Методические указания для студентов
Тетрадь для практических работ по ПСИХОЛОГИИ
Студента(ки) группы____________________________
ФИО__________
Содержание
1. Методические указания для студентов ……………………………….3 - 4
2. Разделы тетради для практических работ по психологии ……………5
3. Мой психологический портрет …………………………………………6
4. Тема «Методы психологического исследования» ……………………7 - 8
5. Тема «Психика. Сознание и самосознание» …………………………. 8 – 10
6. Тема «Деятельность как способ существования» ……………………10 – 11
7. Тема «Человек как индивид. Темперамент как характеристика
индивидных свойств человека» …………………………………………12 – 15
8. Тема «Человек как личность. Характер» ……………………………..15 – 21
9. Тема «Способности и задатки» ………………………………………. 21 – 23
10. Тема «Эмоции» ………………………………………………………. 26 – 27
11. Тема «Воля» ………………………………………………………….. 27 – 28
12. Тема «Внимание» ……………………………………………………. 29 – 31
13. Тема «Ощущение и восприятие» …………………………………… 31 – 32
14. Тема «Память» ………………………………………………………. 33 – 35
15. Тема «Мышление» …………………………………………………… 35 – 37
16. Тема «Воображение» ………………………………………………… 37 – 38
17. Оценочный лист ……………………………………………………….40
19. Заключение …………………………………………………………….41 – 42
20. Используемая и дополнительная литература ………………………..43
Методические указания для студентов
Практические работы по общей психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим разделам: введение в психологию, человек как индивид и личность, психические процессы.
Практические работы по психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение диагностических измерений и выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по общей психологии составлены на основе рабочей программы по психологии.
Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психолого-педагогической компетентности.
Результатом данной работы должно быть:
- более глубокое знание самого себя и других людей;
- умение пользоваться психологической информацией;
- овладение приёмами саморегуляции, межличностного взаимодействия;
- умение разрабатывать психологические рекомендации;
- отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.
Тетрадь для практических работ по общей психологии включает следующие разделы: «познай себя», практические задания, «будущему учителю», рефлексию.
Работа по каждому из разделов ставит определённые учебные задачи:
1. «Познай себя» - Мой психологический портрет
Учебная задача: познание самого себя с помощью диагностических методик и составление своего психологического портрета.
2. Практические задания
Учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.
3. Рефлексия
Учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.
Технология работы по тетради следующая:
1. В конце изучения темы по общей психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить диагностический(е) тест(ы), результат которого(ых) заносится в таблицу «Мой психологический портрет»и обсуждается на занятии.
2. Затем на занятии или дома, получив соответствующие инструкции, выполняете практические задачи или задания.
Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию психологических явлений; задания на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с человеком.
Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.
3. В заключение работы по данной теме (иногда в начале изучения темы) проводится рефлексия по заданным формулировкам или же в свободной форме.
«Кто воздвигнет тебя к небесам?
- Только сам
Кто низвергнет тебя с высоты?
- Только ты
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
- Лишь в тебе
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
- Лишь собой!»
Разделы тетради для практических работ по психологии:
I. ۞ «Познай себя» - Мой психологический портрет
II. ☼ Практические задания
III. ♥ Рефлексия
Золотая россыпь мудрости:
ü «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»
Н.Г. Чернышевский
ü «Только неглубокие люди знают себя до самых глубин»
О.Уайль
ü «Самое сложное для человеческого существа познать и изменить себя»
А.Адлер
ü «Человек должен знать своё «я» и знать, что ведёт его к величию или низости, к стыду или чести, к богатству или бедности»
Восточная мудрость
ü «Если тебе нужна рука помощи, ищи её на конце собственной руки»
Восточная мудрость
ü «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально»
Э.Фромм
ü «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
ü «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель»
Ш. Летурно
ü «Дари себя детям! Знай, к чему стремишься. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»
Ш.А. Амонашвили
۞ «Познай себя»