Проблемы, возникающие у детей в школе и их возможные причины

Важным фактором успешной учебной адаптации ребенка является работоспособность и темп умственной деятельности, так как во многом именно они, особенно в начальных классах формируют отношение к ученику со стороны учителя. Методы, позволяющие выявить уровень этих качеств ребенка, это Теппинг-тест, тест Равена и корректурная проба.

Выделяют шесть видов умственной деятельности, необходимых детям:

1. Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий;

2. Воспроизведение: следование образцу или алгоритму;

3. Обоснование: подведение частного случая под общий принцип или понятие;

4. Реорганизация: преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальные решения;

5. Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или личным опытом;

6. Рефлексия: исследование самой мысли и причины ее появления.

Неумение выполнять любой из этих видов учебной деятельности приводит к проблемам и возможной школьной дезадаптации.

Классификация школьных проблем и возможных причин их возникновения.

Особенности познавательной сферы.

Проблемы:

- низкий уровень произвольности познавательного процесса,

- низкий уровень развития мышления,

- несформированность важных учебных умственных действий.

Возможные причины:

- умственная отсталость,

- задержка психического развития (или снижение отдельных функций),

-психофизический инфантилизм (стиль семейного воспитания, особенности социально-педагогической среды на фоне церебральной недостаточности).

- высокая тревожность, вызванная нарушением общения или семейными проблемами,

- низкий уровень учебной мотивации (несформированность мотивации или определенная причина).

Проблема: низкий уровень речевого развития.

Возможные причины:

I – объективно обусловленные причины:

- умственная отсталость,

- ЗПР или снижение отдельных функций,

- психофизический инфантилизм.

II - причины защитной обусловленности:

- высокая тревожность,

- низкий уровень учебной мотивации,

- специфическая логопедическая проблема,

- условия развития (общение в семье).

Проблема: низкий уровень развития тонкой моторики.

Возможные причины - объективная обусловленность:

- специфические нейрологические проблемы,

- леворукость,

- психофизический инфантилизм.

Проблема: низкий темп умственной деятельности и низкая работоспособность.

Возможные причины:

I - объективно обусловленные причины:

- особенности нервной системы (инертный или слабый тип нервной системы),

- астенизация нервной системы, обусловленная объективными причинами (генетического или онтогенетического характера, условиями жизни и деятельности, конкретными событиями),

- физическая ослабленность на фоне болезни,

II – причины защитной обусловленности:

- высокая личностная или школьная тревожность,

- нарушение общения в школе,

- стиль семейного воспитания (например, гиперпротекция),

- негативный фон внутрисемейных отношений.

Проблема: нарушения общения со сверстниками и педагогами (агрессия).

Возможные причины:

- агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка (может быть следствием семейных установок, особенностей подростковой группы, отражением клинических проблем - церебральная недостаточность),

- агрессивность защитного характера как проявление тревожности, неуверенности в принятии ребенка,

- агрессия как следствие неумения общаться как из-за условий жизни, так и как проявление аутизма,

- агрессивность как отражение непринятия нестандартного ребенка.

Проблема: нарушения общения со сверстниками (замкнутость, избегание контактов).

Возможные причины:

- объективно-обусловленные особенности общения, связанные с особенностями развития (интеллектуализм, аутизм),

- особенности защитной психологичесской природы, связанные с высокой тревожностью (ориентация на избегание неудачи),

- замкнутость как следствие низкого уровня сформированности общения социально-педагогической природы.

Проблема: негативистическая демонстративность.

Возможные причины:

- отсутствие адекватных форм реализации потребности во внимании и признании (стиль семейного воспитания),

- непризнанная одаренность, нестандартность ребенка,

- высокая личностная тревожность,

- демонстрация подростковой независимости.

Проблема: чрезмерная конформность, демонстративная лояльность.

Возможные причины:

- высокая личностная тревожность (компенсация семейных проблем),

- эмоциональная личностная инфантильность (гиперопека, церебральная недостаточность).

Проблема: двигательная расторможенность, низкий уровень контроля за своим поведением и эмоциональными реакциями.

Возможные причины:

- особенности нервной системы, высокая одаренность,

- особенности поведения защитной природы на фоне нарушений общения,

- избалованность.

Проблема: депрессивность и астенизация ребенка.

Возможные причины:

- низкая энергетика, усталость, особенности нервной системы (как провоцирующий фактор),

- депрессивное поведение защитной психологической природы: тревожность, недостаток внимания, потеря интереса к учебе,

- общая замедленность действий психофизиологической природы.

Проблема: расторможенность влечений.

Возможные причины:

- патологические нарушения психологии ребенка,

- особенности жизни (семья),

- защитная природа: негативная демонстрация - общение со значимыми взрослыми и сверстниками.

Проблема: невротические симптомы (пассивность, нарушения речи, навязчивые движения, боли, энурез).

Возможные причины:

- проявление ранее существовавших нарушений,

- высокая тревожность как проявление серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми,

- высокая тревожность как черта личности.

Наши рекомендации