Тема 9.Внимание и память
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения всех специальностей и направлений
В виду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управления ими, воспитания воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; вопросы совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.
В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).
В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:
1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса.
2. Ознакомиться с произведениями психологов и философов, писавших по данной проблематике.
Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая приводится непосредственно к каждой теме.Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.
Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии и педагогике в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается большое количество психологической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно дополняется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.
Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде). Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце - список использованной литературы. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись.
Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение основных положений темы.
Тематика контрольных работ
Тема 1. Предмет и методы психологии
1 .Этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Отрасли психологии. Методы психологических исследований
З. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Понятие психики. Физиологические механизмы психической деятельности человека.
2. Факторы развития психики человека.
3. Механизмы психологической защиты.
Тема 3. Личность
1. Личность, индивидуальность.
2. Психологическая структура личности.
3. Самосознание личности. «Я - концепция».
Тема 4. Темперамент
1. Биологические основы темперамента.
2. Типы темперамента.
3. Современные характеристики типов темперамента.
Тема 5. Характер и способности
1. Понятие характера. Акцентуации характера.
2. Типологические модели характеров (А.Адлер, Э.Фромм, К.Юнг).
3. Способности как индивидуальная психологическая характеристика человека.
Тема 6. Сознание и воля
1. Сознание – высшая форма развития психики.
2. Структура сознания. Самосознание.
3. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.
Тема 7. Ощущения и восприятия
1. Понятие об ощущениях, их типология. Пороги ощущений.
2. Понятие о восприятиях и их классификация. Свойства восприятий.
3. Отличия восприятий от ощущений.
Тема 8. Эмоции и чувства
1. Общая характеристика эмоций и чувств.
2. Эмоциональные состояния ивысшие чувства.
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.
Тема 9.Внимание и память
1. Понятие внимания, его виды и функции.
2. Понятие памяти, ее структура и виды.
3. Приемы совершенствования памяти человека.