При сходе подвижного состава».
При остановке поезда в связи со сходом железнодорожного подвижного состава с рельсов машинист обязан:
1. Немедленно передать об этом сообщение по радиосвязи машинистам всех поездов, находящихся на перегоне, ДСП станций, ограничивающих перегон. ДНЦ и в пассажирском поезде начальнику поезда о сложившейся ситуации: «ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, СЛУШАЙТЕ ВСЕ! Я МАШИНИСТ ____ ПОЕЗДА №___ ОСТАНОВИЛСЯ НА___КМ___ПИКЕТЕ___ПУТИ, ПО ПРИЧИНЕ НАРУШЕНИЯ ГАБАРИТА ВСЛЕДСТВИИ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, БУДЬТЕ !»и подавать сигнал общей тревоги (один длинный, два коротких сигнала):
2. Произвести закрепление оставшейся части поезда тормозными башмаками и ручными тормозами, согласно в соответствии с требованиями инструкции по движению поездов, приказом №51/Н от 11.03.2001 года
3. Произвести ограждение места схода согласно п. 3.16 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации –ЦРБ-757:
- ограждение пассажирского поезда производится укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда: со стороны головы помощником машиниста, с хвоста — проводником последнего пассажирского вагона. К ограждению могут быть привлечены другие работники ж.д. по указанию машиниста.
- ограждение остальных поездов производится помощником машиниста укладкой петард на смежном пути со стороны ожидаемого по этому пути поезда на расстоянии 1000 м от места препятствия. Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном пути укладываются напротив локомотива.
- после укладки петард помощник машиниста и проводник вагона должны отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать красный сигнал в сторону возможного приближения поезда.
- если машинистом поезда будет получено сообщение о том, что по смежному пути отправлен поезд в неправильном направлении, он должен по радиосвязи вызвать помощника машиниста для укладки петард на таком же расстоянии от места препятствия с противоположной стороны.
4. После личного осмотра места схода передать диспетчеру точные данные:
- перегон, километр, номер поезда;
- есть ли жертвы;
- сколько единиц сошло с рельсов, из них сколько лежит на боку;
- есть ли сход локомотива (ССПС);
- какой вагон сошел первым по счету от головы или хвоста поезда;
- род подвижного состава, груженые или порожние.
- имеются ли среди них цистерны и с каким грузом;
- наличие габарита по соседнему пути;
- состояние контактной сети;
- характер местности (насыпь, уклон, болото, мост и т.д.):
«ДИСПЕТЧЕР, Я МАШИНИСТ____ПОЕЗДА № ___ НА___КМ___ПИКЕТЕ ___ПУТИ В ПОЕЗДЕ №____ ПРОИЗОШЕЛ СХОД ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЖЕРТВ НЕТ (ЕСТЬ), С РЕЛЬС СОШЛО ___ВАГОНОВ,___ВАГОНОВ ЛЕЖАТ НА БОКУ, ЛОКОМОТИВ НЕ СОШЕЛ (СОШЕЛ), ПЕРВЫМ СОШЕЛ____ВАГОН С ГОЛОВЫ (ХВОСТА) СОСТАВА ВАГОНЫ ГРУЖЕНЫЕ (ПОРОЖНИЕ), ЦИСТЕРН СРЕДИ НИХ НЕТ (ЕСТЬ С___), ГАБАРИТА ПО СОСЕДНЕМУ ПУТИ НЕТ (ЕСТЬ), КОНТАКТНАЯ СЕТЬ НАРУШЕНА (НЕ НАРУШЕНА), МЕСТНОСТЬ БОЛОТИСТАЯ (НАСЫПЬ, УКЛОН И Т.Д.)».
5. Получить подтверждение переданного сообщения, записав время, кому передана информация.
6. Ожидать прибытие восстановительного поезда, подавая сигнал общей тревоги (один длинный, два коротких сигнала).
7. Запрещается оставлять на перегоне без охраны работниками железной дороги составы, в которых имеются вагоны с людьми и опасным грузом класса 1 (ВМ).
8. При сходе локомотива (ССПС) после его подъёма на рельсы скорость следования до основного или оборотного депо определяет представитель руководства локомотивного депо (представитель предприятия) и записывает в журнал формы ТУ-152 локомотива (ССПС).
АВАРИЙНАЯ КАРТА № 9
«Регламент действий локомотивной бригады при пожаре в поезде».
1. При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан:
1.1 Принять меры к остановке поезда, соблюдая следующие требования и условия:
а) категорически запрещается останавливать поезда с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;
б) в отдельных случаях, когда пожар обнаружен в грузовом поезде на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.п.) или когда потушить пожар имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов,<**> может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза поездному диспетчеру или дежурному по станции, на которую следует поезд, для принятия ими мер к вызову пожарных подразделений и подготовке средств пожаротушения;
в) остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков;
Взрывчатые материалы, газы сжиженные и растворенные под давлением; легковоспламеняющиеся жидкости.
г) при пожаре в вагоне с разрядными грузами поезд должен быть остановлен в таком месте, чтобы в случае взрыва в горящем вагоне уберечь людей и животных от гибели или отравления, а станционные, складские и другие здания, мосты, находящийся на путях подвижной состав - от повреждений и пожара;
д) при пожаре на тепловозе или моторном вагоне дизель-поезда, оборудованных установкой пенного или порошкового пожаротушения, при торможении следует сохранить максимальной возможное давление воздуха в главных воздушных резервуарах, которое необходимо для эффективной работы установки. Ручку крана машиниста после торможения нужно поставить в положение перекрыши без питания.
1.2. Немедленно объявить по радиосвязи всем работникам о пожаре в следующей форме: «ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, СЛУШАЙТЕ ВСЕ! Я МАШИНИСТ___ПОЕЗДА № ____ ОСТАНОВИЛСЯ НА____КМ___ПИКЕТЕ ___ПУТИ, ПО ПРИЧИНЕ ПОЖАРА В ПОЕЗДЕ (ЛОКОМОТИВЕ)»
Сообщение передаётся постоянно до приёма ТЧМ вслед идущих и находящихся на перегоне поездов далее (ДНЦ) ДСП. При передаче такого сообщения все обязаны прекратить переговоры по радиосвязи.
2. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, эвакуацию пассажиров, спасение подвижного состава и грузов до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на машиниста при возникновении пожара: в грузовом поезде в пути следования; в дизель-поездах, электропоездах и автомотрисах не зависимо от места возникновения пожара.
В грузовых поездах при многократной тяге ответственность несет машинист ведущего локомотива.
3. При пожаре в пассажирском поезде машинист локомотива действует по указанию начальника поезда, который является ответственным за организацию и руководство тушением пожара.
4. На станциях машинист локомотива грузового поезда действует по указанию начальника станции или его заместителей, а в их отсутствие - дежурного по станции.