Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой
Актуальность и краткий исторический очерк исследования проблемы самосознания личности
Актуальность
А.Н. Леонтьев характеризовал проблему самосознания личности, проблему осознания «Я» как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» [Леонтьев, 1977, с. 228].
Содержание Я-концепции «является одним из наиболее важных результатов», социализации личности, ее обучения и воспитания [Бернс, 1986, с. 26]. Почему?
Особенности Я-концепции во многом определяют успешность человека в деятельности, межличностном общении, его психологическое благополучие, социальные достижения. Особенно важно позитивное самовосприятие для растущего, становящегося человека.
Примеры.
Многие психологические и психотерапевтические практики обращены к работе именно с Я личности, связаны коррекцией Я-концепции (!).
Проблема самосознания личности является актуальной в психологии личности, она значима для психологии в целом.
Вместе с тем следует отметить, что проблема самосознания является сложной для научно-психологического исследования. До настоящего времени в ней остается много нерешенных проблем. Но вместе с тем многое уже сделано.
Краткий исторический очерк исследования
проблемы самосознания в психологии
Проблеме самосознания посвящено немало исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Начало исследования самосознания личности связано с работами У. Джемса.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции [по: Бернс, 1986, с. 47].
В первые десятилетия XX века изучение Я-концепции «временно переместилось» из русла психологии в область социологии.
Главными исследователями на этом этапе исследований выступили представители символического интеракционизма Джордж Мид и Чарлз Кули.
Особенно серьезные «прорывы» в исследовании самосознания произошли во второй половине XX века – в 40-е – 60-е годы.
В этот период наряду с развитием психоаналитических и бихевиористских подходов возникает экзистенциально-гуманистическая психология. Предмет психологии в этих направлениях связывается, в частности, с внутренней сущностью личности.
Наиболее известными исследованиями самосознания в этот период являются:
1) представления об идентичности личности Эрика Эриксона и
2) феноменалистические представления о Я-концепции К. Роджерса.
В отечественной психологии проблеме самосознания посвящено немало исследований. Это работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и других исследователей. В работах данных исследователей вопрос о становлении самосознания рассматривается в общетеоретическом и методологическом аспектах в контексте общей проблемы развития личности.
В исследованиях А.А. Бодалева, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина рассматриваются более конкретные вопросы психологии самосознания, связанные с эмпирическими исследованиями развития Я-концепции в онтогенезе.
Я-концепция как совокупность установок «на себя»
Мы начнем рассмотрение данного вопроса с выполнения двух упражнений
Упражнение 1. «Кто Я?»
(авторы: М. Кун и Т. Макпартлэнд)
Ниже на странице Вы видите 20 пронумерованных пустых линий. Пожалуйста, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос: «Кто я?» Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто Вы отвечаете самому себе, а не кому-то Другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят Вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено (вам будет дано 12 мин.)
1. ___________________________
2. ___________________________
3. ___________________________
4. ___________________________
5. ___________________________
6. ___________________________
7. ___________________________
8. ___________________________
9. ___________________________
10. ___________________________
11. ___________________________
12. ___________________________
13. ___________________________
14. ___________________________
15. ___________________________
16. ___________________________
17. ___________________________
18. ___________________________
19. ___________________________
20. ___________________________
Упражнение 2. Шкала самовосприятия
(Р. Бернс)
Меня это радует | Мне это безразлично | Мне это неприятно | |
Я счастливый | |||
У меня ничего не ладится | |||
У меня все получается | |||
Я тугодум | |||
Я неуклюжий | |||
Я зануда | |||
Я неудачник | |||
Я добросовестный | |||
Я обманщик | |||
Я интроверт | |||
Я фантазер | |||
Я оптимист | |||
Я человек надежный | |||
Я раздражительный | |||
Я хороший друг | |||
Я подвержен настроению | |||
Я общительный | |||
Я религиозный | |||
Я умный |
Спасибо за вашу активную работу. Эти упражнения заставляют задуматься о том, что же такое Я-концепция. Они придают этому теоретическому конструкту достаточно конкретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.
Теперь давайте подумаем, что Вы, в сущности, делали, выполняя данные упражнения.
Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным набором характеристик, а во-вторых, пытались выразить свое эмоциональное отношениек собственным качествам.
Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые Р. Бернс, рассматривает как основополагающие аспекты Я-концепции:
Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.