Понятие о методе и методологии
' И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, т. е. способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели. Собственно, любой человек в любой деятельности пользуется какими-то методами, однако в обыденной жизни мы не часто задумываемся над тем, как они возникают, насколько — и почему — они адекватны (т. е. соответствуют) тому, что мы хотим сделать, можно ли их рекомендовать другим и насколько обоснованы такие рекомендации и т. д. Часто мы осваиваем метод неглубоко, на уровне системы действий, не вдаваясь в сущность этих действий. Наука же—и научно обоснованная практика — по идее не допускает подобной «стихийности» (хотя и не всегда могут ее избежать в реальности), в связи с чем особую важность приобретают вопросыметодологии.
Термин «методология» переводится как «учение о методе», и стоит более подробно обсудить понятие «метод», т. к. оно (как и понятие «методология») используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням человеческой деятельности.
В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности. Ее функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать-* и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой—в рамках методе-, логии вырабатываются рекомендации, правила, т. е. те-'. нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.
Выше мы определили метод как «способ организации деятельности». В широком смысле к «способам» относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии.
В общем виде применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
О философской методологии говорят как о той основе, на которой базируется деятельность; как учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, философия определяет исходные позиции в отношении действительности. Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интерпретации событийдиалектическим методом,предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания развития. Говорят, что крупные философские учения выступают в роли методологической основы определенных научных направлений. Важно, что философская методология существует не как система жестких норм или указаний на необходимость тех или иных технических приемов, а предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится и рассмотрение общих форм научного мышления—например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания, о чем мы уже имели возможность говорить.
В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней.
К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые — хотя бы потенциально—не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличие от философской методологии, оставаясь в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например, концепции системного научного анализа, струк-турно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.). На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической
(т. е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.
Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук—как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющи-. ми (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.
Как видите, в широком смысле понятие «метод» распространяется на различные области человеческой практики (диалектика как метод, наука как метод, логический прием как метод, эксперимент как метод и т. д.). Ниже мы коснемся некоторых аспектов конкретно-научной психологической методологии, относящихся к основным сферам деятельности психолога—построению эмпирического исследоваания, психологической диагностике и коррекционной работе.