Психологическая атмосфера в палате
Для облегчения психологической адаптации пациентов в стационаре имеют значение не только внешние комфортные и благоприятные условия, но и взаимоотношения самих больных. Как правило, в больничной палате создается свой коллектив с определенным микроклиматом. Взаимовлияние больных друг на друга может быть как положительное, так и отрицательное. При положительном взаимовлиянии больных друг на друга в палате складывается хорошая психологическая атмосфера. Больные беседуют, общаются, делятся своими впечатлениями от просмотренных по телевизору фильмов, вместе ходят в столовую. Активные пациенты помогают лежачим. В такой палате может определиться лидер. Обычно им является пациент, который ранее уже лечился в этом стационаре или вообще имеет опыт пребывания в больницах. Он лучше других знает правила, порядки, режим больницы. От личности этого лидера и от его настроя часто зависит и эмоциональное состояние других пациентов. Если это оптимистично настроенный, дружелюбный, общительный, веселый человек, то и обстановка в палате будет комфортная и доброжелательная.
При отрицательном взаимовлиянии больных друг на друга в палате складывается напряженная обстановка. Такой психологический дискомфорт влияет на эмоциональное состояние больных. Они могут быть раздражены, проявляют недовольство, ворчат. Причинами недовольства могут быть разные факторы. Например, поведение одного члена палаты. Встречаются пациенты, которые ведут себя нетактично по отношению к другим, проявляют фамильярность, резкие высказывания в адрес персонала, недовольство врачами.
В других случаях больные в палате могут быть недовольны, например, несоблюдением личной гигиены и санитарно – гигиенических правил одним из пациентов. Неряшливость и нечистоплотность такого больного их раздражает. Надо сказать, что такое случается только, если предыдущая жизнь этого больного проходила в неблагоприятных условиях, в результате чего у него не воспитаны личные гигиенические навыки. Однако, другим больным это не нравится. Они высказываются в адрес этого больного довольно резко, что делает обстановку в палате напряженной, нестабильной. Также причиной дискомфорта может быть храп одного из больных, постоянно включенный радиоприемник у одного из пациентов, частые гости в палате, которые по нескольку раз в день посещают одного больного и даже ревность пациентов по отношению к одному больному, к которому, как они считают (обычно ошибочно), персонал проявляет больше внимания. Такое отрицательное взаимоотношение больных друг на друга бывает не часто и легко предотвращается грамотным вмешательством персонала. Медицинская сестра легко может устранить трения между больными с помощью беседы. Темами бесед могут служить порядки, сложившиеся в палате, дисциплина в стационаре, режим больных. Беседы, проведенные среди пациентов в палатах, помогают наладить отношения, улучшить микроклимат. Именно работа медперсонала помогает создать среди больных атмосферу доверия и доброжелательности, понимания и солидарности.
Особое внимание медицинскому персоналу нужно уделить психологической атмосфере женских палат, так как именно в женских коллективах бывают более неустойчивые отношения. Там возникают мелкие группы на основе симпатий. С другой стороны, в женских коллективах, сильнее, чем в мужских, проявляются антипатии, скрытое и открытое проявляемое недовольство. В мужских коллективах среди пациентов взаимное неприятие бывает очень редко. Там складываются ровные, сдержанные, товарищеские взаимоотношения.
Подбор больных в палату
Лучшей профилактикой отрицательного взаимовлияния больных друг на друга, психологического дискомфорта в палате является правильный подбор больных. Например, И.Харди считает вопрос о группировке больных очень важным. При подборе больных в палату нужно учитывать многие факторы: темперамент, черты характера, привычки, уровень образования, культурный уровень, профессию, возраст. Если медицинская сестра, формируя палату, совершенно не учитывает, хотя – бы часть этих факторов, в палате оказываются психологически несовместимые люди. При этом любые события больничной жизни могут явиться поводом для конфликтов, что очень вредит лечебному процессу. При группировке больных следует избегать помещения эмоционально лабильных, ранимых пациентов в одной палате с очень тяжелыми или терминальными больными.
Ятрогении
Ятрогении – это вред больному, нанесенный неосторожным высказыванием, словом или неправильным поведением медицинского работника.
Ятрогении следует отличать от ятропатий. При ятропатии вред больному причиняется лекарственными препаратами, медицинскими манипуляциями, инструментально – лабораторными исследованиями и т.д. При ятрогениях возникает нарушение психологического состояния больного, тяжелые переживания вследствие слов, неосторожного, нетактичного поведения, непродуманного обращения врача или медицинской сестры с больным.
Существуют следующие причины ятрогений:
Неосторожно высказанное при больном мнение врача о неблагоприятном прогнозе болезни или злокачественном течении заболевания.
Неправильное и непродуманное обращение с больными, которые склонны к ипохондрии, страхам, повышенной тревожности и мнительности. Например, при общении с такими пациентами врач не следит за своими жестами, не контролирует поведение и мимику лица, дает вслух непродуманные комментарии.
Активное обсуждение у постели больного данных его истории болезни, анализов, результатов обследования с использованием малопонятных больному терминов, в том числе и латинских, а так же специфических медицинских терминов, часто звучащих неблагозвучно или даже пугающе для пациента.
Чрезмерное самомнение врача с безапелляционными высказываниями и преждевременными необоснованными выводами и комментариями.
Ошибочно сформулированные и неверно выполненные приемы и методы санитарного просвещения (в том числе в средствах массовой информации), которые не только не приносят пользы, но и оказывают неблагоприятное, пагубное, запугивающие действие на людей. Такое неправильное медицинское просвещение является источником коллективной ятрогении.
«Немая ятрогения» - врач или медицинская сестра, работая с больным, не разговаривают с ним, не объясняют даже тот необходимый минимум информации, который ему нужен. Все манипуляции выполняют хотя и профессионально, но молча, без улыбки, не беседуя, не вводят в курс дела больного. Не получая информации, стеснительный и замкнутый больной не спрашивает врача, а сам «додумывает» течение своего заболевания. Будучи при этом человеком впечатлительным и склонным к страхам, больной чувствует себя тяжелобольным, беспомощным, неуверенным и одиноким.
Проявления ятрогений
Во – первых, у больного может ухудшиться течение основного заболевания: головные боли, дискомфорт в области сердца, слабость и т.д.
Во – вторых, - ухудшение психологического состояния: снижения настроения, подавленность, депрессия, чувство страха и неуверенности, невроз, ипохондрия и даже суицидальные мысли с попытками самоубийства.
Строки из стихотворения Шефнера : « Словом можно убить, словом можно спасти» вполне соответствуют своему значению. Ранящее, повреждающее значение неосторожного слова медика очень велико. Как мы указали, именно слова чаще всего оказывают ятрогенный эффект.
Также используются термины:
– «соррогения» - вред, нанесенный медицинской сестрой пациенту;
– « дидактогения » нанесение вреда педагогом или воспитателем ученику в процессе учебного процесса;
- «эгогения» - вредное влияние больного на самого себя в результате страхов,предубеждений, суеверий, предрассудков.
Ятропатии
Ятропатии – это вред больному, нанесенный неправильно выполненными действиями медицинского работника, неверным назначением лекарственных препаратов, необоснованным использованием инструментально – лабораторных исследований.
Классификация:
Травматические ятропатии.
Это случаи травм ребенка во время родов, последствия неправильно выполненных операций или спинномозговой пункции, результаты нарушения техники инъекций и т.д.
Интоксикационные ятропатии.
Это ошибочное назначение лекарств, введение препаратов в организм больного, ненужных для его лечения, применение лекарств и биодобавок с целью самолечения.
Инфекционные ятропатии.
Это неблагоприятные последствия после применения сывороток, вакцин, а также различные осложнения при вакцинациях, возникающие по вине медицинских работников.
Организационные ятропатии.
Возникают они в результате неправильной организации обследования, лечения, ухода и реабилитации пациентов.
Необходимо знать, что ятропатии могут возникать при злоупотреблении новыми лабораторными методами, аппаратами для функциональной диагностики в ущерб обследованию больного врачом.
При ятропатиях установить причины вреда больному легче, чем при ятрогениях, так как чаще всего они очевидны
Бывает, что у пациента проявляется связь ятрогении и ятропатии. Неправильное поведение врача и его неосторожные высказывания наносят больному глубокий психологический вред, то есть вызывают ятрогению. Последующие за этим ошибки в лечении ведут к ятропатии. Вредный для больного эффект от взаимодействия «ятрогения - ятропатия» усиливается.
Глава 6