Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Актуальность и краткий исторический очерк исследования проблемы самосознания личности

Актуальность

А.Н. Леонтьев характеризовал проблему самосознания личности, проблему осознания «Я» как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» [Леонтьев, 1977, с. 228].

Содержание Я-концепции «является одним из наиболее важных результатов», социализации личности, ее обучения и воспитания [Бернс, 1986, с. 26]. Почему?

Особенности Я-концепции во многом определяют успешность человека в деятельности, межличностном общении, его психологическое благополучие, социальные достижения. Особенно важно позитивное самовосприятие для растущего, становящегося человека.

Примеры.

Многие психологические и психотерапевтические практики обращены к работе именно с Я личности, связаны коррекцией Я-концепции (!).

Проблема самосознания личности является актуальной в психологии личности, она значима для психологии в целом.

Вместе с тем следует отметить, что проблема самосознания является сложной для научно-психологического исследования. До настоящего времени в ней остается много нерешенных проблем. Но вместе с тем многое уже сделано.

Краткий исторический очерк исследования

проблемы самосознания в психологии

Проблеме самосознания посвящено немало исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Начало исследования самосознания личности связано с работами У. Джемса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции [по: Бернс, 1986, с. 47].

В первые десятилетия XX века изучение Я-концепции «временно переместилось» из русла психологии в область социологии.

Главными исследователями на этом этапе исследований выступили представители символического интеракционизма Джордж Мид и Чарлз Кули.

Особенно серьезные «прорывы» в исследовании самосознания произошли во второй половине XX века – в 40-е – 60-е годы.

В этот период наряду с развитием психоаналитических и бихевиористских подходов возникает экзистенциально-гуманистическая психология. Предмет психологии в этих направлениях связывается, в частности, с внутренней сущностью личности.

Наиболее известными исследованиями самосознания в этот период являются:

1) представления об идентичности личности Эрика Эриксона и

2) феноменалистические представления о Я-концепции К. Роджерса.

В отечественной психологии проблеме самосознания посвящено немало исследований. Это работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и других исследователей. В работах данных исследователей вопрос о становлении самосознания рассматривается в общетеоретическом и методологическом аспектах в контексте общей проблемы развития личности.

В исследованиях А.А. Бодалева, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина рассматриваются более конкретные вопросы психологии самосознания, связанные с эмпирическими исследованиями развития Я-концепции в онтогенезе.

Я-концепция как совокупность установок «на себя»

Мы начнем рассмотрение данного вопроса с выполнения двух упражнений

Упражнение 1. «Кто Я?»

(авторы: М. Кун и Т. Макпартлэнд)

Ниже на странице Вы видите 20 пронумерованных пустых линий. Пожалуйста, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос: «Кто я?» Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто Вы отвечаете самому себе, а не кому-то Другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят Вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено (вам будет дано 12 мин.)

1. ___________________________

2. ___________________________

3. ___________________________

4. ___________________________

5. ___________________________

6. ___________________________

7. ___________________________

8. ___________________________

9. ___________________________

10. ___________________________

11. ___________________________

12. ___________________________

13. ___________________________

14. ___________________________

15. ___________________________

16. ___________________________

17. ___________________________

18. ___________________________

19. ___________________________

20. ___________________________

Упражнение 2. Шкала самовосприятия

(Р. Бернс)

  Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
У меня все получается      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общительный      
Я религиозный      
Я умный      

Спасибо за вашу активную работу. Эти упражнения заставляют задуматься о том, что же такое Я-концепция. Они придают этому теоретическому конструкту достаточно конкретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.

Теперь давайте подумаем, что Вы, в сущности, делали, выполняя данные упражнения.

Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным набором характеристик, а во-вторых, пытались выразить свое эмоциональное отношениек собственным качествам.

Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые Р. Бернс, рассматривает как основополагающие аспекты Я-концепции:

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Наши рекомендации