Доказательства существования будущей жизни
Безусловно, вера в Судный день является частью веры в сокровенное, и поэтому человек, живущий на земле, не способен воочию убедиться в истинности будущей жизни до тех пор, пока он не расстанется с этим тленным миром. Тем не менее существует множество священных текстов и логических аргументов, которые не оставляют у здравомыслящего человека сомнения в неизбежности Судного дня.
О некоторых из священных текстов мы уже упомянули, а что касается логических доводов, то они также излагаются на страницах священного писания.
Всевышний сказал: «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И тем не менее он открыто пререкается! И приводит он Нам притчи, забыв о том, как был сотворен сам, и говорит: “Кто же оживит истлевшие кости?” Отвечай: “Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, ибо Он знает о всяком творении”. Он высек для вас огонь из зеленого дерева, а теперь вы от него разжигаете [огонь]. Неужели Тот, кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им (т.е. людям)? Да, способен! Ведь Он - всеведущий творец. Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: “Будь!” - и творение возникает. Свят и безупречен Тот, в чьих руках власть над всем сущим, и к Нему вы будете возвращены».[12]
Известный мусульманский богослов, шейх 'Абд ар-Рахман ас-Са'ди в толковании этих аятов священного Корана писал:
«В этих благородных аятах Аллах поведал о сомнении, которое терзает сердца многобожников и неверных. Они сомневаются в истинности воскрешения и считают его невероятным, однако Аллах самым совершенным образом разъяснил безосновательность этого сомнения и сказал: “Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли?” Разве человек, который отказывается уверовать в воскрешение и сомневается в его истинности, не задумывается над тем, как он появился на свет? Если он задумается над тем, как Аллах создает человека из крошечной капли, которая проходит через множество стадий и превращается в ребенка, из которого вырастает красивый и сознательный человек, то у него не останется сомнений в том, что для Аллаха не составляет труда воскресить человека после смерти. Если он осознает, насколько велика разница между крошечной каплей и взрослым человеком, то поймет, что создать человека из небытия намного сложнее, чем воссоздать его после того, как его тело истлеет и разложится.
Однако неверные осмеливаются приводить Аллаху притчи и сравнивают жалкие возможности творений с божественными возможностями Творца. Они предполагают, что всемогущий Аллах не в состоянии совершить то, чего не могут сделать люди. Поэтому они говорят: “Кто же оживит истлевшие кости?” Разве есть на свете человек, который сможет воскресить кости после того, как они истлели и превратились в прах?
Неверный, который приводит подобные притчи, сомневается в истинности воскрешения, потому что прекрасно знает, что ни один человек не в силах воскресить умершего. Однако он забывает о том, как сам появился на свет. Если бы он поразмышлял над тем, как Божьи творения появляются на свет из небытия, то не стал бы приводить такие притчи.
Ответ всевышнего Аллаха был убедительным и неопровержимым. Он сказал: “Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, ибо Он знает о всяком творении”. Достаточно призадуматься над происходящими во вселенной явлениями, чтобы обрести твердую уверенность в том, что сотворивший нечто один раз безо всякого труда может сотворить это еще раз. Более того, воссоздать творение намного легче, чем сотворить его впервые.
Однако есть еще одно доказательство в пользу правдивости воскрешения. Оно становится ясно каждому человеку, когда он осознает, что Аллах знает о всяком творении. Совершенное знание - одно из прекрасных качеств всевышнего Господа. Он знает обо всем, что происходит с Его творениями, и знает о том, как земля пожирает тела усопших. Он ведает о том, какая часть человеческого тела осталась нетронутой, а какая ее часть превратилась в прах. Он ведает о явном и сокровенном, и каждый человек, который твердо верует в совершенное знание всевышнего Господа, понимает, что следить за всем, что происходит во вселенной, гораздо сложнее, чем воскрешать мертвых.
Затем Аллах привел третье доказательство правдивости воскрешения и напомнил людям о том, как Он сотворил огонь, который люди высекают из зеленого дерева. Сухое пламя появляется на свет из зеленых деревьев, ветви которых богаты влагой. Как же много различий между огнем и деревьями, и как же много общего между возникновением огня и воскрешением мертвых!
Затем Всевышний напомнил своим рабам о четвертом доказательстве правдивости воскрешения и сказал: “Неужели тот, кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им?” Он создал могучие небеса и огромную землю, и Он воссоздаст людей. Это не составит для Него труда, потому что сотворить вселенную намного сложнее, чем сотворить людей. Именно поэтому среди прекрасных имен Аллаха есть имена аль-Халляк (творец), аль-‘Алим (всезнающий, всеведущий). Это - еще одно, но уже особое доказательство. Все люди от мала до велика появляются на свет благодаря всемогуществу Аллаха и являются результатом Его божественной деятельности. Для Него нет ничего невозможного, и если Он желает сделать что-либо, то это происходит.
"Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: 'Будь!' - и творение возникает". Ничто не может помешать произойти тому, что пожелал сотворить Аллах, и то же самое произойдет, когда Аллах пожелает воскресить мертвых.
Наконец, Аллах напомнил о шестом доказательстве правдивости воскрешения и сказал: “Свят и безупречен Тот, в чьих руках власть над всем сущим”. Всевышний Аллах является властелином всего сущего, и ему подвластно все, что существует на небесах и на земле. Все живые и неживые творения являются рабами Аллаха и подчиняются Его воле. Он правит вселенной по законам своего предопределения, законам своей религии и законам справедливого возмездия. Он непременно воскресит людей после смерти для того, чтобы проявить свою божественную власть и претворить в жизнь законы справедливого возмездия. Все сущее будет возвращено к Аллаху, и в этом нет никакого сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные убедительные доводы и неопровержимые доказательства. Благословен же Господь, чьи слова открывают людям глаза на прямой путь, приносят им исцеление и освещают их жизненный путь!»
Задумайтесь над этими логическими аргументами, каждый из которых свидетельствует об истинности будущей жизни. Разве Аллах, который сотворил человека в первый раз, не сможет воскресить его после смерти? Безусловно, отрицать это станет только тот, кто отрицает существование Аллаха. А отрицают существование Аллаха только беззаконники и безумцы, и поэтому всевышний Аллах сказал: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то вспомните, что Мы сотворили вас из праха, потом - из капли, потом - из сгустка крови, потом - из куска плоти сформировавшегося или несформировавшегося. Это – вам в разъяснение».[13] Если здравомыслящий человек задумается над этими непреложными истинами, то ему станет ясно, что сотворить нечто во второй раз гораздо легче, чем сотворить это изначально. Именно эту мысль Всевышний подчеркнул в своем писании, когда сказал: «Он создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче».[14]
На страницах священного Корана можно найти еще одно доказательство правдивости воскрешения. Всевышний сказал: «Мы помещаем в лонах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, потом вы достигаете совершеннолетия. Одни из вас умирают [в раннем возрасте], другие же достигают столь преклонных лет, что забывают все, что знали. Ты видишь иссохшую землю. Но стоит Нам излить на нее воду, как она шевелится, набухает и порождает всяческие прекрасные растения. А происходит это, потому что Аллах является истиной. Он оживляет мертвых и властен над всем сущим. Судный час непременно наступит, и Аллах воскресит тех, кто покоится в могилах».[15] Задумайтесь над тем, как иссохшая земля, на которой не видно ни единого признака жизни, преобразуется после выпадения дождя. На ней расцветают деревья, вырастают душистые цветы и травы, а также различные растения, которые служат пищей для людей и кормом для животных. Люди, которые видят картины воскрешения безжизненной земли, не должны сомневаться в правдивости своего воскрешения, и поэтому Господь сказал: «Среди Его знамений - то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее дождь, она вздымается и разбухает. Воистину, Тот, кто оживил ее, может оживить и покойников, ведь Он над всем сущим властен».[16]
Стоит ли сомневаться в том, что Аллах может воскресить из праха истлевшие кости, если благодаря сверхмощным телескопам мы можем увидеть, как из пыли и дыма создаются огромные звезды?[17] Всевышний сказал: «Воистину, создание небес и земли - деяние более великое, чем сотворение людей, но большая часть людей не ведает об этом».[18]
Это - девятый довод в пользу правдивости воскрешения. Господь, который обладает совершенным знанием и мудростью, не стал бы творить огромную вселенную и ее обитателей ради забавы или несправедливости. Он сотворил людей для того, чтобы они поклонялись Ему одному, однако большинство людей не задумываются над своей жизненной миссией. Они желают только потешаться и наслаждаться мирскими усладами, не обращая внимание на призыв своего Господа, который сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не предстанете предо Мною? Безупречен Аллах, истинный владыка, кроме которого нет иного божества».[19]
Неужели неверные полагают, что всемогущий Аллах забыл о них и оставил без своих мудрых повелений и запретов? Неужели они полагают, что Аллах, который привил своим рабам любовь к добру и ненависть ко злу, не станет вознаграждать праведников за благодеяния и наказывать грешников за неповиновение? Неужели они думают, что милостивый Аллах, который одарил людей бесчисленными благами, является несправедливым тираном, который позволит нечестивцам угнетать праведников и после этого остаться безнаказанными? О нет! Земной мир является всего лишь обителью испытания, из которой человек попадает в вечную жизнь, где он будет пожинать плоды совершенных на земле деяний, и если вы еще не убедились в этом, то попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:
1. Разве Аллах, который сотворил людей в первый раз из крошечной капли, не может воскресить людей после смерти?
2. Разве Аллах, который сотворил огромную вселенную, который на глазах ученых-астрономов разрушает одни звезды и создает из газа и пыли новые, не может воссоздать человека из праха?
3. Разве Аллах, который оживляет иссохшую, безжизненную землю, не способен воскресить усопших людей?
4. Разве Аллах, который заботился о вас в утробах ваших матерей и после того, как вы появились на свет, наделил вас разумом для того, чтобы вы грешили и удовлетворяли свои животные желания, подобно скоту, а затем бесследно исчезли?
5. Разве Аллах, высекающий огонь, который является олицетворением смерти и зла, из деревьев, которые являются олицетворением жизни и добра, не способен превратить живое в мертвое?
Свят и безупречен всевышний Аллах! Стоит человеку задуматься над происходящими вокруг него явлениями, как ему станет ясно, что наша вселенная сотворена мудрым, милосердным, всемогущим, всеведущим и справедливым Создателем, который не оставляет зло безнаказанным, а добро безвозмездным. А обителью божественной справедливости является будущая жизнь, которая с каждым днем приближается к каждому из нас.