Психологические явления, относящиеся к бессознательному уровню

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий,

лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

В бессознательном, в отличие от сознания:

- невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает,

- невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят

· психические явления, возникающие во сне (сновидения);

· гипнотические состояния;

· инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

· движения, так называемые автоматизмы, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;

Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля:

- навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д.

Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Среди подсистем бессознательного важное место занимаетустановка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

К бессознательным явлениям относятся и некоторыепатологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Например:

1. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

2. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей. Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Отрасли психологии

Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специ­альные.

Обшие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельнос­тью занимаются.

Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология».

Обшая психология изучает обшие закономерности воз­никновения и функционирования психики

Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, пред­ставляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений.

К ним относятся:

· возрастная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения, людей разного возраста;

· социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения чело­века в процессе его межличностных взаимодействий.

· дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга.

· психофизиология- это отрасль психологии, изучающая связь пси­хических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;

· педагогическая психология - отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обу­чения;

· медицинская психология - отрасль психологии, изучающая осо­бенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие:

- политическая психология,

- экономическая психология,

- военная психо­логия,

- психология спорта,

- психология рекламы и т.д.

Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на теоретические и практические.

Психологи-теоретики заняты:

- поиском новых знаний,

- они на­блюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории,

- интерпретируют полученные результаты,

- создают схемы,

- объясня­ющие поведение.

Психологи-практики более многочисленны – это:

- школьные пси­хологи,

- медицинские психологи,

- социальные психологи,

- психоло­ги-консультанты в организациях и т.д.

Методы психологии

Психические явления нематериальны, и, следовательно, мето­ды, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят.

Это было известно еще в XVIIl и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв. «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения.

Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты.

Самонаблюдение - неотъемлемое качество человека.

Мы все время анализируем свои действия и чувства, оцениваем свое отно­щение к другим людям и их отнощение к себе. Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадеж­ной. Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и друтие психические состояния, сколь­ко свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутрен­ний мир и искренне хотим рассказать о себе правду.

Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать.

Наша психика - не замкнутый в себе мир.

Наши мысли, чув­ства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению.

Их можно записывать, сни­мать на пленку и т.д.

Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.

I.

Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования.

Виды наблюдений:

О внутреннем наблюдении мы говорили выше.

1. Внешнее наблюдение - это наблюдение со сто­роны.

2. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок и программы, а стандартизованное, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

3. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т.д.

4. Можно также наблюдать человека незаметно.

При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы.

Наблюдение прово­дится в естественных условиях. +

+ -

Его относительная простота соче­тается с субъективностью наблюдателя и определенными трудно­стями при подготовке данных к обработке. -

Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения.

II.

Эксперимент - один из основных методов психологии.

Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:

1. Во ­первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия.

2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить.

3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:

- как понята цель участниками,

- где, когда и кем проводится эксперимент,

- как ведет себя эксперимен­татор и т.д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко. В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть:

- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;

- естественным, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей);

- констатирующим, когда изучаются психологические явления;

- формирующим, если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.

Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с по­мощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала из­мерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.

III.

Тест (англ. проба, проверка) - один из популярных современ­ных методов.

Тест - это специализированный метод психодиагно­стики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Психодиагнос­тика - процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.

Хороший тест приходится создавать годами.

Например,

первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пере­смотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно об­новлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрос­лых Векслера (WAIS). В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.

Виды тестов:

· тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;

· тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и на­дежности вопросов.

+Положительная сторона тестов в том, что они применимы к людям с

Различным статусом.

-Недостаток состоит в том, что чело­век при желании может сознательно

повлиять на получаемые ре­зультаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.

В этих случаях обычно применяют проективные методики, проективный -который можно использовать для изучения про­цессов, не осознаваемых человеком:

- «Нарисуй семью»,

- «Дом-дерево-человек»,

- «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.

- Широко применяют тест Лю­шера,

- тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.

В качестве методов исследования используют:

IV. Опрос

V. Биографи­ческий метод

VI. Близнецовый метод

VII. Социометрию (метод исследова­ния взаимоотношений в группе),

VIII. Анализ продуктов деятельности (почерк, одежда) и т.д.

Наши рекомендации