Личность говорящего. техника знаковой деятельности

5.1Оценитеодин из парадоксов Оскара Уайльда и ответьте на вопросы.

По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди.

■ Помогает ли разбираться в людях умение разбираться в лицах?

■ Людям каких профессий особенно необходимо умение «читать по лицам»?

■ Какую роль играет мимика в работе преподавателя, деятельности политика, юриста?

■ Посвятите этой теме письменное рассуждение.

5.2Вспомните начало романа Ремарка «Триумфальная арка», обстоятельства, при которых встретились герои, и ответьте на вопросы.

Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил её лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным, а в глазах застыло выражение такой стеклянной пустоты, что Равик невольно насторожился.

■ Как вы можете охарактеризовать психологическое состояние героини, выразившееся в таких внешних проявлениях?

■ Какие чувства и эмоции может отражать «стеклянная пустота» в глазах человека?

5.3 Прочитайте отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

Остап, пребывавший ежедневно и Ипполитом Матвеевичем, не замечал в нем никакой перемены. Между тем Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота. Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости.

■ Как соотносятся внешние и внутренние изменения Ипполита Матвеевича?

■ Почему О. Бендер не замечал произошедших изменений?

■ Внимательны ли вы к людям, постоянно находящимся рядом с вами?

5.4 Кто такой лицемер? Вспомните, как профессиональный лицемер и удачливый аферист Чичиков «разминался» перед встречей со своими «жертвами». Попробуйте повторить «упражнения» героя и ответьте на вопросы.

Все постороннее было в ту же минуту оставлено и отстранено прочь, и все было устремлено на приготовление к балу; ибо, точно, было много побудительных и задирающих причин. Зато, может быть, от самого созданья света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенной, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком; словом, мало ли чего не делаешь, оставшись один, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щелку. Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка этакой!» - и стал одеваться. Самое довольное расположение сопровождало его во время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особой ловкостию и хотя никогда не танцевал, но сделал антраша. Это антраша произвело маленькое невинное следствие: задрожал комод, и упала со стола щетка.

■ Какое значение придавал Чичиков мимике и жестам? Почему?

■ Насколько необходимы самонаблюдение и репетиции перед зеркалом оратору, публичному человеку, преподавателю?

■ Какими достижениями современной техники с удовольствием воспользовался бы Чичиков? Почему?

5.5 Что такое профессиональная маска? Какова особая роль профессиональной маски врача? Прочитайте отрывок из «Записок молодого врача» М. Булгакова и ответьте на вопросы.

Я, помнится, ещё в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:

- Доктор такой-то.

И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:

- Неужели? А я-то думал, что Вы студент.

- Нет, я кончил, - хмуро отвечал я и думал: «Очки мне надо завести, вот что». Но очки было заводить не к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность их ещё не была омрачена житейским опытом. Не имея возможности защищаться от всегдашних снисходительных и ласковых улыбок при помощи очков, я старался выработать особую, внушающую уважение, повадку. Говорить пытался размеренно и веско, порывистые движения по возможности сдерживать, не бегать. Как бегают люди в двадцать три года, окончившие университет, а ходить. Выходило всё это, как теперь, по прошествии многих лет, понимаю, очень плохо.

■ Является ли умение носить профессиональную маску залогом успешной карьеры? Аргументируйте ответ.

■ Какое значение имеет профессиональная маска для начинающего специалиста?

■ Какими чертами, на ваш взгляд обладает профессиональная маска социолога, политолога, преподавателя, юриста?

■ Нарисуйте «профессиональный портрет» одного из названных специалистов.

■ Посвятите проблеме «Профессиональная маска и карьера» краткое рассуждение.

5.6 Найдите словесные соответствия невербальным знакам в следующих семиотических ситуациях. Почему здесь знаки предпочитаются словам?

1. Студенты встают, когда преподаватель входит в аудиторию (но не встают, когда тот же преподаватель входит после перерыва).

2. Посетитель, сидящий в приемной, время от времени покашливает.

3. Человек, выходя из комнаты, с размаху хлопает дверью.

4. Автомобиль, стоящий у дома, продолжительно сигналит.

5. Ученик на уроке поднимает руку.

6. У человека, что-то делающего на проезжей части улицы, поверх одежды надет ярко-оранжевый жилет.

7. Перед телевизионной передачей с экрана звучит одна и та же заставка.

8. В фильме про войну из окна дома высовывается белый флаг.

9. Перед отправлением поезда машинист дает гудок.

10. Судья на футбольном поле показывает игроку желтую карточку.

5.7 Прочитайте следующий отрывок из повести Фазиля Искандера «Созвездие Козлотура» и ответьте на вопросы.

Одна из моих городских теток, узнав о цели моего прихода, стала тихо опрокидываться назад, как бы падая в обморок. Но так как в деревне этого не понимали и никто не собирался её подхватывать, то она остановилась на полпути и сделала вид, что у неё заломило поясницу.

■ Сигналом какой эмоции должно было послужить мнимое падение в обморок?

■ Почему жест-сигнал не возымел нужного действия?

■ Какими характеристиками должны обладать участники речевого события, чтобы язык жестов был эффективен?

5.8 Глухонемые общаются между собой при помощи языка жестов, так называемой ручной азбуки, в которой каждой букве соответствует определенное положение пальцев (и всей кисти руки). Сама идея «дактилологии» была придумана в XVII в. испанцем Х.П. Бонетом, но современные национальные азбуки глухонемых – русская, французская, американская и т.п. – довольно сильно различаются между собой.

■ Как вы считаете, в чем недостатки и преимущества ручной азбуки по сравнению с буквенной?

■ Что мешает существованию интернациональной азбуки глухонемых?

5.9 Вспомните, как Остап Бендер выбирал цвет для «Антилопы-Гну» и ответьте на вопросы.

Черный цвет – слишком траурно, - говорил Остап. – Зеленый тоже не подходит: это цвет рухнувшей надежды. Лиловый – нет. Пусть в лиловой машине разъезжает начальник угрозыска. Розовый – пошло, голубой – банально, красный – слишком верноподданно. Придется выкрасить «Антилопу» в желтый цвет. Будет ярковато, но красиво.

■ Почему Остап Бендер придавал такое значение цвету автомобиля?

■ Расшифруйте «азбуку цвета» великого афериста.

5.10 Вспомните рассказ Мастера о первой встрече с Маргаритой и ответьте на вопросы.

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном её весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в её глазах!

■ Что послужило тревожным сигналом для Мастера?

■ Мастер называет желтый цвет «нехорошим», желтые цветы – «отвратительными» и «тревожными». Почему?

■ Что для вас означает желтый цвет?

■ Какие семиотические функции выполняет цвет в романе Булгакова? В художественной литературе вообще?

■ Каким был взгляд Маргариты? Почему он привлек внимание Мастера?

■ Часто ли вы обращаете внимание на характер взгляда собеседника? Почему?

■ Какие функции выполняет взгляд в человеческом общении?

Наши рекомендации