III. Самоузнавание (пратьябхиджня)
1. В третьей части акцент делается на третьем слове, т.е. «Я» (Ахам). Теперь все едино с умом, мир един с умом, все есть только Великое «Я» и это есть сам йогин. Здесь йогин узнает свое собственное «я» как обладающее уже всеми трансцендентными качествами. Погружается, созерцая свои собственные трансцендентные качества, медитируя так: «Я есть Абсолют. Я не отличен от Абсолюта». Мы пребываем в осознавании этого и держим это в уме непрерывно. «Я есть Высшее Бытие, я есть сам Абсолют, и я не отличен от Абсолюта», — постоянно напоминайте себе об этом. Бдительно наблюдайте, чтобы ни на секунду не упускать такого ощущения.
2. «Я есть неделимый верховный Абсолют», — йогин непрерывно настраивается на эту санкальпу.
3. «Я есть великое Бытие-исконное Сознание-источник Блаженства, Я есть Сат-Чит-Ананда и я подобен безгранич ному пространству».
4. «Ни надежда, ни страх, ни радость, ни горе, ни беспокойство не могут задеть меня», — йогин проникается такой убежденностью и непрерывно убеждает себя постоянным направлением ума на это состояние.
5. «Я абсолютен, я не имею ни надежды, ни страха, я полностью самодостаточен и самоудовлетворен, ничто не может поколебать, смутить меня», — йогин тренируется непрерывно поддерживать такую бхавану, практикуя так, чтобы это убеждение день за днем становилось глубже и глубже. Непрерывно, путем поддержания, он убеждает себя в этом, пока полностью не обретет такую полную поглощен ность. «Я абсолютно совершенен, я есть Бытие-Сознание-Блаженство и я безграничен как пространство».
На этом уровне йогин воспринимает весь мир полностью недуальным способом и рассматривает все проявления как свои собственные эманации. Физический мир он рассматривает как свое Воплощенное тело (Шуддха-дехам), проявление энергии, божеств он рассматривает как свое Энергетическое тело (Пранава-дехам) и полностью пустое состояние в недвойственности он рассматривает как свое тело Мудрости (Джняна-дехам). Пребывая в нераздельном единстве этих трех тел, он реализовывает высшее и последнее — тело Абсолюта (Дэва-дехам). Он не имеет конкретной фиксированной формы и может принимать любое обличие, следуя естественному ходу Бытия. Спонтанно откликаясь тысячей различных вещей на благо живых существ, их кармам и потребностям, он может принимать любую форму, соответствующую обстоятельствам. Для этого он эманирует из своего безграничного присутствия тело Мудрости, Иллюзорное тело или Проявленное тело в относительном мире явлений.
11. Настройка на просветляющий вселенский импульс
«Ум успокоив и мысли изгнав, в состоянии этом останься. Не предпринимай ничего, лишь бдительным будь. Вдруг придет как бы извне чудесное ощущение (вибрация) другого мира. Грубым умом она неуловима. Прими ее радостно и без страха, слей с ней сознание, стань сам ею. Так почувствуй бесконечное расширение, либо уменьшение, либо и то, и другое одновременно, либо невыразимое знание, либо великую отрешенность».
«Йога Садхана Хридайя Сутра» (196)
Описание техники
1. Мы находимся в присутствии. Глазами мы выполняем шамбхави-мудру, т.е. расфиксированным взгляд, принимающий в себя внешнюю Вселенную.
2. Воспринимая Вселенную без оценок и суждений, мы внезапно проникаемся ощущением единого «вкуса» всех явлений и открываемся к восприятию Великого Источника Вселенной.
3. Когда такое восприятие длится долго и однонаправлено, йогин полностью поглощен им. В это время возникает величественное ощущение от созерцания Источника Вселенной, подобного безграничному пространству.
4. Вслед за этим величественным ощущением йогин получает переживание ответного просветляющего импульса Вселенной (Ануграхи). Он подобен беспричинному нисхождению энергии без усилий, словно царская милость.
5. Тогда мы полностью отказываемся от личных усилий, отбрасываем надежду и страх и отдаемся на волю Источника Вселенной.
6. Настроившись на нисходящий луч силы Просветления, впускаем его в себя, как медиум или шаман впускает духа в свое тело, и отдаемся ему, опустошая себя и отпуская, до тех пор, пока все внешнее пространство не будет видеться как проявление вселенского импульса, и внешнее не смешается с внутренним.
Комментарий: достигнув совершенства в этой практике, йогин пребывает в нераздельности внутреннего и внешнего пространства, победно завершая реализацию. Данная техника является высокопродвинутой практикой для йогинов категории «божественный» («дивья»), тех, кто открыл естественное состояние и нуждается в последних устранениях цепляния за личные усилия и за идею «я медитирую».
Фактически, с этого момента начинается, собственно, Лайя-йога в чистом виде, поэтому ее называют «йога не-медитации». Это связано с тем, что в естественном состоянии нет «я», которое медитирует.
12. Медитация присутствия
в естественном состоянии
(шамбхави-мудра)
Описание техники
Все объединено с умом. Все есть «Я». Мы выполняем практику созерцания, просто находясь в естественном состоянии.
Комментарий: подобная практика выполняется на стадии, когда ученик, как минимум, открыл понимание естественного состояния, т.е. получил передачу от Учителя и начал работать с ней. Мы смотрим перед собой расфиксированным взором, насыщая глаза видимой Вселенной и не давая им «прилипать» к объектам. Мы пребываем без оценок и суждений, просто глядя в пространство перед собой, выполняя шамбхави-мудру. Мы отбрасываем воспоминания о прошлом, не мечтаем о будущем, целиком находясь в настоящем моменте. Переживая любое состояние, мы позволяем нашему распахнутому уму полностью объединиться с ним, и проживаем его тотально. Соприкасаясь с чем-либо, мы не выносим никаких комментариев, вместо этого продолжаем оставаться в присутствии, подобном небу.
Глава VI
Порядок выполнения медитаций
1. Курс Просветления предполагает овладение всеми медитациями за двенадцать лет.
2. Следует начать в таком порядке:
1 год — Четыре Бесконечных Состояния Брахмы;
2 год — Аналитическая медитация, грубая концентрация;
3 год — грубая концентрация;
4 год — тонкая концентрация;
5 год — Анапанасати;
6 год — Атма-вичара;
7 год — Махашанти;
8 год — медитация Бесконечного Пространства;
9 год — медитация Света;
10 год — Нираламбха;
11 год — настройка на просветляющий вселенский импульс;
12 год — пребывание в естественном состоянии.
3. Не освоив базовые практики (концентрацию и т.д.) не рекомендуется практиковать высшие медитации, т.к. они не принесут пользы без навыков в концентрации.
Глава VII
Драгоценные санкальпы[2]
безупречного самадхи