Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность

Лабораторная №6

Теоретическая часть.

1 Понятие о сенсорных системах. Какова их роль в восприятии окр.мира ?

Се́нсорная систе́ма — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

2 Как взаимосвязано строение глаза и уха с выполняемыми функциями ?

Орган слуха — ухо — имеет три отдела: внешнее, среднее и внутреннее. Звуковые колебания, прежде чем дойти до слуховых рецепторов, проходят че­рез систему звукопроводящих и звукоусиливающих структур.

Орган слуха частично расположен в толще височной кости черепа и состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего. Первые два служат для проведения звуков, третий содержит звукочувствительный аппарат и аппарат равновесия.

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом, барабанной перепонкой. Ушная раковина улавливает и направляет звуковые волны в слуховой проход, но у человека она почти утратила свое основное назначение. Наружный слуховой проход проводит звуки к барабанной перепонке.

Орган зрения.Строение и функции зрительного анализатора - системы, осуществляющей получение и обработку зрительной информации, и тем самым обеспечивающей зрение – очень сложны. Изначально в нем можно выделить периферическую (воспринимающую исходные данные), проводящую и анализирующую части. Получение информации осуществляется посредством рецепторного аппарата, включающего в себя глазное яблоко и вспомогательные системы, а далее она отправляется с помощью зрительных нервов в соответствующие центры мозга, где происходит ее обработка и формируются зрительные образы. Благодаря зрительному восприятию мы узнаем о размерах, форме, расцветке, взаимному расположению объектов окружающего мира, их движении или неподвижности.

3 Каков механизм защиты глаза и внутренних отделов уха ?


Механизм защиты глаза: искусственная водная среда, создается за счет водного (слезная железа) и жирового (гардеровская железа, железа мигательной перепонки, железы края век) секретов, которые постоянно увлажняют глаз и предохраняют его от высыхания на воздухе. Затем глаз снабжается веками, которые защищают его от соприкосновения с твердыми предметами (листья и ветви растений, песок, пылевые частицы воздуха).

механизм защиты внутренних отделов уха : количество волосковых сенсорных клеток в ухе человека может со временем уменьшаться. Также в участке уха был найден механизм, который больше известен, как улитка. Он предупреждает головной мозг об опасном звуке, а тот, в свою очередь, посылает сигнал о защите на внутреннее ухо. Данный механизм способствует тому, что человек стремится, как можно скорее покинуть пространство, где имеется раздражающий его шум. В состав внутреннего уха, помимо упомянутых составляющих входит также слуховой анализатор, который содержит механизм приема звука. В улитке имеется особая жидкость, которая превращает колебания в нервный импульс. В частности, вибрационный импульс перепонки активирует колебание частей среднего отдела, что и усиливает сигнал, передавая его в улитку. Это обеспечивает поступление сигнала по слуховому нерву в мозг. Ученые уверяют, что длительное воздействие чрезмерно громких звуков с интенсивностью от 75 дБ может привести к повреждению анализатора, а, следственно, к потере слуха.

4 Дайте практические рекомендации для предупреждения заболеваний органов зрения и слуха.

Рекомендации для предупреждения заболеваний органов зрения: следить за расстоянием глаз до книги или монитора, не читать в движущемся транспорте или лежа, следить за освещенностью помещения , оберегать глаза с помощью защитных очков при работе с опасными веществами и инструментами, не трите глаза грязными руками, делать гимнастику для глаз и отдыхать при длительной работе с документами или компьютером.

Рекомендации для предупреждения заболеваний органов слуха: следить за чистотой ушей , предупреждать инфекционные заболевания носоглотки, избегать громких и раздражительных звуков, не злоупотреблять длительным прослушиванием громкой музыки в наушниках.

Практическая часть

Задание 1.Определить наименьшее расстояние зрения

Мое наименьшее расстояние, при котором могу читать , составляет 8см. Соответственно, имеется отклонение от нормы зрительного восприятия (близорукость), профилактикой которого является упражнения для глаз и капли «Тауфон» для увлажнения .

Задание 2.Определить причины близорукости и дальнозоркости

Причины близорукости: избыточная зрительная нагрузка, переутомление глазных мышц, плохое освещение и питание, наследственность.

Причины дальнозоркости: объясняется небольшим размером глазного яблока по протяженности переднезадней оси. Нарушение аккомодации хрусталика, в этом случае он теряет способность нормально изменять кривизну. Подобная проблема вызывает заболевание немного другого типа – возрастную дальнозоркость либо пресбиопию. Чем старше становится человек, тем сильнее ухудшаются аккомодационные способности его глаз, и тем более выраженным становится размытие объектов, расположенных вблизи. Патологическая дальнозоркость может развиться из-за наследственной предрасположенности и по причине агрессивного влияния окружающей среды. Гиперметропия высокой степени может возникнуть при сочетании с некоторыми общими расстройствами, к примеру, с альбинизмом, синдромом Франческетти, врожденным амаврозом Лебера и аутосомно-доминантным пигментным ретинитом.

Крайне важно беречь зрение: работать лишь при хорошем освещении, чередовать время зрительного напряжения и подвижного отдыха, гимнастики для глаз. Само собой, нужно еще и правильно питаться, и отказаться от вредных привычек. Помещение должно хорошо проветриваться, температура помещения 21-25С,влажность воздуха 40-60, скорость ветра в помещении 0.1 м/с

Задание 3.Изменение размеров зрачка в зависимости от освещения

Изменяется величина зрачка рефлекторно, в зависимости от освещения: чем больше света, тем зрачок уже, и, наоборот, чем меньше, тем он шире. Регулируя количество света, поступающего в глаз, зрачок обеспечивает условия идеального освещения сетчатой оболочки.


Задание 4.Определить гигиенические требования к освещению рабочего места

Время адаптации
При выключенном общем освещении При включенном общем освещении
3 секунды 1 секунда
   

При работе в помещении, при выключенном общем освещении, зрачок сильно расширяется и требуется больше нагрузки на глаза для фокусировки. При этом, расстоянии между книгой и глазом уменьшается.

При работе в помещении, при включенном общем освещении, размер зрачка находится в обычном, нагрузка на глаза для фокусировки минимальна. Расстояние до книги , при стандартном зрении, 25-35 см

Освещение рабочего места обязательно должно создавать наиболее комфортные условия для деятельности.

Задание 5.Признаки и причины нарушения зрения и способы их исправления

Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru

Орган слуха

Задание 1. Какие функциональные нарушения могут привести к потере слуха?

Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru

Задание 2. Объяснить правила гигиены слуха

Ежедневные процедуры, направленные на поддержание чистоты ушей, есть ни что иное, как профилактика проникновения в них различных инфекций. К дополнительным мерам профилактики относится защита органов слуха от неблагоприятных воздействий извне: переохлаждения, производственного шума, других громких звуков, попадания токсичных веществ и т. п.

Задание 3.роль органов зрения и слуха в жизни человека

Благодаря глазам мы получаем 85% информации об окружающем мире и по подсчетам Сечинова И.М, благодаря глазам, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения. Полная адаптация глаза к темноте занимает 60-80 минут.

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. Слух способствует эстетическому воспитанию человека, является каналом общения, передаче и накоплении знаний.

определение терминов:

Наружное ухо (auris externa) — это часть слухового органа, входящая в состав слухового анализатора и состоящая из наружного слухового прохода и ушной раковины.

Среднее ухо – это система воздухоносных полостей, которая состоит из трёх частей: слуховая труба, барабанная полость и воздухоносные клетки сосцевидного отростка.

Внутреннее ухо — один из трёх отделов органа слуха и равновесия. Является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом.

Вестибуля́рный аппара́т (лат. vestibulum — преддверие), орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха.

Невроз — нервно-психическое расстройство, которое проявляется различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами.Невроз затрудняет приспособление к условиям жизненной среды и искажает восприятие событий.

Дальнозо́ркость (гиперметропи́я) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой.

Близору́кость (также — миопи́я) (от др.-греч. μύω — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Катаракта - это заболевание, сопровождающееся помутнением хрусталика глаза. Соответственно это отражается на качестве вашего зрения.

Световоспринимающие клетки называются зрительными рецепторами. В них под действием раздражения, вызываемого лучами света, возникает возбуждение, которое проводится по отросткам нейронов, собирающимся в зрительный нерв. Когда сжимаешь глаз происходит сильное возбуждение, которое бьет в головной мозг.

Хруста́лик (лат. lens) — прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка; является биологической линзой, хрусталик составляет важную часть светопреломляющего аппарата глаза.

Стекловидное тело (лат. Сorpus vitreum) — гелеподобное студнеобразное прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой в глазу. Оно занимает около 2/3 объёма глазного яблока.

Рогови́ца, роговая оболочка (лат. cornea) — передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока, одна из светопреломляющих сред глаза. Роговица у человека занимает примерно 1/16 площади наружной оболочки глаза.

Зрачо́к (устар. зени́ца, лат. pupil) — отверстие в радужной оболочке глаза позвоночных (обычно круглое или щелевидное), через которое в глаз проникают световые лучи.

Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность

Теоретическая часть.

Внимание является одной из важнейших психофизиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процессов воспитания и обучения. Внимание – сложный системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается. Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной.

Виды внимания:

Природное вниманиедано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное вниманиескладывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное вниманиене управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное вниманиене связано с участием воли, а произвольноеобязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

чувственноеи интеллектуальноевнимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru


Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости реакции на внеш. стимулы, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей

Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник - врабатывание, среда-четверг - устойчивая работоспособность, пятница-суббота - период снижения результатов.

Возрастные особенности памяти: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания; развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления; более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая; склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Возрастные особенности внимания: слабость произвольного внимания; значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание.

Возрастные особенности эмоций: неустойчивость эмоций, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональный спад, патологические эмоциональные состояния (эйфория, дисфория, апатия).

Практическая часть

Задание 1. Выявить объем кратковременной памяти

В ходе выполнения задания, показатели следующие: 7-12 баллов,объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.

Задание 2. Определить объем образной памяти

Число запомнившихся объектов 5. Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.

Задание 3. Определить устойчивость внимания

Оценка характера устойчивости внимания . Частота исчезновения изображения в течение 60 сек не более 11 раз, следовательно очень устойчивое внимание

Задание 4. Определить динамику устойчивости внимания и работоспособности

Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru

ошибки
Время
Лабораторное занятие №7. Тема: Память, внимание, работоспособность - student2.ru

Задание 5. Выявить взаимосвязи между вниманием и работоспособностью

Время выполнения 23сек, Характеристика работоспособности хорошая.

Фаза снижения работоспособности в результате развиваю­щегося утомления (или фаза субкомпенсации).Рефлексы замед­ляются, снижается внимание, растет количество лишних движе­ний и число ошибок, ухудшаются технико-экономические пока­затели. Рабочий динамический стереотип нарушается.

Вопросы для самоконтроля

1 При организации учебной деятельности необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. Учитель должен всегда помнить, что в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, и поэтому ему необходимо обращаться к различным анализаторам (двигательному, зрительному, слуховому). И, наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это дает ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

2 несколько простейших способов, с помощью которых можно стимулировать развитие своей памяти и внимания:

Передвигаясь по улице, старайтесь запоминать номера проезжающих мимо автомобилей.

Возьмите листик и запишите имена и фамилии персонажей любимого сериала, а также – актеров, которые их играют.Проверьте, сколько ошибок вы сделали.

Готовя новые блюда, пытайтесь запомнить рецепт, чтобы в следующий раз стряпать по памяти, а – не заглядывая в книгу рецептов.

Учите наизусть стихи, тексты песен, иностранные слова.

Ходите постоянно новыми пешими маршрутами и рассматривайте здания, которые видите.

3Основные функции внимания: отбор значимых для деятельности объектов, игнорирование конкурирующих воздействий; удержание объектов в поле внимания; регуляция, контроль протекающей деятельности.

Введение в поле внимания значимых объектов осуществляется с помощью словесных указаний, жестов, интонаций.

Для управления вниманием учащихся крайне важно :

1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся

Наши рекомендации