Тема: Психологическая структура личности

Цель:ознакомиться с динамикой исследований личности и представлений о ее структуре в психологии.

Ход:

1.Обсуждение теоретических вопросов.

2. Ознакомление со схемой психологической характеристики личности.

Вопросы для обсуждения

1. ». Содержательные характеристики понятия «личность

2. Современные представления о структуре личности.

3. Личность и индивидуальность: основные параметры индивидуальных различий.

4. Роль биологических и социальных компонентов в развитии человека - теоретические позиции.

Литература

1. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека».-М.:Пед. об-во России,2001.-276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебн. Пос. для вузов.-М.:Юрайт,2002.-336с.-ISBN 5-88711-011-2.

3. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1976.- №6

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука.- 1984.- 444 с.

6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.

8. Психология личности. Хрестоматия в 2-х тт.- Самара, «Бахрах-М», 2000

9. Психология самосознания.- Хрестоматия.- Самара, «Бахрах-М», 2000.- 672 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

11. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество.//Проблема индивидуальности и ее социально-философский смысл. - М.,1984. - С.87-113.

12. Самосознание и защитные механизмы личности.- Хрестоматия.- Самара, «Бахрах-М», 2000.- 656 с.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М.: Педагогика, 1995.

Методические указания:

Тема «Психологическая структура личности»является ключевой для понимания практически всех вопросов общей психологии, а также других психологических дисциплин. Только добросовестная и качественная подготовка к семинару со словарями и авторскими текстами, выполнение инструкций преподавателя относительно подготовки позволит разобраться в проблемах психологии личности настолько, чтобы иметь в дальнейшем возможность ориентироваться в широком круге вопросов.

Схема психологической характеристики личности учащегося

Анкетные данные

Имя, фамилия, возраст

Школа, класс и год обучения

Дата исследования

Имена и фамилии родителей, место работы, профессия

Цель психологического исследования(формулируется студентом)

Методы исследования(кто и как исследовал, кто давал сообщения при сборе материала)

Факторы развития и жизненные условия

· Состояние здоровья;

· семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей - стихийность или целеустремленность, снисходительность или строгость, виды поощрений и наказаний). Воспитательные схемы родителей (что для них в воспитании важнее всего - успехи в учении, черты характера, способности и т.п.);

· внесемейные и внешкольные влияния, способ проведения свободного времени (хобби), культурные влияния (литература, искусство);

· влияние школы (отношение учителей к ребенку, позиция ребенка в группе, отношения с одноклассниками);

· обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств;

Внешняя картина личности

· Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), Мимика и пантомимика, особенности голоса и речи.

· Способы поведения: а) поведение по отношению к родителям; б) преподавателям; в) сверстникам; г) в психологически значимых, конфликтных ситуациях; д) в основной деятельности (учение, труд)

· Результативность (обзор успеваемости, познавательных затруднений, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств). Жизненный опыт, кругозор, информированность.

Внутренняя картина личности.

1. Познавательная деятельность и умственное развитие - особенности познавательных процессов и интеллекта, сформированность учебной деятельности:

· характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность);

· характеристика памяти преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина);

· характеристика мышления и воображения (преобладающий тип, интеллектуальные свойства - скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.);

· уровень развития общих и специальных способностей;

· характеристика сформированности учебной деятельности

2. Индивидуально-психологические особенности - тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, саморегуляция и самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций).

3. Направленность личности (направленность на себя, на других, на дело), самооценка и уровень притязаний, интересы, идеалы, ценности, моральные принципы, мотивы поведения и учебной деятельности

Выводы.

Психологические причины и педагогическая суть трудностей, возникающих у ребенка (причины возникновения негативных качеств личности, предложения о средствах и способах коррекции этих качеств, оптимальные условия для развития личности).

Практическое занятие 5

Тема: Темперамент

Цель:Познакомиться с категорий «темперамент» и ее местом в структуре личности, овладеть методами диагностики темперамента

Ход:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Изучение возможностей определения типа темперамента посредством наблюдения поведенческих особенностей.

3. Проведение личностного опросника Г.Айзенка.

4. Решение психологических задач по теме.

5. Проведение рефлексивного анализа.

6. Заполнение таблицы «Психологическая характеристика типов темперамента»

Вопросы для обсуждения:

1. Динамика представлений о темпераменте в психологических теориях.

2. Темперамент как результат функционирования центральной нервной системы.

3. Типы темперамента. Свойства темперамента.

4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие для вузов. -М.:Юрайт, 2002.-336 с.-ISBN 5-88711-011-2.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.- 280 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 356 с.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избр. психол. тр./Под ред. Е.А.Климова. - Москва-Воронеж, 1996.- 446 с.

5. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1966.- 383 с.

6. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие/ Л.И.Вансовская, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под ред. А.А.Крылова.- Л.: ЛГУ, 1990.- 272 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

8. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.: Наука, 1979.- 352 с.

9. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984.- 160 с.

10. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 168 с.

11. Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы// Вопросы психологии.- N6.- 1955.

12. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР.- 1961.- 561 с.

13. Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии.- 1991.- N3

Методические указания:

Выполнение практических заданий на этом занятии требует глубокого понимания теоретических вопросов. Наиболее информативны работы:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2002.-336 с.-ISBN 5-88711-011-2.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избр. психол. тр./Под ред. Е.А.Климова. – Москва - Воронеж, 1996.- 446 с.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1966.- 383 с.

Вопросы для рефлексивного анализа:

Были ли неожиданными полученные результаты?

Отмечают ли окружающие черты Вашего темперамента?

Мешают ли Вам отдельные свойства темперамента?

Как Ваш темперамент проявляется в деятельности и общении?

Практическое (семинарское) занятие 6

Тема: Характер

Цель: ознакомиться с проявлением акцентуированности характера и особенностями акцентуированных личностей, получить представление о роли биологических и социальных факторов в формировании характера.

Ход:

1. Изучение особенностей собственного характера (методика К.Леонгарда).

2. Обсуждение причин возникновения акцентуаций характера и методов их коррекции.

3. Решение психологических задач

4. Заполнение таблиц.

5. Проведение рефлексивного анализа

Литература

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.

3. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

4. Психология и психоанализ характера. Хрест.- Самара: изд. Дом «БАХРАХ», 1998.

Методические указания:

Практические задания и психологические задачи предполагают не только освоение теоретического материала по теме «характер», знания содержательной стороны типов акцентуаций, но и наблюдательности.

Вопросы для рефлексивного анализа:

Были ли неожиданными полученные результаты?

Отмечают ли окружающие черты Вашего характера?

Мешают ли Вам отдельные акцентуации, если да, то чем именно или в каких ситуациях?

Как Ваш характер проявляется в деятельности и общении?

Можете ли Вы не показывать окружающим некоторые особенности Вашего характера?

Можете ли Вы по поведению других людей сделать заключение о наличии у них определенной акцентуации?

Нужно ли (можно ли) сообщать окружающим о том, что у них есть акцентуация характера, чтобы они изменили свое поведение?

Практическое (семинарское) занятие 7

Тема: Воля.

Цель:получение представления о категории «воля» в системе психологического знания о человеке, диагностика и рефлексия собственных особенностей.

Ход:

1. Исследование собственных особенностей в волевой сфере.

2. Обсуждение теоретических вопросов

3. Решение психологических задач

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о воле и ее функциях.
  2. Теории воли.
  3. Структура волевого действия.
  4. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.

Литература

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: МГУ, 1991. -142 с.

2. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб.: Питер, 2002.- 288 с.

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд-во «Наука». М., 1980. - 253 с.

4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопр. психологии. 1995. №1

5. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности.// Вопр. психологии. 1991. №1.

6. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека.// Вопр. психологии. 2000. №2.

7. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1974. - 134 с.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

Методические указания:

Важной задачей семинара по теме «воля» является формирование научного представления о волевой саморегуляции.

Житейские представления о воле существенно отличаются от научных. Решение психологических задач способствует осознанию этих различий, отказу от обыденных представлений о воле, как фатальном врожденном свойстве, помогает понять динамику развития саморегуляции, что очень важно для педагогической работы.

Перед семинаром решите задачи, которые даны для образца, поделитесь мнениями и сомнениями с сокурсниками.

Вопросы для рефлексивного анализа:

Были ли неожиданными полученные результаты?

Как сложилась структура Вашей волевой саморегуляции?

Будет ли она способствовать педагогической деятельности?

Какие перспективы для ее совершенствования Вы видите?

Наши рекомендации