Взаимосвязь между «Единобожием в поклонении» и «Единобожием во владычестве»

Связь между этими двумя разделами единобожия заключается в том, что если человек признаёт единоличную власть Аллаха над всем сущим (ТаухидРубубийя), то он обязан признать и то, что поклонения достоин только лишь Аллах, и никто более. Другими словами, Единобожие во владычестве обязывает нас соблюдать Единобожие в поклонении. Кто признаёт Аллаха своим Господом, Творцом и убеждён в том, что только Он управляет делами вселенной, тот обязан поклоняться только Ему одному и не делить своё поклонение между Аллахом и ложными богами.

С другой стороны, Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) автоматически включает в себяЕдинобожие во владычестве (Таухид Рубубийя). Когда мы принимаем Единобожие в поклонении (Улюхийя), то уже подразумеваем своё убеждение в том, что только Аллах является Творцом всего сущего, и только Он властен над всем, и только Он правит мирозданием (т.е. убеждены в Таухиде Рубубийя). Это значит, что если человек поклоняется одному только Аллаху и не придаёт Ему сотоварищей (т.е. не посвящает своего поклонения и своей веры никому, кроме Него), то он обязательно будет верить, что только Аллах является Владыкой, Господом и Творцом всего, что есть в этом мире. В Коране упоминаются слова пророка Ибрахима (мир ему), с которыми он обратился к своим соплеменникам, почитавшим идолов:

«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы и ваши предки? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» (Коран, 26: 75-82).

Понятие «владычества» (Рубубийя) и понятие «единственности в поклонении» (Улюхийя) иногда встречаются в сурах Корана вместе (в одном предложении или в одном контексте). Тогда каждое из этих двух слов несёт свой особый смысл, соответствующий тому, что было разъяснено выше Например, в словах Аллаха:

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа (Робб) людей, Царя людей, Бога (Илях)людей» (Коран, 114: 1-3).

[От переводчика: В данном аяте употреблено слово «Господь/Робб», что значит «властитель, владыка, хозяин, управитель, тот, кто взращивает, устраивает». От этого слова происходит и название первого раздела в Единобожии — «Рубубийя». Также употреблено слово «Бог/Илях», оно зачастую переводится с арабского как «Бог», что делается только с целью благозвучности текста, но совершенно не отображает суть данного слова [ Этимология слов «бог» и «божество» в русском языке Чтобы понять, что значит слово «бог» и «божество» в русском языке, обратимся труду епископа Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», в главе «Этимология слова «Бог»» он пишет: «В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий«, в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние«, «счастье«. «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.Греческое слово theos, по мнению Платона, происходит от глагола theein, означающего «бежать«. «Первые из людей, населявших Элладу, почитали только тех богов, которых и теперь еще почитают многие варвары: солнце, луну, землю, звезды, небо. А поскольку они видели, что все это всегда бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали имя богов», — пишет Платон. Иными словами, древние видели в природе, ее круговращении, ее целенаправленном «беге» указания на существование какой-то высшей разумной силы, которую не могли отождествить с единым Богом, но представляли в виде множества божественных сил.Однако святитель Григорий Богослов наряду с этой этимологией приводит другую: имя theos от глагола ethein — «зажигать«, «гореть«, «пылать«. «Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель», — говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова повторит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29). «Бог есть огонь, а диавол холоден», — пишут святые Варсануфий и Иоанн. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола… призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра «.Преподобный Иоанн Дамаскин дает еще третью этимологию слова theos от theaomai — «созерцать«: «Ибо от Него нельзя что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно получило бытие».Имя, с которым Бог открылся древним евреям, — Yahweh (Яхве) означает «Сущий«, имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah — быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh — «Я есмь». Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие: «По своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий — начало и мера вечности, причина времени и мера времени для всего существующего и вообще становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, поскольку в Сущем пребывает все сущее — как изменяющееся, так и неизменное… Бог — не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия — как настоящих, так и будущих», — пишет автор трактата «О Божественных именах».(«Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»).Как мы видим, все перечисленные смыслы слова «бог» или его латинского эквивалента «theos» или еврейского «Yahweh (Яхве)» сводятся к следующим качествам: 1) «одарять», «наделять», «делать счастливым», 2) «бегать», «двигаться», 3) «зажигать», «гореть», «пылать», «пожигать», «согревать», «воспламенять», «быть огнём поядающим» 4) «созерцать», «видеть», «быть всевидящим», 5) «существовать», «иметь бытие», «жить», «находиться», «быть».





Мы не будем в данной статье разбирать правильность или неправильность данных качеств, нас интересует тот факт, что все эти качества относятся к теме Единобожия во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя). Все данные качества сконцентрированы на описании качеств самого Бога, но не указывают на наши обязанности в отношении Него. Если постараться найти эквиваленты некоторым из смыслов слова «Бог», указанных епископом Иларионом, то больше всего подходят такие имена Аллаха как аль-Ваххаб (Вседарующий), ар-Раззак (Дающий пропитание, Дарующий удел), Шадиду-ль-`икаб (Сильный в наказании), аль-Басыр (Всевидящий), аль-Хайй (Живой), аль-Кайюм (Сущий, Поддерживающий бытие). Данные качества все являются признаком Владычества Аллаха, а, следовательно, слово «Бог» в данном контексте больше соответствует арабскому слову «Робб» (Господь, Владыка, Воспитатель) и указывает на Владычество Аллаха (ар-Рубубийя)

В той же главе епископ Иларион пишет:

На языках германского происхождения слово «Бог» — английское God, немецкое Gott — происходит от глагола, означающего «падать ниц«, падать в поклонении. «Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, — говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, — не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, — это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас «упал на землю… в трепете и ужасе» (Деян. 9:4,6).

Из данных слов мы видим, что в английском и немецком языке слова «God» и «Gott» формируются не от глаголов, указывающих на дела самого Бога или Его качества, а от глаголов, указывающих на действие людей в отношении Бога. То есть эти имена указывают на то, что «God» (или «Gott») является объектом поклонения. Именно этот смысл соответствует арабскому слову «илях» , которое значит: «тот, кому поклоняются», «объект поклонения». Слово «илях» несёт в себе смысл, указывающий на обязанности людей в отношении этого божества.], потому что слово «илях» обозначает «объект поклонения, тот, кому люди посвящают своё поклонение». Иначе говоря, слово «илях» имеет более конкретный и определённый смысл, чем русское слово «бог». От слова «илях» образовано и слово «Улюхийя», которое переводится как «право на поклонение, поклоняемость».

Слово «Господь/Робб» в данном аяте значит: Владыка, Властитель, управляющий Своим творением. А слово «Бог/Илях» значит «Достопоклоняемый, Единственный, Кто по настоящему достоин того, чтобы ему поклонялись».

Но в некоторых местах Корана эти два слова упоминаются по отдельности. Тогда каждое из них – на ряду со своим исключительным коренным смыслом- включает в себя смысл другого слова. Это значит, что если сказано «Господь/Робб», то в его смысл включается и «объект поклонения», а если сказано «Илях» (объект поклонения), то подразумевается и «Господь». Например, известно, что допрашивая умершего человека в могиле, ангелы спросят его: «Кто твой Господь (Робб)?» То есть, кому ты поклонялся и кто твой Создатель? Также и в словах Всевышнего:

«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь (Робб) – Аллах» (Коран, 22: 40).

«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа (робб) помимо Аллаха?» (Коран, 6: 164).

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь (Робб) – Аллах», – а потом были стойкими, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»(Коран, 41: 30).

Во всех этих аятах слово «Господь/Робб» включает в себя оба вида Единобожия (во владычестве/Рубубийя, и в поклонении/Улюхийя).

Нужно особо отметить такую важную деталь: миссия всех божьих посланников в основном была направлена на призыв к Единобожию в поклонении (ТаухидУлюхийя), а не к Единобожию во владычестве. Дело в том, что люди зачастую и так признавали Единобожие во владычестве (Рубубийя) в общих чертах, а отрицали его лишь немногие, но даже они делали это лишь внешне (тогда как глубоко в сердце признание владычества Бога было и у них). Но признания только одного аспекта Единобожия недостаточно для того, чтобы человек считался верующим единобожником. Вспомним, что даже Иблис (сатана) признавал господство и владычество Аллаха, но только лишь это не сделало его верующим.

«Он (Иблис) сказал: «Господи (Робб)! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное» (Коран, 15: 39).

Владычество Бога признавали даже язычники, к которым был направлен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).На это указывают ясные аяты Корана:

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Коран, 43: 87).

Но подобное признание не помогло язычникам, ведь они не соблюдали Единобожия в поклонении. Поэтому нужно сделать такой вывод: тот, кто признаёт только Единобожие во владычестве (Таухид Рубубийя), ещё не является мусульманином, до тех пор, пока не утвердит в своём сердце Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) и пока не станет поклоняться одному только Аллаху.

Теперь становится ясным, сколь несостоятельны утверждения мутакаллимов и суфиев, которые твердят, что если человек признает Аллаха своим Творцом и Управителем мира, то этого будет для него достаточно, и кто признает владычество Аллаха (Рубубийя), тот считается мусульманином. Когда в своих книгах по акыде мутакаллимы говорят о Единобожии (Таухид), то дают такие определения, которыми можно охарактеризовать только Единобожие во владычестве (Рубубийя).Например, они говорят: «Единобожие (Таухид) – это убеждение о том, что Аллах существует, что Он является Творцом, ниспосылает жизненный удел» и т. д. Затем они приводят доказательства, подтверждающие Единобожие во владычестве (Рубубийя).

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Все мутакаллимы в своих книгах о рационализме (калям) и логике признают Единобожие (Таухид), но самое большее, что они смогли сделать на этом поприще, – это разделить его на три вида. Они говорят:

«1) Аллах один в своей сущности, никто не разделяет с Ним Его сущности.

2) Он один в своих качествах, никто не обладает подобными качествами.

3) Он один в своих делах, никто не соучаствует с Ним в Его делах. Больше всего они обсуждают последний вид, который они называют «Единобожие в делах» (Таухид аль-Афʼаль), которое подразумевает, что Творец этого мира – один. Они начинают обосновывать это с помощью доводов взаимоисключения (тамануʼ) и другими способами и полагают, что это и есть то Единобожие (Таухид), которое требуется в Исламе. Они считают, что именно в этом заключается смысл слов «Ля иляхаилля-Ллах». Мутакаллимы дошли до того, что стали толковать понятие «Улюхийя» как «способность творить», но ведь известно, что арабские язычники, жившие в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не отрицали этого. Более того, они свято верили, что Аллах — Творец всего сущего, они даже были уверены, что всё происходит только по Его воле и предопределению (Кадар). Тем не менее, они оставались многобожниками» (конец цитаты).

Слова шейха Ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью) подтверждаются кораническим аятом, в котором говорится:

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (Коран, 16: 36).

Пророки не говорили своим народам: уверуйте, что Аллах – это Творец мироздания. Нет! Все они говорили: поклоняйтесь Аллаху и откажитесь от многобожия!

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) также сказал: «Единобожие (Таухид), которое донесли до нас посланники, заключается в признании, что правом на поклонение обладает только Аллах, это выражено в свидетельстве «Ля иляхаилля-Ллах», и поэтому нельзя поклоняться никому, кроме Него…

…Смысл Единобожия (Таухид) заключается не только в признании владычества Аллаха (Рубубийя) и того, что Он является Создателем Вселенной, как считают некоторые люди, такие как мутакаллимы и суфии. Они полагают, что если приведут доказательства существования Аллаха и Его власти, то тем самым исполнят Единобожие во всей его полноте…

…Если даже человек будет полностью убеждён в наличии у Аллаха Его возвышенных качеств, если он будет отрицать всё то, что ошибочно приписывают Аллаху, будет признавать, что только Он творит и управляет миром, то и тогда он не получит права именоваться единобожником. Он не станет единобожником, пока не засвидетельствует, что нет никакого объекта поклонения, кроме Аллаха, и пока не проникнется абсолютным убеждением, что поклонение можно посвящать только Ему, а затем станет неуклонно придерживаться Единобожия в поклонении единственному Аллаху.

«Илях» – это тот, кому поклоняются, обожествляют и трепетно покоряются. Слово «илях» в арабской речи не имеет смысла «способный к сотворению или изобретению». Если человек будет толковать слово «илях» как «способный к созиданию» и сделает это своим убеждением, будет полагать, что вся суть Единобожия сводится к вере в то, что нет создателя кроме Аллаха (как это делают мутакаллимы и последователи Абу аль-Хасана аль-Ашʼари), то это говорит о незнании им истинной сути Единобожия (Таухид), с которым был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Арабы-язычники утверждали, что единственным Творцом всего является Аллах, но, несмотря на это, они оставались многобожниками. Всевышний сказал:

«Большая часть их (язычников) если и верует в Аллаха, то наряду с Ним поклоняются другим». (Коран, 12: 106).

Объясняя этот аят,праведные предшественники говорили: «Если спросишь их:«кто создал небеса и землю?», они ответят: «Аллах!» Но несмотря на такой ответ,они поклоняются другим богам.

Аллах (Свят Он и Возвышен) говорит в Священном Коране:

«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»

Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»

Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Коран, 23: 84-89).

Мы видим, что не каждый, кто верит в существование Аллаха как Творца и Властителя, является единобожником в плане поклонения. Многие люди верят в Аллаха, но вместе с тем поклоняются другим богам, молятся не Аллаху, просят у идолов и не слушаются Его посланников. Все многобожники и идолопоклонники верят, что Аллах — Творец всего сущего, и несмотря на это, они учредили себе заступников, к которым обращаются со своими молитвами наряду с Аллахом, поставив их в один ряд с Господом миров…

…Поэтому сторонники подобных идей могут поклоняться солнцу, луне, звёздам, они возносят им свои молитвы, обращаются с просьбами, постятся ради них, посвящают им свои жертвоприношения, ищут близости к ним, а затем говорят: «Это не многобожие, потому что многобожием (ширк) будет считаться только тогда, когда человек будет верить, что вышеназванные объекты управляют миром, а если он обращается к ним как к посредникам, то многобожником он, якобы, не является». Но ведь это элементарные основы исламской религии, и каждому мусульманину должно быть известно, что вера в посредников между человеком и Аллахом – это и есть многобожие (ширк)» (конец цитаты).

Сегодня то же самое говорят могилопоклонники, они ищут близости к покойным, посвящая им всевозможные обряды поклонения и говорят: «Это не многобожие, ведь мы не утверждаем, что эти святые являются творцами или управляют делами Вселенной, мы лишь сделали их посредниками, через которых мы приближаемся к Аллаху».

Аллах сказал:

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Коран, 39: 3).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Из книги «Aль-Иршадилясахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан

Защита Пророком (мир ему и благословение от Аллаха) неприкосновенности единобожия

Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) заботился о своей общине и делал все возможное для того, чтобы она была могущественной и непоколебимой, была верна единобожию и сторонилась всех путей, которые приводят к тому, что противоречит единобожию или же несовместимо с ним. Всевышний Аллах сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128).

Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) неоднократно запрещал приобщать сотоварищей к Аллаху, предостерегал от многобожия и грозил суровым наказанием. Он не уставал повторять об этом и использовал любые слова для того, чтобы уберечь чистое единобожие – религию Ибрахима, с которой он был отправлен, от любых слов и поступков, разрушающих или умаляющих единобожие. Примеров этого в Сунне очень много. Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) привел убедительные доводы, рассеял сомнения, не оставил места для оправдания и разъяснил прямой путь.

Из следующих пунктов станет ясно, как избранник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) оберегал единобожие и преграждал любые пути, ведущие к многобожию и лжи.

Вопрос 1. Заклинания.

а) Определение.

Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из пророческих преданий.

б) Религиозное постановление.

Читать заклинания разрешается, и тому есть множество доказательств.

Передают, что Ауф бин Малик рассказывал: «Во времена невежества мы читали заклинания, и однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, что ты думаешь по этому поводу?» Он сказал: «Покажите мне ваши заклинания. Нет ничего плохого в заклинании, если в нем нет проявлений многобожия». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (2200).

Передают, что Анас бин Малик рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха), разрешил читать заклинания от сглаза, от яда и от волдырей, появляющихся на боку». «Сахих Муслим» (2196).

Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Кто может помочь своему брату, пусть сделает это». «Сахих Муслим» (2199).

Передают, что Аиша рассказывала: «Если кто-либо из нас заболевал, то посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) проводил по нему правой рукой, а затем говорил: «Господи, избавь от беды и исцели, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – исцеления, которое не оставляет недуга». «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).

в) Условия.

Заклинания являются дозволенными и правильными при выполнении следующих условий:

1. Нельзя полагать, что они приносят пользу сами по себе, независимо от воли Аллаха, и если люди полагают, что заклинания приносят пользу сами по себе, то читать их запрещается. Более того, это является проявлением многобожия. Необходимо верить в то, что заклинания являются всего лишь причиной и не могут принести пользу без дозволения Аллаха.

2. Заклинания не должны содержать слов, противоречащих шариату, например, молитв, обращенных не к Аллаху, к джиннам и т.п. Такие заклинания запрещены и даже являются проявлением многобожия.

3. Заклинания должны быть ясными и понятными. Не разрешается читать непонятные или шарлатанские заклинания.

Однажды имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Можно ли читать заклинания или просить, чтобы тебе прочли заклинания?» Он ответил: «В этом нет ничего плохого, если читаются хорошие слова».

г) Запрещенные заклинания.

Любые заклинания, не удовлетворяющие всем перечисленным ранее условиям, являются запрещенными. Заклинания запрещаются, например, если читающий его или тот, кому его читают, полагает, что оно приносит пользу и воздействует само по себе, или если оно содержит обращения, относящиеся к проявлениям многобожия, неверия или ереси, или если оно является неясным по смыслу.

Вопрос 2. Амулеты.

а) Определение.

Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею и другие части тела для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во времена невежества арабы вешали их на детей и полагали, что они защитят их от сглаза.

б) Религиозное постановление.

Ношение амулетов запрещено. Более того, они относятся к проявлениям многобожия, потому что, поступая так, человек связывает свои надежды с амулетом, а не с Аллахом. Никто не способен отвратить зло, кроме Аллаха, и поэтому просить об этом можно только Аллаха или посредством Его имен и качеств.

Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Заклинания, амулеты и ворожба являются проявлениями многобожия». Этот хадис передали Абу Дауд и аль-Хаким. «Сунан Абу Дауд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим со-гласился аз-Захаби.

Передают, что Абдуллах бин Укейм рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.

Передают, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согла-сился аз-Захаби.

Передают также, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал Ахмад. «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.

Эти и другие похожие тексты предостерегают от всех амулетов, содержащих элементы многобожия, потому что арабы в основном носили именно такие амулеты. Они были запрещены именно потому, что содержали элементы многобожия и побуждали людей связывать надежды с чем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

в) Богословы разошлись во мнениях относительно ношения амулетов, содержащих аяты из Священного Корана.

Одни ученые разрешали носить их, а другие считали это запрещенным и не позволяли вешать на шею коранические аяты для исцеления от недуга. Это мнение является самым правильным по четырем причинам.

Во-первых, запрет на ношение амулетов носит общий характер, и священных текстов, которые бы конкретизировали его, нет.

Во-вторых, это предотвращает еще больший грех, потому что ношение коранических аятов может привести к тому, что люди станут надевать на шею и другие амулеты.

В-третьих, если человек надевает на шею коранические аяты, то он обязательно будет проявлять к ним неуважение при отправлении естественной нужды, подмывании и т.п.

В-четвертых, в мусульманской традиции указывается определенный способ излечения посредством Корана. Это – чтение Корана больному, но не более того.

Наши рекомендации