Последовательность действий при определении места судна
по радиопеленгам на КРМКИ
КРМКИ для удобства их использования при определении по ним места судна объединяются в навигационные группы – (по 2¸6). Все КРМКИ данной группы работают на одной несущей частоте, что позволяет их пеленгование не меняя настройки радиопеленгатора (АРП). Работа каждого КРМКА в группе строго регламентирована по времени (один работает 1 мин., другие «молчат»).
В течении 1 мин. каждый КРМК (последовательно один за другим) посылает в эфир позывные (по азбуке Морзе) и длинное «тире» для пеленгования.
Для определения места судна по радиопеленгам КРМКОВ необходимо:
1) ® по навигационной карте и «РТСНО» театра, подобрать навигационную группу КРМКОВ находящихся в зоне плавания судна (выписать их позывные, несущую частоту);
2) ® включить АРП, подготовить его к работе, проверить согласованность курса, настроить АРП на несущую частоту выбранной группы радиомаяков (на частоту КРМКА);
3) ® последовательно запеленговать 2 или 3 КРМКА.
При пеленговании каждого КРМКА заметить (записать) время (Т) и отсчет лага (ОЛ), а с АРП снять и записать значения:
а) ОРП – отсчет радиопеленга с подвижной (внутренней) шкалы гониометра АРП;
б) ОРКУ – отсчет радиокурсового угла с неподвижной (внешней) шкалы гониометра АРП;
4) ® рассчитать значение локсодромического пеленга (Лок. П) для каждого пеленгуемого КРМКА по схеме:
+ + + | (19.10) |
Поскольку КРМКИ работают в группе по расписанию в строгой последовательности, то исключается возможность быстрого взятия радиопеленгов.
Поэтому, для получения обсервованного места, необходимо привести радиопеленги к одному моменту (обычно к моменту взятия последнего радиопеленга).
Приведение радиопеленгов к одному моменту производится графически на путевой карте, и сущность его состоит в том, что радиопеленги смещаются параллельно самим себе на величину плавания судна за время между их измерением.
Для этого следует (рис. 19.6):
Рис. 19.6. Приведение радиопеленгов к одному моменту
- От места 1-го КРМКА (т. А) проложить линию ИК (ПУ) и отложить по ней расстояние (S1) пройденное судном за время между взятием 1-го и 3-го радиопеленга:
S1 = (ОЛ3 – ОЛ1) КЛ или S1 = V (Т3 – Т1).
- От полученной точки (т. а) провести первый локсодромический пеленг (Лок. П1).
- От места 2-го КРМКА (т. Б) проложить линию ИК (ПУ) и отложить по ней расстояние (S2) пройденное судном за время между взятием 2-го и 3-го радиопеленга:
S2 = (ОЛ3 – ОЛ2) КЛ или S2 = V (Т3 – Т2).
- От полученной точки (т. б) провести второй локсодромический пеленг (Лок. П2).
- Третий локсодромический пеленг (Лок. П3) проложить непосредственно от места 3-го КРМКА (т. С).
Точка пересечения 3-х локсодромических пеленгов и будет обсервованным местом судна у которого подписывается время и отсчет лага .
Если 3 радиопеленга не пересекаются в одной точке и образуют треугольник погрешности, то это указывает на то, что измеренные пеленги содержат случайные погрешности.
При малых размерах треугольника погрешности (сторона до ) обсервованное место судна принимается в центре треугольника.
Если сторона треугольника превышает необходимо тщательно проверить расчеты и построения на навигационной карте, повторить измерения радиопеленгов.
Наличие повторного большого треугольника говорит о том, что измерения содержат и систематическую погрешность, которая должна быть определена и исключена.
В этом случае для нахождения вероятнейшего места судна применяются те же способы, что и при определениях места по визуальным пеленгам.
При определении места судна по 2-м радиопеленгам 1-й радиопеленг приводится к моменту 2-го и обсервованное место получается в точке пересечения двух локсодромических пеленгов.
После нанесения обсервованного места на карту, обозначается невязка, снимается ее направление и величина, рассчитывается радиальная (круговая) средняя квадратическая погрешность (МО) обсервованного места, производится анализ обсервации и выполняется установленная запись в судовой журнал.
19.3.2. Расчет СКП определения места (МО) по радиопеленгам на два КРМКА
При определении места судна по радиопеленгам на КРМКИ расчет СКП обсервованного места производится по тем же формулам, что и для визуальных пеленгов.
Точность определения места судна по радиопеленгам зависит, главным образом, от суммарной СКП измерения радиопеленга ( ) и от расстояний до КРМКОВ.
Радиальная СКП обсервованного места по 2-м радиопеленгам рассчитывается по формуле:
(19.11)
где , – СКП 1-й и 2-й линии положения;
D1, D2 – расстояния от обсервованного места до КРМКОВ, (в милях);
q – угол пересечения линий положения (£90°), в градусах.
При равноточных измерениях mРП1°= mРП2° = mРП° и тогда:
(мили) (19.12)
Учитывая то, что суммарная СКП радиопеленга ( ) современных АРП достигает значений:
0,9°¸2,2° днеми1,1°¸6,0° ночью
то радиальная СКП обсервованного места (при расстоянии до КРМКОВ 150¸200 миль) может достигать значений более 7¸10 миль.
Задача: Рассчитать радиальную (круговую) СКП обсервованного места судна (МО) по радиопеленгам на два КРМКА, если:
1) ; 2) D1 = 100 миль; 3) D2 = 150 миль; 4) q = 60°.
Решение:
1) Рассчитываем СКП линии положения для первого радиопеленга:
.
2) Рассчитываем СКП линии положения для второго радиопеленга:
3) Рассчитываем радиальную (круговую) СКП обсервованного места судна (МО) по радиопеленгам на два КРМКА
Ответ:
Примечание:
Если место судна определено по радиопеленгам на три КРМКА то:
(19.13)
где – радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна по радиопеленгам на два (из трех) КРМКА, угол пересечения (q) которых ближе всего к 90°.
Для нашей задачи:
19.4. Прокладка радиопеленга на КРМК, находящийся за рамкой карты
А) б)
Рис. 19.7. Прокладка радиопеленга на КРМк, находящийся за рамкой карты
19.4.1. КРМК не вмещается на карте по долготе (рис. 19.7а)
Для нахождения положения определяющей точки (т. М¢) через которую будет проведен радиопеленг на КРМК (т. А), необходимо:
1) ª из «РТСНО» выписать координаты КРМКА (jА, lА);
2) ª рассчитать значение Dl = lР – lА, где lР – долгота боковой рамки карты;
3) ª провести на карте параллель КРМКА (jА – из «РТСНО») и отложить отрезок ;
4) ª через т. А¢¢ провести дополнительный меридиан аа;
5) ª от т. А¢ провести Лок. П КРМКА А до пересечения с аа – т. М;
6) ª от т. М по аа отложить отрезок и через полученную точку М¢ провести радиопеленг на КРМК А ® это и будет искомая линия положения ( I–I).
19.4.2. КРМК не вмещается на карте по широте (рис. 19.7б)
Для нахождения положения определяющей точки (т. N¢), через которую будет проведен радиопеленг на КРМК (т. В), необходимо:
1) ª из «РТСНО» выписать координаты КРМКА (jВ, lВ);
2) ª рассчитать значение РМЧ (DD), а для небольших удалений – Dj = jР – jВ, где jР – широта нижней (или верхней) рамки карты;
3) ª провести меридиан КРМКА В (lВ – из «РТСНО») и отложить на нем отрезок или Dj;
4) ª через т. В¢¢ провести дополнительную параллель бб;
5) ª от т. В¢ провести Лок. П КРМКА В до пересечения с бб – т. N;
6) ª от т. N по бб отложить отрезок и через полученную точку N¢ провести радиопеленг на КРМК B ® это и будет искомая линия положения (II–II).
19.4.3. КРМК не вмещается на карте и по долготе и по широте
Для прокладки радиопеленга (Лок. П) от КРМКА, который не вмещается на путевой МНК и по долготе и по широте, необходимо (рис. 19.8):
Рис. 19.8. Прокладка радиопеленга на КРМк, находящийся за рамкой карты
1) ª из «РТСНО» выписать координаты этого КРМКА (jБ, lБ);
2) ª рассчитать значения: Dj = jР – jБ или РМЧ (DD) = МЧР – МЧВ и Dl = lР – lБ, где jР, lР – координаты рамок МНК (для рис. 19.7 – нижней – jР и правой – lР).
3) ª от угла МНК (т. Б²) отложить по боковой рамке МНК значение РМЧ (или Dj) – т. Б²¢ и провести вспомогательную параллель бб;
4) ª от угла МНК (т. Б²) отложить по нижней рамке МНК значение Dl – т. Б* и провести вспомогательный меридиан аа; точка пересечения параллели бб и меридиана аа – т. Z0;
5) ª от угла МНК (т. Б²) провести рассчитанное направление на КРМК
Лок. П = ОРП + DГК + f + y ;
6) ª через точку Z0 провести вспомогательную линию L–L под (примерно) прямым углом к проведенной из т. Б² линии Лок. П;
7) ª от точки Z′ по линии L–L отложить расстояние Z¢Z², равное расстоянию Z0Z¢;
8) ª через полученную точку Z² провести линию направлением Лок. П на КРМК Б – искомая линия положения (III–III);
9) ª для контроля правильности построений, убедиться в равенстве отрезков: и .