение.
Всевышний Аллах сказал:
﴿أَمَّا السَّفِينَةُ فَكَانَتْ لِمَسَاكِينَ﴾
«Что касается корабля, то он принадлежал беднякам». (Сура аль-Кахф, аят 79)
2 - /Лям ихтисос/, чем-то похожая на /лям/, указывающую на владение.
3 - /Лям истихкак/, указывающая на достоинство.
Например, «الْحَمْدُ لِلَّهِ» - Хвалы достоин Аллах.
Поэтому смысл аята: «Моей молитвы и моего жертвоприношения достоин только Аллах». Что касается другой части аята, то ее смысл: «Воистину, моей жизнью и моей смертью владеет Аллах - Господь миров».
Данный аят указывает нам на таухид /улюхийа/ и на таухид /рубубийа/. Слова : «Моей молитвы и моего жертвоприношения достоин только Аллах», - это таухид /улюхийа/. А слова: «Воистину, моей жизнью и моей смертью владеет Аллах - Господь миров», - это таухид /рубубийа/.
В конце аята Всевышний Аллах сказал: «Нет у Него сотоварищей». Нет никого достойного молитвы и жертвоприношения, кроме Всевышнего Аллаха. И поэтому нельзя посвящать молитвы и жервтоприношения кому-либо, помимо Него. И также, нет Ему сотоварищей во власти, поэтому жизнь и смерть в Его Руках.
Всевышний Аллах сказал:
﴿فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ﴾
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву». (Сура аль-Каусар, аят 2)
В этом аяте приказ совершать молитву и жертвоприношение. Если Всевышний Аллах приказал это, значит оно заходит в виды поклонения. Поклонение /аль-’ибада/ - это все то, что любит Всевышний Аллах и то, чем Он доволен, из слов и дел, будь то явных или скрытых.
Всевышний Аллах приказал совершать молитву, значит Он любит ее. Всевышний Аллах приказал закалывать жертву, значит Он любит это. Также другое правило гласит: «Поклонение - это все то, что приближает раба к Аллаху, будь то приказы или запреты». И это верно, так как жертвоприношение совершается для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ﴾
«Мы даровали тебе аль-Каусар». (Сура аль-Каусар, аят 1)
/аль-Каусар/ - это бесчисленные блага, в том числе и одноименная река в Раю. А затем Всевышний Аллах продолжил:
﴿فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ﴾
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву». (Сура аль-Каусар, аят 2)
В этом аяте пришла частица /фа сабабийа/. То есть смысл аята: «Молись своему Господу, Который дал тебе бесчисленные блага и приближайся к Нему, совершая жертвоприношение».
Этот аят был приведен в данной главе, для того чтобы указать на то, что жертвоприношение является поклонением.
Али рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал мне четыре вещи: Проклял Аллах того, кто принёс жертву не Ему! Проклял Аллах того, кто проклял своих родителей! Проклял Аллах того, кто предоставил укрытие еретику (или нововведению)! Проклял Аллах того, кто изменил границы раздела земли!» Муслим, 1978.
В этом хадисе угроза тому, кто приносит жертвоприношение не Всевышнему Аллаху. Проклятие - это изгнание и удаление от милости Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллаха - Он Тот, Кто удаляет таких людей от Своей милости.
Также этот хадис можно понять, как ду’а пророка (мир ему и благословение Аллаха). Как будто, пророк (мир ему и благословение Аллаха) делает ду’а против того, кто принес жертвоприношение не Аллаху. В этом указание на то, что жертвоприношение не Аллаху является одним из тяжких грехов. И это понятно, так как такое жертвоприношение является ширком. Поэтому такой человек достоин проклятия.
Тарик ибн Шихаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из-за одной мухи один человек вошёл в Рай, а другой — в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: "Принеси что-нибудь в жертву!" Он ответил: "Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать". Они сказали: "Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!" Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: "Принеси что-нибудь в жертву!" На это он ответил: "Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!" Ему отрубили голову, и он попал в Рай». На самом деле этот хадис передается от сподвижника Сальмана аль-Фариси, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и приводит его именно от него как раз сам имам Ахмад, но не в книге "аль-Муснад", как это полагают некоторые, а в книге "аз-Зухд" № 84.
Также это сообщение от Сальмана аль-Фариси приводят Ибн Аби Шейба 12/358, Абу Ну'айм в "аль-Хилья" 1/203, аль-Байхакъи в "Шу'аб аль-иман" 7343, и др. И от Сальмана это сообщение является достоверным, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали его достоверным.
Жертвоприношение идолу стало причиной того, что человек попал в Огонь. И такое жертвоприношение является большим ширком.
Человек принес в жертву муху, которая не имеет никакой цены и вошел навечно в Огонь. Поэтому тот, кто принесет в жертву нечто более ценное, чем муха, тем более попадет в Огонь.
Обрати внимание на то, что племя язычников не заставляли этого человека приносить такую жертву. Многобожники никому не разрешали пройти, пока он не принесёт идолу что-нибудь в жертву. Однако, это не принуждение, так как этот человек мог вернуться и пойти по другой дороге. И поэтому это не заходит в слова Всевышнего Аллаха:
﴿مَن كَفَرَ بِاللّهِ مِن بَعْدِ إيمَانِهِ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴾
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (Сура ан-Нахль, аят 106)
Поэтому некоторые ученые ошиблись, сказав, что в данном хадисе указание на принуждение. Даже, если мы согласимся с ними в этом, то ответим, что это относится к шариату прошлых народов, а в нашем шариате принуждение является оправданием.
Но почему тогда отрубили голову тому, кто не принес муху в жертву? Потому что он унизил их идола, сказав: «Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!»
В этом хадисе явное указание на то, что жертвоприношение не Аллаху является большим ширком. И тот, кто принес жертву не Аллаху, он многобожник, и это выводит его из Ислама. [Конец слов шейха]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята «Скажи: "Поистине, мой Намаз и моё жертвоприношение..."» (аль-Ан’ам, 162—163).
2. Смысл аята «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар, 2).
3. Первым проклинается тот, кто приносит жертву не Аллаху.
4. Аллах проклял того, кто проклял своих родителей. К этому относится и то, когда ты проклинаешь родителей кого-то, то он, в свою очередь, проклинает твоих родителей.
5. Аллах проклял того, кто предоставляет кров человеку, совершившему ересь и тем самым нарушившему право Аллаха. Если кто-то скрывает подобного человека, тем самым он оказывает ему содействие.
6. Аллах проклял того, кто изменил границы раздела земли, нарушая тем самым право соседа на землю.
7. Различие между проклятием определённого человека и проклятием грешников в общем.
8. Огромное значение хадиса о жертвоприношении мухи идолу.
9. Человек попал в Огонь из-за принесённой в жертву мухи, чего он вовсе не хотел, но сделал это для того, чтобы избавиться от зла тех людей.
10. Знание ширка и величины его греха в сердцах верующих. Второй человек стойко встретил смерть, не уступив требованиям идолопоклонников, хотя они хотели от него чисто внешнего действия.
11. Тот, кто попал в Огонь, был мусульманином, так как если бы он был неверным, то о нём не было бы сказано, что он попал в Огонь из-за одной мухи.
12. В этом есть свидетельство достоверного хадиса: «Рай ближе к вам, чем шнурок ваших сандалий, и Огонь на таком же расстоянии от вас». (Аль-Бухари 11/275, Ахмад 1/387, 413 и 442 от Ибн Масуда).
13. Знание того, что действие, совершённое велением сердца, является величайшей целью даже у идолопоклонников.
Шейха спросили: «Моя семья приносит в жертву животное и раздает мясо людям с намерением, чтобы их не постигало горе. Что вы скажете об этом?»
[Шейх Салих али Шейх ответил]: Этот вопрос нужно разобрать более подробно. Если они совершают это жертвоприношение, для того чтобы раздать милостыню и не для того чтобы отвести беду, то нет в этом проблем. Относительно этого пришли общие тексты, в которых говорится о достоинстве кормления людей.
Если человек приносит жертву, чтобы избавиться от какой-либо болезни, то это запрещено. Так как многие люди думают, что болезни из-за джиннов и поэтому режут скотину. Они думают, что после принесения жертвы зло прекратится. Это является запретным.
Ученые также сказали насчет принесения жертвы для избавления от болезней: «Это запрещено, так как это может привести к запретному». Шейх Са’д ибн Хамд ибн ’Атик написал по этому поводу книгу.
Также насчет того, кто приносит жертву для того, чтобы избавиться от беды. Допустим, человек боится вора. Это также запрещено. Некоторые люди приносят жертву, боясь джиннов, а это уже ширк.
Отсюда мы понимаем, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Лечите своих больных милостыней» См. «Сахих аль-Джами’», 3358, означают милостыню, в которой нет крови. Так как пролитие крови в таких случаях может привести к ложным убеждениям. Общеизвестно, что шариат закрывает все пути к запретному. Значит шариат запрещает все, что может привести к запретному. [Конец слов шейха]
Далее шейха спросили: «Уважаемый шейх, некоторые люди считают, что если Всевышний Аллах дал человеку что-то хорошее, то человек обязательно должен дать милостыню. Верно ли это?»
[Шейх Салих али Шейх ответил]: Милостыня в подобных случаях не является обязательной. Если Всевышний Аллах проявил милость Своему рабу, то возможны разные виды благодарности: из них - земной поклон, милостыня и другие. Однако, все это желательно, а не обязательно, если только человек не дал обет совершить это. [Конец слов шейха]
باب لا يُذبح لله بمكان يُذبح فيه لغير الله
ЗАПРЕЩЕНО ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АЛЛАХУ В ТОМ МЕСТЕ (ИЛИ ОКОЛО ТОГО МЕСТА), ГДЕ ПРИНОСИТСЯ ЖЕРТВА НЕ АЛЛАХУ
Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» (ат-Тауба, 108).
Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тот спросил: "Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?" Ему ответили: "Нет". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: "А проходил ли там какой-нибудь ’иид (т.е. постоянные собрания) идолопоклонников?" Люди ответили: "Нет, не проходил". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Исполняй свой обет, однако не следует исполнять обет, данный о неповиновении Аллаху, а также о том, чем не владеет сын Адама"».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Шейх сказал в названии главы: «Запрещено приносить жертву Аллаху в том месте (би макани)...». В этом предложении арабский предлог “ба” обладает более широким смыслом, чем предлог “фи”, потому что он одновременно указывает как на определенное место, так и на прилегающие к нему места. В данном случае имеются в виду оба эти значения, и поэтому нельзя делать жертвоприношения Аллаху как вблизи от того места, где приносят жертву не Аллаху, так и в самом месте, где приносят жертву не Аллаху.
Допустим, какое-то место, где приносят жертву не Аллаху, как например, могила или мавзолей. Многобожники избрали эти места для поклонения своим идолам или своим мертвым. Запрещено мусульманину делать жертвоприношение в этом месте, даже несмотря на то, что его жертвоприношение посвящено Всевышнему Аллаху. Потому что поступающий таким образом уподобляется многобожникам, возвеличивая места, в которых они совершают всевозможные обряды поклонения и посвящают их не Аллаху. Одним словом, совершать жертвоприношение одному Аллаху в том месте, в котором люди приносят жертвы не Аллаху, запрещается. Более того, это является одним из путей распространения многобожия и побуждает людей почитать такие места.
Всевышний Аллах сказал:
﴿لاَ تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ ﴾
«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся». (Сура ат-Тауба, аят 108)
Это запрет на совершение молитвы в мечети /ад-Дырар/, так как ее построили лицемеры. Эта мечеть была основана для устроения засады на мусульман и для борьбы с Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Именно такую цель преследовали люди, построившие эту мечеть, и мусульманам было запрещено совершать в ней намаз вместе с ними, поскольку это означало бы одобрение совершенного ими поступка и способствовало бы увеличению их рядов. Кроме того, намаз в ней стал бы искушением для многих людей. По этим причинам Великий и Могучий Аллах запретил Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и правоверным молиться в мечети, построенной для нанесения вреда.
Соответствие аята данной главе явное. Всевышний Аллах запретил пророку (мир ему и благословение Аллаха) совершать молитву в мечети /ад-Дырар/. И совершенно ясно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и правоверные совершали намаз искренне ради Великого и Могучего Аллаха, а не ради кого-либо еще. Они не хотели навредить этим религии, не хотели вносить раскол, однако им все равно было запрещено это. Потому что этим самым они уподобляются многобожникам и увеличивают их ряды.
И тоже самое можно сказать тому, кто режет жертву ради Аллаха в том, месте где режут жертвы не ради Него. Так как этот человек как будто бы возвеличивает это место.
Здесь есть такой момент, а именно то, что от некоторых сподвижников пришло разрешение совершать молитву в церкви. Например, Умар ибн аль-Хаттаб молился в церкви в Байт уль-Макъдис. Разве это не похоже на молитву в мечети /ад-Дырар/?
Нет никакой проблемы в этом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил молитву в мечети /ад-Дырар/ и в тех, местах где режут жертву многобожники из-за того, что вид поклонения внешне одинаков. Жертва мусульманина и жертва многобожника внешне похожа. Ты не можешь различить между ними. Точно также, если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижники молились бы в мечети /ад-Дырар/, то их молитвв была бы похожа на молитву лицемеров. Однако все различие только в сердце. Но люди не видят то, что в сердцах. Поэтому это может привести к вреду.
Что касается молитвы в церкви, то действия разные, так как молитва христиан отличается от молитвы мусульман. Тот, кто увидит молитву мусульманина, сразу поймет, что это не молитва христиан. В этом и разница между данными ситуациями.
Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тот спросил: "Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?" Ему ответили: "Нет". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: "А проходил ли там какой-нибудь ’иид (т.е. постоянные собрания) идолопоклонников?" Люди ответили: "Нет, не проходил". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Исполняй свой обет, однако не следует исполнять обет, данный о неповиновении Аллаху, а также о том, чем не владеет сын Адама"». Абу Дауд, 3313; Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/83; Ибн Хазм в «аль-Мухалля», 8/22; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1341; Иснад достоверный по условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), как об этом сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия и Хафиз ибн Хаджар в «ат-Талхис», 4/180. Основа хадиса у Бухари, 5700; Муслим, 110. Шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами’», 2551.
Когда мужчина спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешения совершить жертвоприношение в Буване, тот потребовал от него дополнительных разъяснений, потому что обстоятельства требовали этого. Так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) не понял почему тот человек выбрал именно это место. Быть может там было место, где собирались многобожники или нечто подобное. И его вопрос свидетельствует о том, что если бы там находился какой-либо из идолов, которому поклонялись во времена невежества, то совершать жертвоприношение в этом месте было бы запрещено. Вот почему этот хадис имеет отношение к данной главе.
Затем он спросил, проходили ли там какие-нибудь собрания /’ид/ идолопоклонников. Арабское слово /’ид/ означает место или время, которое периодически повторяется или в котором люди периодически собираются. Поэтому /’ид/ - это то место, куда люди постоянно приходят в определенное время. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не делайте мою могилу ’идом (местом, куда будут постоянно возвращаться)». Имам Ахмад в «Муснад», 2/367; Абу Дауд, 2042; аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман», 4162; Имам Науауи назвал хадис достоверным в «Рияд ас-Салихин», стр. 316.
Также различные времена могут быть /’идом/, так как к некоторым из них люди часто возвращаются.
Хорошо известно, что любые /’иды/ язычников, будь то собрания, связанные с определенным местом или проходящие в определенное время, отмечались в соответствии с их религией, которая строилась на приобщении сотоварищей к Аллаху. Из этого следует, что во время своих /’идов/ они совершали свои обряды поклонения, приобщая сотоварищей к Аллаху. Одним из поступков, которые язычники совершали во время своих /’идов/, было жертвоприношение и пролитие крови ради идолов. Более того, это деяние можно было назвать величайшим из обрядов, которые они совершали. А это значит, что уподобляться многобожникам, приходя в то место, где они приносили жертву не Аллаху, и совершая деяние, которое внешне похоже на деяния самих многобожников, запрещается, даже если человек является искренним единобожником, приносит жертву только Аллаху и совершает намаз только ради Великого и Могучего Аллаха. И причина этого заключается только во внешнем уподоблении многобожникам.
Поскольку причин запретить жертвоприношение в Буване не было, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет». Ученые сказали, что употребление в этом хадисе арабского союза /фа/ означает, что причина позволения исполнить обет в Буване заключается в том, что предшествовавшие этому обстоятельства не были ослушанием Аллаха. А заданные вопросы указывают на то, что приносить жертву Аллаху в тех местах, где прежде находился идол, которому поклонялись язычники, или где проходили собрания язычников, запрещается, и подобные поступки являются ослушанием Великого и Могучего Аллаха. [Конец слов шейха]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл высказывания Аллаха: «...Не стой в ней [в мечети Дыйрар] никогда...» (ат-Тауба, 108).
2. Грех и неповиновение оказывают воздействие и на землю, также, как и подчинение.
3. Возвращать неясный вопрос в разряд ясных для преодоления его неясности.
4. Обращение муфтия к спращивающему за разъяснением при необходимости.
5. Является дозволенным конкретизировать определенное место для исполнения обета, если в данном месте не имеется никаких шариатских препятствий.
6. Этого делать не разрешается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже если это было в прошлом.
7. Это недозволено также в том случае, если в данном месте проходил ’иид (т.е. постоянные собрания) язычников, даже если это и было в прошлом.
8. Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является греховным.
9. Запрет уподобляться мушрикам в их ’иидах (в их празднествах), даже если это происходит непреднамеренно.
10. Нельзя давать обет в неповиновении Аллаху или грехе.
11. Сын Адама не должен давать обет в том, чем он не владеет.
باب من الشرك النذر لغير الله تعالى