Социальная установка как механизм социального поведения личности. Социальный стереотип. Предубеждение

Важнейшим механизмом социального поведения человека является социальная установка (аттитюд).

· Пытаясь объяснить слова или действия какого-либо челове­ка, мы порой говорим: "У него такая установка...", "Он имеет предубеждение против абстрактной живописи...", "Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные фак­ты...".

Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность личности воспринимать, переживать и действовать в отношении определенных социальных объектов (ситуаций взаимодействия, других людей и т.д.). Такая предрасположенность, как правило, складывается в результате неоднократного повторения удовлетворения потребностей в одинаковых условиях.

Социальная установка – это предрасположен­ность индивида определенным образом оценивать других лю­дей, различные объекты, явления или идеи.

Важность изучения установок в социальной психологии обу­словлена тем, что установки, так или инач,е влияют на поведение человека.

Структура социальной установки личности(по М. Смиту)

· когнитивный компонент (знание об объекте, его осознание),

· аф­фективный, или эмоциональный компонент (чувство симпатии или антипатии к объекту),

· поведенческий, или конативный компонент (предполагает действия субъекта по отношению к объекту).

В соответствии с трехкомпо­нентным подходом какая-либо наша установка представляет со­бой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему.

Все три компонента социальной установки являются источниками оце­ночного суждения человека. Проявляются они в виде мнений, чувств и прошлого поведения человека и могут детерминировать установки, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом.

В социальном поведении людей социальные установки выполняют определенные функцию.

Функции социальных установок:

1. Приспособительная – помогает адаптации человека к новым условиям;

2. Защитная – позволяет личности разрешать внутренние конфликты;

3. Экспрессивная – выступает как способ выражения человеческих ценностей и целей;

4. Организации знаний – организует знания в упрощенных схемах.

Разновидностью социальной установки является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это социальная установка в отношении каких-либо групп – этнических, гендерных, возрастных, религиозных и т.д.

Социальный стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы.

Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Выделяют различные виды стереотипов:

а) автостереотипы (отражают то, что люди думают сами о себе), и (гетеростереотипы, относящиеся к другому народу – наиболее критичные. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчетливости, у другого народа – проявлением жадности).

б) поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы – это те представления о том или ином народе, которые обусловлены исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе.

Глубинные стереотипы неизменны. Они не меняются в течение времени. Глубинные стереотипы обладают удивительной устойчивостью, и именно они представляют наибольший интерес для исследователя особенностей национального характера: сами стереотипы дают материал для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены.

Социальный стереотип выступает основой, на которой вырастают предубеждения.

Но сам по себе факт наличия у человека стереотипов не означает, что у него также имеются предубеждения, т.к. стереотипы могут содержать в себе и негативные, и нейтральные, и позитивные компоненты. Следовательно, в зависимости от какие компоненты в стереотипе преобладают, будут возникать либо позитивные, либо с негативные стереотипы.

Негативный стереотип – это предубеждение, в основе которого лежит отрицательная установка в отношении определенной социальной группы. Предубеждение содержит в себе негативные эмоции, которые порождают нетерпимость, несправедливость, грубость, безнравственность и т.д., словом, враждебное поведение.

Как правило, наличие предубеждений у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируется. Кроме того, большинство людей вообще отказывается признать их и у себя, и даже у представителей своей группы (например, этнической). Разумеется, это вовсе не означает, что в данном случае предубеждения действительно отсутствуют, свидетельствуя скорее о другом – о том, что с позиции современных социальных норм иметь предубеждения стыдно.

Поскольку у всех нас имеются социальные стереотипы (они неизбежны, даже более того – необходимы – и мы об этом уже говорили), то все мы в той или иной мере обладаем предубеждениями. Другое дело, что у различных людей могут существовать предубеждения в отношении различных групп: у одних расовые, у других гендерные, у третьих классовые, а у четвертых – и те, и другие, и третьи одновременно.

Поэтому если вы не испытываете никаких отрицательных чувств, общаясь с представителями другой расы, то это еще не основание полагать, будто вы свободны от предубеждений. Лучше вспомните (если у вас, конечно, «традиционная», т.е. нормальная сексуальная ориентация), что вы чувствовали при виде парочки «нетрадиционно» ориентированных влюбленных?

Демонстрация или, напротив, сокрытие предубеждений во многом зависит от господствующих в обществе норм, которые, в свою очередь могут быть обусловлены политическими или идеологическими реалиями.

Но предубеждения могут и должны контролироваться не только обществом и властью, но и самими индивидами, поскольку помимо объективных существуют еще и субъективные, т.е. коренящиеся в индивидуальной психике причины их возникновения.

Наши рекомендации