Деятельности возрасного психолога

Практическая деятельность возрастных психологов базируется на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:

- проблемы индивидуального и личностного развития;

- теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;

- теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;

- учение о психокоррекционных методах;

- неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.

Практическая психология - это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности.

2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента.

3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным.

4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции.

Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи.

История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

6. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и "лечения" всеми и каждым специалистом. Это означает, что "плотнее" других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы ("мозговая атака").

Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.

1. Принцип отказа от конкретных рекомендаций. Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип: "Психолог советов не дает". Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда. Причины этого:

- скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение;

- обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится "советчиком", он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента;

- конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога совсем в обратном - помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому решать собственную судьбу.

Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.

2. Принцип анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действий.

3. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.

4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем.

Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача - помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя - счастливыми.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку "дружбы" или "симпатии". Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиента другому специалисту.

Принципы работы возрастного психолога во многом совпадают с общими принципами работы психолога. Рассмотрим принципы работы возрастного психолога, предлагаемые В.В.Столиным:

1. Принцип анализа подтекста;

2. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации;

3. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций;

4. Принцип системности - работа с семьей в целом;

5. Принцип уважения личности клиента;

6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта;

7. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы:

1. Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные условия для его развития).

2. Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части).

3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирования ее членов.

Принципы работы детского психолога, приводимые в литературе, посвященной практическим аспектам детского психологического консультирования:

1. Принцип гуманизма - "не навреди!". Исследование должно помочь развитию, выявить резерв, использовать его.

2. Принцип объективности - с учетом особенностей развития детской психики, а не по аналогии со взрослым.

3. Принцип системности: последовательность, всесторонность, прогнозирование, постановка задач.

4. Принцип детерминизма - выявление причинно-следственных связей, особенностей (в условиях жизни, воспитания, развития).

5. Принцип развития - ребенок только развивается и деятельность ребенка является и путем изучения и путем коррекции развития.

6. Принцип индивидуального подхода - учет личности (своеобразие развития).

7. Принцип единства сознания и деятельности (изучать сознание через деятельность).

Как мы видим, большинство этических принципов и правил совпадают или прекликаются между собой, но существуют некоторые нюансы, выделяющие деятельность детского психолога в ряду юругих психологических направлений. Возрастной психолог сталкивается со случаями, требующими объективного описания уровня психического развития и конкретных поведенческих и личностных особенностей ребенка, и обязательного описания ситуации нарушения родительско-детских отношений глазами самого ребенка. То же самое относится и к отношению к ситуации ребенок-учитель. К особенностям детского психологического консультирования можно отнести центрированность на ребенка психодиагностических процедур, возможность противопоставления интересов ребенка интересам родителей и школы.

Подробное диагностическое обследование ребенка всегда нуждается в дополнении более или менее подробным обследованием межличностных отношений в семье, школе и т.д. с различных точек зрения. Результаты такой диагностики могут и должны быть доведены до всех участников процесса, стать основой для работы по коррекции ситуации.

Психолог должен учитывать все нынешние и прошлые влияния на ребенка, обусловившие уровень его актуального развития и особенности его поведения. Объектом исследования является индивидуальный жизненный путь ребенка, который не сводится только к истории семейных отношений. Необходимы анамнестическая беседа, затрагивающая все стороны жизни ребенка в семье и семьи в целом, максимально широкий набор диагностических методик, касающихся самых различных сторон психической жизни ребенка.

В случае консультирования ребенка не всегда возможно выполнить многие принципы - например, добровольности консультации - сложно отключиться от частичного взятия на себя функций воспитания и обучения, от сравнения с возрастной нормой, что не зачеркивает принципа уважения личности ребенка не только напрямую, но и косвенно, через родителей (повышение уровня эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей). Что касается неразглашения сведений о ребенке, то здесь психолог действует в интересах ребенка, принцип доверительности и конфиденциальности распространяется на детей любого возраста.

Возрастная норма психического развития - одно из самых важных понятий теории и практики возрастной психологии, но нельзя упрощенно понимать эту норму как границы количественных показателей психического развития, измеряемые различными психодиагностическими методиками. Следует учитывать схему психологического анализа возраста: анализ уровня сформированности основных психических новообразований данного возраста у данного ребенка, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ уровня развития основных деятельностей, характерных для данного возраста. Хотя представления о нормальном психическом развитии ребенка весьма размыты, что затрудняет реализацию принципа. Известно, например, что существует два основных варианта прохождения критического возрастного периода в индивидуальном развитии: плавное и собственно «кризисное», болезненное. Вариантов собственно кризисного развития может быть несколько, все они в известном смысле являются вариантами нормального возрастного кризиса.

Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка включает необходимость вскрытия специфических особенностей хода онтогенеза психики, что облегчит диагностику особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте, позволит спрогнозировать и понять индивидуальные особенности развития ребенка на следующих этапах. Этот принцип включает в себя и требование учета психологических факторов риска, имевших место на различных этапах жизни ребенка.

Специфика работы детского психолога заключается в том, что:

1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах (инициатором запроса о конкретном ребенке чаще является учитель, воспитатель, родитель, много реже –сам ребенок-подросток, это означает, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с системой ребенок – родитель (учитель)), что делает необходимым:

- активность со стороны психолога при выявлении психологических проблем,

- разделение в жалобах родителей (учителей) их собственных проблем и трудностей ребенка.

2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходима заинтересованность ребенка, которая возникает в процессе работы.

3. Ребенок не обладает достаточной рефлексией, что несколько изменяет подход к работе с ребенком.

В случаях обращения по поводу нарушения родительско-детских отношений возможны три направления работы: повышение социально-психологической компетенции родителей; работа с семьей как с единым целым, как с точки зрения диагностики внутрисемейных отношений, так и с точки зрения коррекции и терапии; работа преимущественно с ребенком. Возрастной психолог работает преимущественно в третьем модусе. Все то же самое можно повторить и по отношению к ситуации ребенок – учитель. Здесь также можно имеют три типа работы психолога-консультанта, и один из них предполагает подробное возрастно-психологическое обследование ребенка.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ

Консультирование педагогов школьным психологом может проводиться по нескольким направлениям:

1. Консультирование по вопросам разработки методик обучения с учетом психологических требований (психологически адекватных), соответствующих возрасту, уровню развития и реальным возможностям и потребностям школьников (содержание и методическое построение курсов).

Различные "авторские программы" требуют различной начальной подготовки школьников. И требования должен определять не психолог, а педагог, психолог лишь консультирует педагога о возможностях детей данного возраста и соответствии программы уровню развития ребенка.

2. Консультирование по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия учащихся. Инициаторами такого консультирования могут выступать и психолог и педагог.

При этом, если взаимоотношения психолога и педагога равноправны, обе ситуации равноценны, если нет, то ситуация, в которой инициатор психолог, мало перспективна, так как психолог выступает в них либо с позиции давления, либо с позиции просителя.

3. Педсовет (консилиум) как направление работы психолога очень важен, так как дает объемную картину состояния ребенка или класса, позволяет выработать общую линию отношения к ребенку, на педсовете происходит обмен знаниями. Таким образом психолог и педагог создают ситуацию равноправного сотрудничества, общей ответственности. Кроме того, совместное психолого-педагогическое решение проблем ребенка дает и обучающий эффект.

4. Социально - посредническая работа школьного психолога по разрешению конфликтов, возникающих в педагогическом процессе.

5. Психологическое просвещение педагогов, включающее создание условий, в которых педагоги могут получить интересующие их сведения по эффективной организации предметного обучения школьников, предоставление сведений, помогающих педагогам осознать себя как педагога, вплетение знаний в практическую деятельность педагогов.

Конструктивная работа психолога в школе возможна только в том случае, если педагог выступает как союзник психолога:

- равноправное взаимодействие психолога и педагога,

- формирование установки педагога на самостоятельное решение проблемы,

- совместная ответственность за общие решения,

- распределение функций между психологом и педагогом.

Одним из важнейших условий эффективности работы психолога в школе является взаимосвязь с учителем, в результате которой может быть осуществлен индивидуальный подход к ученику. Понятие «индивидуальный подход» является доминирующим в педагогической литературе, однако на деле реализуется редко. Большинство учителей не владеют технологией и методами индивидуального подхода к учащимся, которые базируются на знании их индивидуальных особенностей, понимании их проблем и трудностей.

Знания учителя об учениках основываются обычно не на конкретных фактах, а на субъективных оценках поведения школьника, своем отношении к нему. Содержание этого знания можно оценить как предсказуемость поведения ученика в типичных учебных ситуациях. Характеристики внутреннего мира личности, в том числе мотивационные, как особо значимые для учебной деятельности, часто остаются учителю неизвестными. Для учителей, которые строят образ личности ученика в зависимости от академической успеваемости и дисциплины, эти характеристики тем более не известны.

Именно эти характеристики можно выявить в ходе анализа конкретных наблюдений учителя и сделать объектом совместного воздействия учителя и психолога.

В процессе взаимосвязи психолог организует наблюдения учителя по специально разработанным схемам (анкетам, картам), анализирует полученную информацию, сопоставляя с данными экспериментального исследования, делает психологические выводы и совместно с учителем разрабатывает практические рекомендации для ребенка, его родителей и учителей.

Эффективность учительского труда зависит от многих факторов, в том числе таких, которые учитель сам в состоянии регулировать. Это общее психическое состояние учителя, его самочувствие как ощущение психологической комфортности или дискомфорта.

К числу факторов, определяющих комфортность, относятся общий жизненный тонус, эмоциональная стабильность, работоспособность, свобода в общении, умение разрешать сложные ситуации.

Иногда проблемы учителя не дают ему возможности правильно организовать общение с детьми. В таких случаях необходима помощь психолога.

Деятельность психолога при работе с учителем как клиентом ведется в двух направлениях:

- определение индивидуальных особенностей (свойства ЦНС, функциональное состояние человека);

- диагностика взаимоотношений с другими людьми.

Немецкий психолог В.Шрамль в рамках классического психоанализа предлагает следующую классификацию (типологию) педагогов:

1. Принуждающий педагог, любит порядок во всем, не допускает ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм, не склонен к изменениям в своей работе. Нарушение порядка и дисциплины вызывают у него раздражение, непослушание воспринимается как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуждающий педагог стремится преодолеть сопротивление строптивых учеников любой ценой. При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминирующее поведение, частично с садистскими наклонностями.

2. Фаллический тип. Такой педагог энергичен, активен, но легко разочаровываются, если усилия не приносят мгновенных результатов. Основная потребность – быть значимым в глазах окружающих.

3. Депрессивный тип учителя зависим от любви учеников. Недоброжелательность со стороны учеников вызывает чувство несостоятельности и вины.

4. Эгоцентрический тип не способен к межличностному взаимодействию, ставит в центр всего происходящего самого себя. В большинстве случаев имеет невротические тенденции и не способен к педагогической деятельности.

5. Эффективный педагог, стремящийся к психологической зрелости, способен любить других ради них самих, стремится работать, создавая нечто ценное и полезное.

Одним из важных характеристик является профессиональная направленность личности учителя:

-направленность на общение (коммуникатор),

- направленность на организацию учебного процесса и внеклассной работы (организатор),

- направленность на учебный предмет (предметник),

- интеллигентность (интеллигент),

- направленность на одобрение в профессиональной деятельности (мотивация одобрения).

Профессиональная деформированность учителей – важная характеристика личности и психологического состояния учителя. Выделяют несколько форм:

1. Общепедагогические деформации, включающие усиление таких черт, как:

- авторитарность,

- назидательность,

- завышенная самооценка,

- излишняя самоуверенность,

- догматичность,

- отсутствие гибкости и т.д.

2. Типологические деформации:

- коммуникатор - гуманная болтливость, сокращение дистанции, обращение к собеседнику как к неопытному;

- интеллигент - морализаторство, созерцательство и т.д.;

- предметник - наукообразные способы поведения, оценка людей через науку.

3. Специфические деформации, характеризующиеся тем, что по виду учителя можно определить, какой предмет он преподает.

4. Индивидуальные деформации - изменения, связанные с личностными изменениями.

Школьный психолог в какой-то мере может предупреждать и преодолевать подобные деформации, так как от этого зависит психологический климат в школе.

Наши рекомендации