Этот текст рекомендуется прочитывать перед медитационной сессией до тех пор, пока медитация не станет устойчивой

«Верши неотлучно медитацию, предавшись непрерывной йоге. Если во время трения ты станешь отдыхать, огонь не возгорится. Так и в йоге. Поэтому ее не оставляй, пока не обретешь совершенства».

«Краткое изложение совершенства»

Привычка неправильно медитировать — главное препятствие, которое я должен одолеть в ритрите.

Я тренируюсь правильно медитировать

Если я медитирую неправильно, я не обрету никаких результатов в ритрите и зря потрачу время драгоценной человеческой жизни. Как я могу надеяться на Просветление, идя по ложному пути? А потому, я буду правильно медитировать.

Я пресекаю неправильную медитацию

Что такое правильная медитация?

Это отсутствие лени и вялости, возбужденности и расплывания (угасания) сознания, когда ум ясен как при бодрствовании, спокоен и сосредоточен. Тогда каждая сессия медитации ведет все глубже к опытам от первой дхьяны до восьмой.

Что такое неправильная медитация?

Если ум возбужден, т.е. захвачен мыслями и воспоминаниями — это возбужденность.

Когда ум тусклый и осознанность объекта медитации теряется из-за ухода ума вовнутрь и наступает прострация — это расплывание.

Я не пойду на компромисс с неправильной медитацией.

Я преодолеваю лень и вялость.

Или я научусь правильной медитации, или меня ожидают новые бесконечные циклы рождений и смертей в сансаре.

В этой жизни решается все: освобожусь я или останусь в сансаре.

Я решительно пресекаю возбужденность и расплывание.

Как пресечь возбужденность?

1. Силой воли.

2. Ввести противоядие: если возбужденность мыслями сильная, направить ум на непостоянство, страдания или другой удручающий объект, чтобы унять ум.

Как пресечь расплывание, если оно сильное?

1. Силой воли.

2. Ввести противоядие:

· представить сияющий свет

· представить то, что радует и воодушевляет, например, сверкающую фигуру Авадхуты Даттатрейи или махасиддха Горакшанатха

· растереть лицо и уши

· встать и медитировать стоя

· прогуляться или ополоснуть лицо и голову

· устранить притупленность, увеличив и расширив объект

· прочитать вслух текст о преодолении возбужденности вялости и сонливости;

· посмотреть в сторону, на луну, звезды

Поэтому я прилагаю все силы к пресечению возбужденности и расплывания

Я бдительно держу объект созерцания.

Это путь древних святых и сиддхов.

Если не идти по нему — невозможно достичь Просветления.

Я овладеваю строгой внимательностью.

Моя внимательность замечает возбужденность и расплывание.

Я овладел строгой бдительностью, которая следит за внимательностью и восстанавливает ее.

Что такое внимательность? Это строгая фиксация ума на объекте медитации.

Я строго фиксирую ум на объекте медитации

Я строго держу объект медитации

Что такое бдительность? Это строгая, постоянная проверка уровня внимательности, это внимательность, которая не прерывается.

Я постоянно проверяю уровень внимательности, практикуя бдительность один раз в 3-15 секунд.

Я бдительно замечаю даже самые незначительные проявления расплывания и возбужденности

Я не мирюсь с ними. Я побеждаю их.

Медитируя таким образом, силой этих наставлений я пресекаю возбужденность и расплывание.

Не медитируя таким образом, как я могу надеяться испытать хотя бы начальное самадхи?

Те медитаторы, которые не знают наставлений о пресечении возбужденности и расплывания через строгую внимательность и бдительность, подобны детям и не обретут плодов медитации даже через тысячу лет.

А потому:

Я бдительно держу объект созерцания

Я энергично пресекаю возбужденность и расплывание практикой строгой внимательности и бдительности.

Если не получается сразу так практиковать долгое время, я разбиваю сессию на короткие промежутки по 3-5 минут и старательно выполняю правильную медитацию маленький промежуток, а затем отдыхаю, делая перерыв. Выполнив промежуток, я отмечаю его на бумаге линией. Три минуты правильной практики ценнее десяти лет сидения в полусне, прострации или мысленной болтовне.

Я бодрствую, созерцая объект медитации.

Я осознанно бодрствую в безмыслии.

Я одолел расплывание и возбужденность.

Я избегаю сонливости, угасания и потери объекта из-за ухода ума вовнутрь.

Я бдительно держу объект созерцания.

Пять драгоценных средств
порождения безупречного самадхи

1. «Преодоление». Я преодолеваю лень в начале медитации и сосредотачиваю ум.

2. «Памятование». Я помню наставления и объект медитации и закрепил мысль на них.

3. «Избегание». Я избегаю расплывания и возбуждения.

4. «Приложение усилия». Я прилагаю волевые усилия, я не воздерживаюсь от волевого усилия сразу же, как только замечаю возбуждение мыслей или расплывание.

5. «Оставление усилия». В конце, если медитация успешна, я ослабляю и отбрасываю волевое усилие, если нет возбуждения и расплывания, объект удерживается и медитация ясна, ярка и глубока. Я пребываю в равновесии в ровном покое без усилий.

Девять ступеней
сосредоточения и медитации

1. «Закрепление». Сначала я закрепляю мысль, фиксируя ее на внутреннем объекте, отвратившись от всего внешнего.

2. «Продолжение закрепления». Затем я продолженно, без отвлечений фиксирую закрепленную мысль, не прерывая ее, как можно дольше и тщательнее.

3. «Поправляемое закрепление». Если по забывчивости мысль отошла, я замечаю это и возвращаю ее к объекту (дыханию, звукам Нада и т.д.).

4. «Прочное закрепление». Теперь мне кажется, что первая ступень была рассеянной, а теперь моя сосредоточен ность сильно выросла. Я практикую очень строгую неотступную внимательность.

5. «Обуздание ума». Я радуюсь моему хорошему сосредоточению и усиливаю энтузиазм.

6. «Успокоение». Я преодолеваю тонкое возбуждение, вспомнив о страданиях сансары.

7. «Полное успокоение». Я преодолеваю тонкое расплывание, вялость, сонливость, усиливая энергичность и веру. Я не мирюсь с тонким угасанием.

8. «Без усилия». Я вхожу в однонаправленное сосредоточение без волевых усилий. Я поглощен объектом. Радость! Радость!

9. «Ровное сосредоточение». Я сосредотачиваюсь ровно, естественно. Я полностью поглощен объектом, мое сосредоточение само себя поддерживает. Я оставляю усилия. Я вхожу в самадхи.

Книга II
Искусство
созерцательной ходьбы
(Чанкраманам)

Этот текст рекомендуется прочитывать перед медитационной сессией до тех пор, пока медитация не станет устойчивой - student2.ru

Предисловие

Искусство Лайя-йоги заключается в открытии бесконечного пространства ума, единого со Вселенной, утверждении в этом пространстве и непрерывном поддержании созерцательного присутствия, когда мы пребываем едиными с пространством Вселенной, независимо от того, чем мы заняты: сидим, ходим, едим или работаем. Древнее искусство созерцательной ходьбы касается такого непрерывного поддержания присутствия, называемого на санскрите «нидидхьясана».

«Чанкраманам» на санскрите означает «блуждание», «ходьба без каких-либо целей». Чанкраманам — это практика созерцания на ходу, благодаря которой йогин находится в непрерывном единстве с бесконечным пространством Вселенной.

Будучи поглощенными своими двойственными мыслями, живые существа сужают свое сознание, заключая его в кокон индивидуального восприятия. Результатом такого сужения является устойчивая идея «я есть это тело», которую даже опытному практику трудно преодолеть спустя годы медитаций. Тем не менее, благодаря технике медитативной ходьбы, йогин может полностью преодолеть эту идею и вырваться за пределы обусловленного восприятия в бесконечный простор свободы вне всякой двойственности.

При условии ее правильного и непрерывного выполнения, практика созерцательной ходьбы является очень эффективным, самодостаточным средством, ведущим к полному Пробуждению. Подобные практики широко распространены среди школ южного буддизма Тхеравады, практикующих сатипаттхану, и в суфийских орденах.

Те, кто испытывает трудности с сидячей практикой, могут получить неоценимую пользу, усердно выполняя практику ходьбы.

Свами Вишну Дэв

Глава I
История Шукадевы

Один из видов ходьбы, который практикуется в нашем монастыре, берет начало от легендарного просветленного царя Джанаки Видехи, ученика знаменитого святого Аштавакры. Джанака использовал этот метод, чтобы проверить глубину реализации молодого йога Шукадевы.

Йогин Шукадева Госвами — шестнадцатилетний юноша, сын Вьясы, был послан своим отцом к просветленному царю раджариши Джанаке за наставлениями. В течение трех дней Джанака отказывал Шукадеве в приеме, игнорируя его, вынудив его сидеть у ворот без еды. Когда Шукадева продемонстрировал свое бесстрастие и непоколебимость, Джанака решил дать ему следующее испытание: он дал ему чашу, до краев полную воды, и велел провести его по кругу по людной части города, мимо ярмарок и праздничных процессий. Шукадева блестяще справился с испытанием, не пролив ни капли из чаши, на что Джанака ответил ему: «Мне нечему тебя больше учить, твой отец дал тебе все, что знаю я».

Йогин Шукадева подтвердил свою полную реализацию естественного состояния, сохраняя плавность в движении, внимательность и удерживая короткую длину вдоха-выдоха, без которых выполнить это упражнение было бы невозможно.

Глава II
Базовая практика ходьбы

Описание техники

1. Движения словно бусы, нанизанные на единую нить, тело как бы пронизано этой нитью, которая нигде не прерывается.

2. Двигаясь, чувствовать укоренение в ступнях, распахнутость в бедрах, силу в пояснице. Голову держать прямо. Ступать осторожно, «крадучись», стопами «прилипать» к поверхности, словно смыкаясь с землёй.

3. От ступней до бёдер и в поясе — всё ощущается как единая энергия.

4. Центр жизненной силы снизу живота, всегда поддерживается центрированность.

5. Движения: расслабленные, плавные, округлые, упругие, как у кошки, выверенные. Тело всегда сохраняет равновесие, центр тяжести не отклоняется.

6. Сердце в покое, ум расслаблен, дух бдителен, как у тигра, готового к прыжку, чувства пробуждены.

7. Снаружи — безмятежность, внутри — покой, в действиях — сила.

8. Ощущение «лёгкость, как у пуха, основательность, как у горы».

9. Взгляд не цепляется за видимое, расфиксирован.

10. Зубы нижних и верхних челюстей сомкнуты, но без напряжения.

11. Избегать искусственности, всё естественно, расслаб ленно.

12. Ум направлен на дух, а не на энергию.

13. Грудь всеобъятна, пустотна, мы открыты пространству Вселенной.

Основные отклонения:

· «гусиное» движение (опущенная голова)

· зажатость в плечах

· напряженные и неподвижные руки

· напряженный живот

· изогнутая поясница

Комментарий: в усложненном варианте йогин практикует ходьбу по кругу на тонком бревне, на высоте от земли от20 смдо1,5 м. Сначала он ходит с открытыми глазами. Затем на глаза надевается повязка. Когда он может свободно передвигаться с повязкой на глазах, ему в руки даются два стакана, наполненных водой. Когда йогин может свободно передвигаться в таком положении, третий стакан ставится на голову. Совершенство в практике достигнуто, когда йогин может свободно пройти семь кругов, не пролив воду.

Глава III
Практики раздела сутры

1. Наблюдение за телом

«О, лотосоокая, когда ешь или пьёшь, смотришь или поёшь — знай, что ты есть. Найди в этом вечное существование».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (48)

Описание техники

Наблюдаем за всеми движениями тела, включая самые незначительные.

Комментарий: мы созерцаем все действия тела, опираясь на ключевые точки в каждом действии. Ключевые точки не следует мысленно проговаривать, мы их просто внимательно отмечаем. Привыкнув к непрерывной внимательности, открываем естественное состояние.

Тело

Созерцайте движения тела, движения кистей рук, ног, каждое движение. Когда возникают ощущения в теле при медитации, ходьбе, стоя, сидя, лёжа, такие как сдавливание, неудобство, онемение, утомление, покалывание и т.д., удерживайте внимание на той части тела, где возникло это чувство, и продолжайте созерцание, отмечая: «сдавливание», «неудобство», «онемение», «утомление», «покалывание» и т.д.

Ключевые точки внимательности:

· утомление

· сдавливание

· покалывание

· неудобство

· онемение

· поднимаю

· вытягиваю ногу

· сгибаю

· кладу

· касаюсь

· опираюсь

· зуд

· трение

· убираю руку

· боль

Еда

Отмечайте ключевые точки внимательности каждый раз, когда берёте еду, пока не закончите есть. Созерцайте каждую деталь в процессе еды.

Ключевые точки внимательности:

· смотрю

· вижу

· накладываю

· наклоняюсь;

· кладу пищу

· закрываю рот

· касаясь рукой чашки — «касаюсь»

· взяв рукой чашку — «беру»

· набирая воду в чашку — «набираю»

· поднося к губам чашку — «подношу»

· насыщаясь — «насыщение»

· глотая — «глотаю»

· ставя на стол чашку — «ставлю»

· поднося ложку ко рту — «подношу»

· останавливаясь — «останавливаюсь»

· усаживаясь — «сажусь»

Ходьба

Шагать медленно, внимание на движение ступней ног.

Шаги:

· подъем

· движение

· опускание

· постановка

· правая

· левая

Наряду со всеми движениями наблюдается дыхание и любые отвлекающие внешние впечатления.

Нужды тела

Производятся действия умывания или купания с полным осознаванием каждого движения в деталях: одевание, уборка, пользование предметами и т.д. Будьте заняты каждой деталью этих действий в их порядке.

2. Наблюдение за дыханием

«Всякий раз, делая вдох или выдох, касайся легко источника, наполняющего тебя энергией».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (3)

Описание техники

В течение ходьбы мы наблюдаем за входящим и выходящим дыханием, стараясь не отвлекаться.

Комментарий:

1. Дыхание нерегулируемое, медленное, естественное, без усилий; дышать неощутимо, глубоко.

2. Вдох короткий, живой, глубокий, естественный.

3. Обычный человек дышит пятнадцать раз в минуту. Ослабленный, больной — двадцать-тридцать раз в минуту. Опытный йогин — пять-девять раз в минуту. Мастер медитации, сидя, — один вдох в минуту, один выдох в три минуты.

4. Возникает чувство расширения в области пупа и в свадхистхане, большая сила.

5. Глубокое осознавание в течение выдоха даёт полноту присутствия и освобождает от тонких кармических внутренних нитей, переплетающих причину и следствие, то есть карму.

6. При появлении мыслей — за ними не следовать.

7. В момент точки поворота, когда вдох меняется на выдох, возникает особое переживание ясности.

8. Настрой: «наш выдох — выдох целой Вселенной, наш вдох — вдох целой Вселенной».

9. Дух бдителен, подобен льву, который готовится к прыжку.

3. Ходьба с мантрой «ОМ»

Описание техники

Мы выполняем обычную ходьбу, сосредотачиваясь на шагах, на каждый шаг повторяя «ОМ». Двигаемся плавно, совмещая внимательность, шаги и мантру.

Комментарий: внимательность прилагается так же, как и в предыдущей практике.

Глава IV
Практики раздела тантры
Преображение

4. Установка (санкальпа) «это — сон»

«Пойми так же ясно, как понимаешь человеческую речь — этот мир, грубый и тонкий, лишь сон (иллюзия), не видишь ты этого лишь потому, что сам спишь. Так люди, видимые тобою во сне, считают тебя и мир самосущими.

Ходишь ли ты, ешь, разговариваешь с другими, совершаешь предписанную деятельность, не забывай ни на мгновение — это все сон, иллюзия. Ничто не должно приниматься тобою всерьез, ведь волнуется из-за событий во сне лишь тот, кто безумен...

Так практикуя три месяца без перерыва, ты познаешь сновидца. Живя в этом мире, как во сне, будешь бодрствовать, словно в мире, зная — все иллюзия. Так ум, утратив привязанность к имени и форме, познает то, что за ними».

«Йога Садхана Хридайя Сутра» (178, 179, 183)

Описание техники

Мы смотрим на внешние объекты, прислушиваемся к внешним звукам и другим ощущениям, постоянно напоминая себе: «Это — сон, это все — иллюзия». Непрерывно поддерживая такую бдительность, обретаем распахнутый ум, не имеющий никакой опоры, и входим в естественное состояние.

Комментарий: мы практикуем эту технику во время ходьбы, когда внешняя обстановка пытается вывести нас из равновесия, в людных местах, на ярмарках, в шумных толпах, стрессовых ситуациях, работая с ощущениями и трансформируя их до уровня иллюзорных. Переживаем ли мы голод, холод, наслаждение или страдание, видим ли чистые вещи или нечистые, добрые или злые, мы не даем уму прилипать к этим переживаниям, вспоминая: «Это — сон», до тех пор, пока не будет реализовано состояние полной равностности, «единый вкус».

5. Ходьба с санкальпой «чистое видение»

Описание техники

Созерцаем во время ходьбы, пытаясь видеть других людей, животных, птиц, деревья как проявление божеств, все ситуации — как проявление игры (лилы) Вселенского Духа, все звуки — как священные песни (бхаджаны и мантры), а мир пытаемся рассматривать как мандалу, мистическое пространство, в котором играют божества.

Комментарий: в результате практики возникает ощущение священности, святости, чистоты и совершенства всех явлений. Каждое впечатление и действие воспринимаются как акт, подношение, священнодействие, инициация, каждая ситуация как испытание или проявление игры Абсолютно го Духа. Все видится чистым и совершенным. Такая практика дает большой эффект, в особенности, при созерцании отталкивающих образов, неприятных звуков, того, что ассоциируется с понятиями нечистого или злого, при условии, что йогин удерживает стабильное «чистое видение». При этом мы пытаемся понять, что «чистое видение» — это то, что изначально существует, это сущность вещей «так, как они есть», а не то, что мы создаем искусственно.

Благодаря «чистому видению» мы приближаемся к состоянию «единого вкуса» всех явлений, когда нет приятия или отвержения, и высокое и низкое, чистое и нечистое, грешное и святое видится одинаково священным. Такое состояние именуется «прибытие на золотой остров».

6. Зарождение божественной гордости

«Волнения ума прекратив, осознай (но не думай): «Я уже есть высочайший Брахман, неподвластный времени. Какие у меня могут быть беспокойства, я — только Он». Осознай это с уверенностью, будто состояние это тебе известно с рождения. Удерживай его постоянно. Практикуй только его несколько месяцев и придет переживание недвойственности в полной мере».

«Йога Садхана Хридайя Сутра» (204)

Описание техники

Выполняем ходьбу в созерцании, зарождая божественную гордость. Для этого медитируем: «Я есть Всевышний Источник, я есть Творец-охранитель всей Вселенной, все исходит из меня, ведь я — Неделимый, Верховный, Всемогущий Владыка всего сущего».

Комментарий: для зарождения божественной гордости мы опираемся на изречение «Ахам Брахмасми», порождая беспредельное, величественное, непостижимое состояние божества, Творца, покровителя и охранителя всей Вселенной. Когда божественная гордость зарождена, непрерывно поддерживаем это ощущение, стараясь, чтобы оно было естественным, без усилий, до тех пор, пока не войдем в естественное состояние. Результатом этой практики является устойчивое ощущение себя божеством, беспредельным, величественным существом, подобным пространству света, неотделимым от Всевышнего Источника. Соприкасаясь с различными существами, мы передаем им это состояние, просветляя их умы. В повседневной жизни не следует проявлять это внешне, путая с обычной мирской гордостью.

7. Представление тела Света

Описание техники

Во время ходьбы представляем свое тело, как тонкое тело, состоящее из света.

Комментарий: мы сосредотачиваемся на тонко-материальном теле Света, состоящим из светящейся субстанции белого или золотого цвета. Сначала мы представляем это тело вовне, а затем мы представляем, что мы обладаем таким телом в повседневной жизни. Мы представляем, что этот свет очень тонкий и напоминает свет пламени. Он очень яркий, но не слепит, поскольку его светоносность утонченная. Удерживая непрерывно созерцание тела Света, можно пережить «расу», мощный «вкус» единства светоносного пространства Природы Ума и физического тела. Подобная практика ведет к обретению иллюзорного тела, состоящего из тонкой праны-ума, в котором йогин может действовать в сновидениях.

Глава V
Практики раздела Ануттара-тантры
Пребывание в естественном состоянии

8. Самовспоминание (Атма-вичара)

«Ум пусть будет подобен небу без облаков. Не ищи ничего, лишь держись тончайшей вибрации «я». Так удержи ее, несмотря ни на что. От нее экстаз, великая радость, покой и расширение.

Вот способ великий, о, царь: ходишь, ешь, говоришь либо сидишь, помни только себя самого. Чувствуй (не думай): «Я есть», пусть больше ничто не заботит твой ум.

Несомненно, через три месяца будешь осознавать свое «я» во сне со сновидениями, затем еще через три месяца во сне без сновидений».

«Йога Садхана Хридайя Сутра» (197, 199, 200)

Описание техники

Непрерывно сосредотачиваемся на чувстве «я» во время ходьбы, а также во всех других ситуациях. Длительно вспоминая себя, обнаруживаем естественное состояние.

Комментарий: когда возникает тонкое неуловимое ощущение «я», удерживаем его, не отвлекаясь. Когда приходят посторонние мысли, смещаем фокус внимания на ощущение «я». Периодически напоминаем себе: «Помни себя» или при ощущениях слуха, видения, касания вспоминаем: «Кто это слышит? Кто это видит? Кто это касается?» На продвинутых уровнях остается только: «Кто?» или: «Я», до тех пор, пока ощущение «я» не станет размытым, расширенным, включающим в себя внешнюю Вселенную и не приведет к естественному состоянию.

9. Медитация на Свет

«Когда ходишь, спишь, предаешься мечтам, созерцай себя светом».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (61)

Описание техники

1. Представляем, как в центре нашей груди разгорается яркое пламя, подобное пламени свечи.

2. Свет, разгораясь, поднимается вверх к глазам, очищая все зрительное восприятие; к языку, очищая карму речи; к ушам, очищая карму слуха; ко лбу, распространяется по голове, затем опускается вниз, к животу, пояснице, ногам, пока не заполнит все тело.

3. Затем свет начинает излучаться за пределы тела, словно иррадиирущими кругами, распространяясь и освещая наше ближнее окружение, затем он распространяется на огромное расстояние, включая город, в котором мы живем, страну, планету, Солнечную Систему.

4. Свет распространяется за пределы галактики Млечный Путь, охватывая всю Вселенную так, что весь мир становится безграничным пространством сияющего света, который мы излучаем — это пространство нашего Исконного «Я», «Свет Сына».

5. Мы расслабляемся, пребывая в «Сыновнем Свете» и пытаемся осознать, что наш безграничный собственный свет индивидуального сознания — это пылинка по сравнению с Великим Изначальным Светом Бытия, который существовал до нашего рождения, — «Светом Матери».

5.

6. Расслабившись, мы отдаемся превосходящему все «Свету Матери», который нисходит на нас со всех сторон, подобно гигантскому, всеобъемлющему пространству света, растворяя в себе «Свет Сына» и наше личностное «я».

7. Без усилий пребываем во вселенском единстве безграничного сияющего «Света Сына и Матери», внутреннего и внешнего пространства.

Комментарий: медитация на световое пространство очень глубокая практика, дающая мощный «вкус» естественного состояния. Святые-сиддхи, реализовавшие Радужное тело, постоянно находятся в нераздельном единстве с безграничным квантовым пространством. При выполнении этой медитации свет не столько визуализируется, сколько обнаруживается. После обнаружения происходит естественная непрерывная настройка на пространство света.

10. Ходьба в естественном состоянии
(шамбхави-мудра)

Описание техники

Мы выполняем практику созерцательной ходьбы, просто находясь в естественном состоянии.

Комментарий: подобная практика выполняется на стадии, когда ученик, как минимум, открыл понимание естественного состояния, т.е. получил передачу от Учителя и начал работать с ней. Мы смотрим перед собой расфиксированным взором, насыщая глаза видимой Вселенной и не давая им «прилипать» к объектам. Мы пребываем без оценок и суждений, просто глядя в пространство перед собой, выполняя шамбхави-мудру. Мы отбрасываем воспоминания о прошлом, не мечтаем о будущем, целиком находясь в настоящем моменте. Переживая любое состояние, мы позволяем нашему распахнутому уму полностью объединиться с ним, и проживаем его тотально. Соприкасаясь с чем-либо, мы не выносим никаких комментариев, вместо этого продолжа ем оставаться в присутствии, подобном небу.

11. Бесконечное пространство

«О, Дэви, соприкоснись с присутствием пространства, которое проникает за пределы формы твоего тела во все стороны, вверх и вниз невообразимо далеко.

Ощущай себя пронизывающей все стороны света, и далеко, и близко».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (20, 67)

Описание техники

Мы представляем, как от нашего тела устремляются бесконечные тонкие светящиеся волокна вперед, назад, вверх, вниз, вправо и влево. Мы пытаемся проследить их распространение так далеко, как хватает нашего сознания, и убеждаемся в том, что у них нет предела. Когда расширение достигло апогея, оставляем усилие, пребываем в распахнутом естественном состоянии пространства, подобного небу, оставив визуализацию. Теперь не мы расширяемся, а пространство входит в нас. Во время ходьбы поддерживаем ощущение такого безграничного пространства.

Комментарий: результатом данной практики является ощущение себя и Вселенной как неделимого пространства, где нет ни центра, ни границ. Когда такое переживание получено, у йогина уходит привязанность к любым объектам, имеющим форму. Форма может даже вызывать неприязнь. Опираясь на данное переживание и не привязываясь к нему, мы входим в еще более глубокое состояние за пределами бесконечного пространства, которое включает в себя все формы.

12. Объединение с элементами

Описание техники

Мы входим в естественное состояние, затем объединяем его с переживанием энергии каждого элемента в теле. Выполняя ходьбу, находимся в нераздельном единстве присутствия и энергии элемента.

Комментарий: в «Йога Кундалини Упанишаде» говорится: «Йогин должен непрерывно помещать манас в шакти, а шакти в манас». Горакшанатх, Господин йогинов, писал в «Заветах Горакши»: «На что может надеяться йогин, не знающий пяти пространств в своем теле?»

Пять элементарных пространств в теле йогина открываются в результате смешения естественного состояния и энергии, присущей элементу одной из пяти чакр.

Это высокопродвинутая техника, доступная лишь немногим йогинам, обладающим высокой способностью к контролю ветров, каналов и энергии Кундалини. Для того чтобы ее практиковать, йогин должен иметь переживание естественного состояния, пробудить свою энергию и пережить блаженство в чакрах в результате движения энергии.

Объединение созерцательного присутствия с таким блаженством является очень важной практикой в тантре и называется «Махасукха» («Великое блаженство»). Благодаря ей развязываются узлы в нади, праны вводятся в центральный канал, а йогин за короткое время растворяет множество двойственных карм и открывает Исконный Ясный Свет естественного состояния.

В результате такой практики йогин может направить естественное состояние и смешать его с энергией элемента земли в муладхара-чакре, переживая состояние «все-земли», с энергией элемента воды в свадхистхана-чакре и т.д.

Совершенство в выполнении данного созерцания дает сиддхи в управлении внутренними и внешними элементами и открытии пяти элементов тела, как пяти световых пространств, вплоть до реализации Бессмертного тела.

Наши рекомендации