Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»
Задачи раздела «Пространство».
ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)
Представление (начальное) о собственном теле (части тела и части частей тела).
Умение показывать на себе, взрослом, кукле части тела: голова, руки, ноги, живот, нос, рот, глаза, уши, щеки, пальцы и др.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА( ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)
Представления о (об):
ориентирах на листе бумаги: середина, верх, низ;
частях тела, деталях частей тела;
том, что находится в знакомом помещении;
пространственных обозначениях: над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом и др.
Умения:
располагать или находить и показывать на листе бумаги то, что расположено в центре (на середине) листа, вверху, внизу;
показывать на себе и называть части тела, детали частей тела;
ориентироваться в знакомом помещении; ориентироваться с помощью различных анализаторов;
определять положение предметов, находить их по словесному указанию взрослого.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
Представления о:
пространственной симметрии некоторых частей тела (правая и левая части тела);
пространственных ориентирах на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу).
Умения:
определять расположение объектов на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу), словесно обозначать их;
ориентироваться на себе, четко выделяя правую и левую стороны;
определять положение объектов от себя в ближайшем (на расстоянии вытянутой руки) пространстве;
ориентироваться в помещениях группы, детского сада.
Реализация образовательного содержания компонента «Пространство» проходит как на занятиях, так и в разных формах организации не регламентированных Типовым учебным планом видов деятельности. Педагог может как специально создавать проблемные ситуации, разрешение которых требует от воспитанника пространственной ориентации, так и использовать те ситуации, в которые ребенок часто попадает в жизни (навести порядок, пойти и принести что- либо, выполнить действие правой или левой рукой и т. п.).
Формирование представлений проходит в процессе проведения постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий, поручений с предметами или изображениями, зрительных диктантов (раскладывание объектов на листе бумаги согласно словесной инструкции), рассматривания (иллюстраций, дидактических картинок, картин, фотографий), дидактических игр, игр-головоломок, сюжетно-ролевых и подвижных игр, выполнения упражнений на занятиях физической культурой, музыкальных занятиях, занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.
Осознанию пространственных направлений и положений объектов способствуют грамотно заданные вопросы взрослого, его объяснение, пояснение, указание; речевые отчеты детей о выполненных действиях (адекватное использование пространственных наречий, предлогов). Детьми и взрослыми может использоваться в речи достаточно большое количество предлогов {на, в, сзади, перед, впереди, напротив, под, над, среди, между, посередине, вокруг, вне, за, от, к, из-за, по, через, вдоль, поперек и др.) и наречий {тут, там, здесь, сюда, туда, отсюда, оттуда, налево, направо, слева, справа, вправо, вперед, спереди, назад, сзади, наверх, вверх, сверху, вниз, снизу, наружу, снаружи, вовнутрь, изнутри, издалека, всюду, повсюду и др.).
При формировании представлений о пространстве, умений пространственной ориентировки следует помнить, что в деятельности педагога должен отсутствовать зеркальный показ. Во время выполнения движений с воспитанником в заданном направлении, показа правой и левой сторон листа и подобных действий взрослый должен занимать такое же пространственное положение, в котором находится ребенок.
Основным ориентиром для воспитанников второй младшей группы остается собственное тело — его фронтальная, сагиттальная и вертикальная плоскости. Это положение относится и к пространственной ориентировке детей в трехмерном и двухмерном пространстве (справа на листе бумаги — там, где правая рука, слева — там, где левая рука).
Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе».
Предварительная работа
В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Оденем шапочку на голову». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.
Методика обучения
В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.
Последовательность формирования знаний:
1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):
- Покажи, где голова?.
- На что надел ботинки?
- Помоем спину...
2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)
— Впереди — лицо, грудь, живот.
— Сзади — спина.
— Вверху — голова.
— Внизу — ноги.
— Руки — по бокам.
3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):
— В какой руке держишь ложку?
— В какую руку взял хлеб?
— В какой руке держишь карандаш?
— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):
— Левая нога там, где левая рука.
— Правая нога с той стороны, где правая рука.
Дидактические игры
«Кукла моется», «Оденем куклу»;
«Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));
«Кто правильно скажет и покажет» и др.
Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»
Предварительная работа
Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.
Методика обучения
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».
— Раскладывай круги правой рукой слева направо.
— Подними левую руку вверх\
— Взмахни флажком вправо, влево.
— Посмотри вниз, вверх.
— Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»;
«Где звенит колокольчик?» и др.