Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 4 страница
49.Использование знаний об индивидуально-психологических свойствах личности в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.Теория использования специальных психологических знаний в уголовном процессе должна развиваться в пределах этой прикладной психологической науки. Однако это не исключает потребности применять в уголовном процессе знания, достижения в отрасли инженерной, медицинской, педагогической психологии, психологии труда и др.. Юридическая психология должна обеспечивать развитие форм, методики и методологии использования специальных психологических знаний; другие отраслевые психологические науки - способствовать раскрытию сути, содержания экспертного анализа. С развитием психологических наук расширяются возможности прикладного применения специальных психологических знаний в уголовном процессе, растет объективность и достоверность таких знаний, их значимость в повышении эффективности уголовного судопроизводства. Эффективное использование специальных психологических знаний на стадии предварительного расследования во многом зависит и от правильного уяснения данного понятия. Под специальными психологическими знаниями следует понимать знания, приобретенные лицом, которое вовлекается в уголовный процесс, как специалист или эксперт, в процессе обучения или работы по психологической специальности, обладающим профессиональными знаниями психологических закономерностей человека, которые могут использоваться на различных стадиях уголовного процесса для обеспечения его задач.В качестве специалиста психолога может быть привлечен к участию в производстве следственных действий - допроса, обыска, осмотра места происшествия, следственного эксперимента и других. Необходимым является участие специалиста - психолога в допросах подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, в очных ставках между ними. Здесь опытный психолог может откорректировать формулировку вопросов следователя, подсказать тактику проведения допроса и очной ставки с учетом психологических особенностей допрашиваемых, помочь создать неофициальную атмосферу, сгладить состояние несвободности, настороженности, недоверия к правоохранительным органам, помочь подобрать негативную позицию, стыдливость и стеснение у потерпевших. Взаимодействие следователя и психолога на допросах и очных ставках имеет важное значение для установления между допрашиваемым и следователем психологического контакта, без которого установление истины по делу не возможно.Психика является особенной формой жизнедеятельности человека, который оказывается в ее отношениях с окружающими людьми, с окружающим миром, в ее отношении к себе, к существующим в обществе правилам поведения, нравственности и благотворительности. С точки зрения психологии любое правонарушение или преступление можно рассматривать как особенный вид деятельности, определенный социальной активностью человека. Эта социальная активность оказывается в определенных специфических форах противоправного поведения. Поведение преступника отображает его отношение к социальным ценностям, особенности психики, индивидуально - психологические свойства, психическое состояние и мотивационную сферу личности, которая включает в себя умысел, побуждение, цель лица.Участие психолога в расследовании уголовного дела в качестве специалиста предусмотрено действующим уголовно - процессуальным законодательством (ст. 84 УПК Республики Казахстан). Свои функции специалист - психолог осуществляет на основании имеющихся у него специальных знаний, применяя которые при оценке обстоятельств, фактов, предметов, он в состоянии делать заявления, замечания, помогать следователю формулировать вопросы перед допросом, задавать вопросы допрашиваемым, помогать следователю налаживать психологический контакт в общении с участниками уголовного процесса. Психолог может оказать значительную помощь работникам правоохранительных органов в получении доказательств во время проведения обыска, поскольку знание особенностей психологии человека позволяет правильно оценить поведение подозреваемого, его психофизиологические реакции и более точно определить местонахождение разыскиваемых вещественных доказательств. Одним из самых полных и более объективных средств сбора доказательственной информации является проведение так называемых вербальных следственных действий, ориентированных как на информационный поиск, так и на осуществление психологического воздействия на участников уголовного процесса. В основу таких следственных действий положено непосредственное общение. Это допрос и очная ставка, которые осуществляются в условиях постоянного контакта и диалога между участниками. Информационный обмен здесь совмещается с психологическим влиянием. Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, его умения психологического воздействия на допрашиваемого и правильного выбора тактики действий в зависимости от личностных качеств допрашиваемого. В этом плане специалист - психолог может оказать помощь в понимании личности допрашиваемого. Без него не всегда удается построить продуктивную тактику допроса.Специалист - психолог может оказать помощь следователю в выборе конкретных приемов психологического воздействия, которые зависят от целей допрашиваемого и особенностей личности допрашиваемого. Например, если целью является воздействие на психическое состояние допрашиваемого, то целесообразно выбрать приемы: «внезапность», «форсированный темп допроса», «выжидание» и др.. В случае постановки следователем цели создания у допрашиваемого определенного постановления о состоянии расследования и осведомленности допрашивающего, возможно применение приемов:«последовательности», «пресечение лжи», «вызова», «создания впечатления о хорошей осведомленности» и др..Сейчас невозможно представить высококвалифицированное расследование или судебное разбирательство уголовного дела без привлечения специальных психологических знаний, в частности, без проведения судебно-психологической экспертизы. Применение научных возможностей психолога во время расследования уголовных дел способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и проведению профилактических мероприятий в отношении лиц, которые совершили преступление. С помощью судебно-психологической экспертизы можно получить необходимую информацию для обеспечения правильной диагностики лица, индивидуального подхода к человеку, правильного выбора и использования адекватных ситуаций, тактических приемов и решений.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе нередко выступает как эффективное средство установления обстоятельств дела и позволяет использовать весь арсенал современных научно-психологических средств. Психологическая экспертиза является основным средством внедрения в судебно-следственную практику достижений психологии.Кроме отмеченного, профессиональный психолог, используя специальные психологические знания, в процессе исследования психологических аспектов преступного повеления лица может разработать ряд средств психологического влияния на преступников или лиц, склонных к совершению преступлений, в целях профилактического предупреждения преступности. Изучая психологические особенности, мотивы совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, которые повлекли массовую гибель людей или нанесли значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности, профессиональный психолог совместно с криминологами может разработать мероприятия предупреждения перечисленных преступлений и борьбы с ними.В ходе расследования дел о доведении до самоубийства судебно-психологическая экспертиза может быть проведена относительно живых лиц или в отношении умерших. В процессе проведения посмертной судебно - психологической экспертизы исследуется биография умершего, анамнезе его жизни, показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, другие материалы дела, которые бы свидетельствовали о наличии у умершего в период, который предшествовал его смерти, особенного психического состояния (тревожности, безвыходности), в результате которого он покончил жизнь самоубийством. Кроме того, в отношении умершего можно установить причины возникновения указанных психических состояний. Одной из распространенных внепроцессуальных форм использования специальных психологических знаний является привлечение профессионального психолога в досудебном следствии как консультанта. Внепроцессуальное использование специальных познаний возможно не только в процессе расследования, но и до возбуждения уголовного дела, например, в период предварительной проверки поступивших к следователю материалов.Психологическая консультация - это разъяснение специалистом психологических сторон правонарушения, поведение обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и других лиц, их личностных особенностей, а также сущности отдельных психологических теорий и подходов, которые могут быть применены на практике. Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту -психологу. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психологических состояний - алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени и др.. консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам: например, психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта.Консультация профессионала - психолога во многих случаях предшествует назначению психологической экспертизы, помогает собрать максимальное количество важной информации о психическом состоянии, явлениях и процессах относительно психики обвиняемого или подозреваемого, что позволяет правильно квалифицировать действия обвиняемого, оценить его показания или показания свидетелей, потерпевшего или др.В частной методике раскрытия и расследований преступлений совершенной группой лиц, важное значение имеет тактически правильное решение вопроса о том, с кого именно следует начинать допрос (серию допросов) и какие тактические приемы допроса наиболее правильны для получения правдивых показаний. Решение данных вопросов часто осуществляется с учетом данных о психологических особенностях допрашиваемых, их роли в совершенном деянии и степени тяжести совершенного преступления. Преимущественно в условиях выбора предоставляется лицам, с которыми легче установить психологический контакт и производительно реализовать их потенциальные возможности.При расследовании пре6ступлений, совершенных организованной преступной группы, целесообразно назначить судебно - психологическую экспертизу социально - психологических особенностей членов преступной группировки. Этот вид экспертизы может назначаться в период проведения досудебного следствия, когда преступление совершено в условиях создания неформальной группы, ассоциируемой с криминальным направлением.Перед следствием часто возникают вопросы о групповой воли обвиняемых. Поэтому расследование дел о преступлениях в сфере организованной преступности представляет значительные трудности для следователей, связанные с выявлением структуры преступной группировки, определением роли каждого ее участника и особенностей связей между ними.Краткий экскурс по проблемам применения специальных психологических знаний при расследовании преступлении показывает, что они в основном сводятся к участию психолога в производстве следственных действий и оказанию помощи следователю в собирании доказательств. На наш взгляд, подобная тенденция в определении роли психологов в уголовном судопроизводстве ограничивает его реальные возможности. В настоящее время необходимо ставить вопрос о психологическом сопровождении расследования и судебного рассмотрения преступления, о необходимости самостоятельной оценки психологом степени ассоциальности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, о разработке психологом структуры потребностей и интересов данных лиц и мерах психологического воздействия на них с целью их исправления в рамках исполнения наказания.
50.Использование психодиагностики при проведении допроса.Психология взаимоотношений на допросе. Психологический контакт, психическое воздействие Допрос — это регламентированная законом специфическая форма общения, которая протекает в форме сотрудничества, противоборства, психологической борьбы. Глава 26. Тактика допроса Общение на допросе проявляется во взаимодействии, в котором помимо допрашиваемого могут участвовать и другие лица (адвокат, специалист, эксперт, переводчик, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники). При этом, как и при любой иной форме общения, происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, формирование нравственных позиций, убеждений. Однако ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит лицу, производящему допрос. Следователь в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом определяет порядок проведения следственного действия, корректирует действия других лиц и степень их участия, обеспечивает наиболее эффективную форму получения информации от допрашиваемого лица. Причем, стремясь к получению от допрашиваемого как можно более полных показаний, следователь из тактических соображений до поры до времени скрывает свою осведомленность и сообщает лишь ту информацию, которую считает целесообразным использовать на данном этапе допроса. Психологический контакт. Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т. е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта — это создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне, психологически настроен участвовать в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю установить истину. Психологическому контакту благоприятствует коммуникабельность следователя, т. е. его способность располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и пр.) находить верный тон в общении, пробуждать заинтересованность к даче правдивых показаний. Суть психического воздействия в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала, направленных на изменение хода и содержания психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию в установлении истины. Психическое воздействие осуществляется в рамках, очерченных уголовно-процессуальным законом. По общему правилу, нельзя домогаться показаний путем насилия, угроз и иных незаконных действий. Недопустимы приемы, основанные на обмане, сообщении ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение в процессе допроса приобретает метод убеждения. Суть его в воздействии на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Предварительный отбор, логическое упорядочение имеющихся фактов и выводов, предъявление их в эффективной эмоциональной форме и тактически обусловленной последовательности — все это, по существу, и предопределяет успешность психического воздействия. Тактические приемы, опирающиеся на психическое воздействие, должны отвечать требованию избирательности. Необходимо, чтобы они оказывали соответствующее воздействие только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были нейтральны в отношении незаинтересованных лиц
51.Психологическая характеристика интереса - как фундаментальной эмоции и его влияние на поведение человека.Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.10. Смущение.Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).Эмоция – одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоциимогутомрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии,сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.Интерес– позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.Заинтересованныйчеловек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта. Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.Печаль.Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).Гнев.Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.
52.Направленности личности (установки, потребности, интересы, идеалы).Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.Потребности Личность – это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, – во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное192 существо.История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения. <...>Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные – материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке – с другой.Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона – и притом зависимая – в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем самым и соответствующие потребности у субъекта. Порожденная потребностью в пище, одежде и жилье и т.п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке.Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущего изнутри организма. Общую особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию.Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Идеалы.Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него – общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служитобразцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал – для него самого. Идеал человека – это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в "век просвещения" в Древней Греции, отважн