Уэуэтлатолли на соблюдение сексуального целомудрия. Для мальчиков
Ты мой сын, мой юноша, услышь эти слова, помести в свое сердце то, что оставили нам, уходя, отцы, старые мужчины, старые женщины, почтенные, любимые наши, мудрые. Вот то, что дали они нам, слова, которые сказали, уходя. Они сказали, что чистая жизнь подобна драгоценной бирюзе, круглому, как тростник, дра гоценному зеленому камню. Нет на нем ни пятен, ни крапинок. Те, кто совершенен сердцем, те, кто чист по жизни, подобны они драгоценным зеленым камням, драгоценной бирюзе, которая бле стит, сияет перед богом — правителем жизни, ибо бог-правитель сказал: «Одна женщина для одного мужчины. Вы не должны раз рушать себя, пожирать, заглатывать плотскую жизнь, как если бы вы были собакой». Для девочек
Моя девочка, мое драгоценное ожерелье, мой человек, рожденный мною. Ты моя кровь, мой цвет, мой образ...
Слушай. Больше всего я хочу, чтобы ты поняла, что ты благородная. Помни, что ты драгоценность, хотя ивсе еще маленькая женщина. Ты - драгоценный камень, ты - бирюза.
Третья волна полового воспитания поднялась в конце 80-х годов. Некоторые консервативно настроенные религиозные и политические организации придерживались мнения, что сексуальные темы стали чрезмерно открытыми, и предложили разработать программы, основанные на пропаганде сексуального воздержания до брака. Таким образом, преподаватель мог избежать открытого разговора о безопасной сексуальной активности. Считалось, что подобные дискуссии нередко служат оправданием сексуального поведения. Половое воспитание проходило под девизом: «Просто откажись от этого». Но не было получено никаких достоверных свидетельств того, что студенты стали воздерживаться от полово-
го акта или заниматься сексом хоть сколько-нибудь реже.
Четвертая волна полового воспитания возникла как реакция на кризис, связанный с ВИЧ/СПИДом. Эти программы настойчиво стремились повысить бдительность молодых людей, проинформировать их о риске, которому они себя подвергают, занимаясь сексом без предохранения и вступая в случайные половые связи. Подобно прежним программам сексуального воспитания, эти программы основывались на предположении, что знания о последствиях сексуального поведения непосредственным образом вызывают изменения в поведении. В 90-е гг. эксперты Центра контроля и профилактики венерических заболеваний пришли к выводу о необходимости тщательного исследования на предмет того, какой подход к сексуальному воспитанию действительно способствовал изменениям в поведении молодых людей. Был также сделан вывод о необходимости долговременного обучения молодежи социальным нормам, поскольку «экспресс-метод» себя не оправдал.
Существенным представляется вопрос о том, на кого в первую очередь ложится ответственность за половое просвещение ребенка или подростка - на его родителей или же на учебное заведение, в котором он проходит обучение. По данным Global Sex Surver Re-sultaten, 2004 почти половина опрошенных респондентов (47%) считает, что это дело родителей и опекунов, и лишь 27% считают, что это обязанность школ. После этого были упомянуты мировая пресса, книги или вебсайты, профессионалы в здравоохранении и правительстве (все 6%). Родители и опекуны наиболее задействованы в Южной Африке (77%), Швейцарии (75%), Австрии и Голландии (по 74%). В Норвегии и Швеции (по 60%), Дании (50%) и Франции (46%) школы играют важную роль в сексуальном просвещении.
Существует точка зрения, что половое воспитание должно проводиться в семье. Однако многие родители не справляются с этой задачей в силу целого ряда причин. Некоторые родители стесняются обсуждать сексуальные темы или делают это негативными способами. Многие представители старшего поколения воспитаны таким образом, что считают все связанное с сексом недостойным, грязным и испытывают сильный дискомфорт при упоминании этой сферы. Некоторые испытывают перед сексом иррациональный страх, сформировавшийся за годы подавления и негативного обучения. Часть родителей опасается, что наличие знаний приведет к сексуальным экспериментам. Они ничего не рассказывают детям, потому что хотят сохранить их невинность. Нет объективных данных, указывающих на то, что сексуальные знания сами
по себе способствуют сексуальному экспериментированию. Зато существует масса доказательств того, что невежество приводит к беде. Другие родители говорят слишком мало и делают это слишком поздно. Их шокирует, что объяснять основные физиологические факты, касающиеся вопросов репродукции, надо еще до наступления пубертатного периода.
Очевидно, что родители являются важным источником передачи моральных ценностей и установок. Однако, ситуация в этом отношении складывается не лучшим образом из-за непонимания в отношениях между подростками и их родителями. В ходе опроса, проведенного в 2000 г. среди 509 родителей 13-19-летних подростков и 306 их сыновей и дочерей, выяснилось, что 21 % опрошенных подростков, считают, что родители не понимают их, а почти три четверти заявили, что родители проводят с ними слишком мало времени (По данным газеты «Ньюсуик», 29.04.2000 г.).
Важную роль в части полового воспитания и просвещения могли бы сыграть общественные организации, такие как церкви или молодежные и подростковые сообщества, поскольку просвещение молодежи по вопросам пола и семейной жизни является обязанностью общества. Тем не менее, ни одна из этих организаций не охватывает такого количества молодежи, в особенности имеющей низкий экономический статус, как школа. Школа как профессиональная образовательная организация имеет все возможности, чтобы справиться с задачей полового просвещения молодежи. Конечно, на практике дела с реализацией программ по половому воспитанию обстоят не лучшим образом. Общенациональное обследование старших классов средних школ показало, что только в одной трети из них учащимся предлагали отдельные курсы полового просвещения. Исследование выявило разрыв между тем, что учителя считают необходимым преподавать учащимся различных классов, и тем, что преподается в действительности. Практически все учителя считают, что половое просвещение должно охватывать темы принятия сексуальных решений, воздержания, методы предохранения от беременности, ВИЧ/СПИДа и других болезней, передающихся половым путем. Примерно в половине школ учащимся предоставлялась информация об источниках контроля над рождаемостью. Главная проблема, с которой сталкивались учителя при проведении таких занятий, состояли в негативном давлении со стороны родителей, общественности или администрации школ.
Одна из немногих признанных безоговорочно эффективными программ полового воспитания в средней школе была реализована в Балтиморе. В соответствии с этой программой обычные уроки и
индивидуальные занятия для учащихся начальной и средней школы объединили с курсом полового воспитания и основам медицинской помощи, проводимым в клинике, расположенной рядом со зданием школы. Подобный эксперимент позволил за два года снизить частоту незапланированной беременности у подростков на 30%. Еще одна оригинальная программа для восьмых классов была внедрена в школах Атланты. Она ставит целью научить подростков противостоять влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность. С помощью практических занятий под руководством психологов они приобретают навык давать отпор сексуальным домогательствам, щадя при этом чувства партнера. Участники программы, не имевшие опыта половых контактов до восьмого класса, продолжали воздерживаться от сексуальной активности до девятого класса, в отличие от школьников, не вовлеченных в эти занятия.
Идея воздержания может быть успешной среди подростков младшего возраста, которые не имели сексуального опыта. Учитывая нравы современного общества, применять только такой подход для подростков более старшего возраста представляется нецелесообразным. Кроме того, он несет в себе элемент подавления — попытку с помощью запугивания принудить подростков к воздержанию, что часто вызывает обратную реакцию. И в связи с тем, что нет оснований надеяться на то, что большинство сексуально активных подростков вдруг прекратят половые контакты, необходимо дать им, по крайней мере, положительные модели полового поведения, заостряя внимание на применении противозачаточных средств. Более эффективным может оказаться компромиссный подход, подчеркивающий важность воздержания, но оставляющий подростку альтернативные варианты поведения. Для его реализации на практике необходимо поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений, предоставлять им наглядную информацию, иллюстрирующую отрицательные последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем, способствовать укреплению взаимоотношений между подростками и их родителями, предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем нуждающимся. Важно, чтобы сведения, которые получают подростки, имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства, почему необходимо согласовать их применение с партнером, зачем нужно их регулярно использовать.
На сегодняшний день воздержание является ключевой идеей
большинства программ по половому воспитанию в США. По данным последних исследований эта идея пропагандируется 86% школ, имеющих в своих учебных программах занятия по половому воспитанию. 94% программ просто рекомендуют подросткам воздерживаться от начала половой жизни до брака и до того, как они будут эмоционально готовы к ней. В течение трех лет развитие таких программ получает финансовую поддержку федеральных властей. В России и Украине общественные и церковные организации успешно конкурируют с Министерством Образования, а половая культура подростков и молодежи оставляет желать лучшего.
По данным Европейского Бюро ВОЗ показатель подростковой беременности (число абортов + число рождений) на 1000 девушек возраста 15-19 лет в отдельных странах Европы: до 20 - Нидер ланды, Италия, Испания, Словения; от 21 до 40 - Чехия, Словакия, Югославия, Албания, Узбекистан, Франция, Финляндия, Германия, Швеция; от 41 до 60 - Англия, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыр гызстан; свыше 60 - Болгария, Румыния, Эстония, Беларусь, Молдова, Россия.
Во всех странах прослеживается тенденция к проявлению сексу альной активности у подростков в более раннем возрасте, но соответствующие услуги в области охраны сексуального здоровья для них в большинстве своем недоступны.
В 1999 году в Луганской области юным девам до 14 лет было сделано более 20 абортов, а шестеро девочек стали мамами. Медики считают этот показатель довольно высоким. Согласно итогам проведенного в Украине анкетирования молодых людей от 14 до 19 лет, 42% подростков живет половой жизнью. По итогам того же опроса, лишь 57% юношей и 41% девушек пользуются презервати вами. А каждый 10-й подросток имеет опыт сексуального насилия (Яна Осадчая, Новости региона, интернет-издание).
Контрацептивная пропаганда, ведущаяся в Украине последние 5 лет в рамках национальной программы «Планирование семьи», не выдержала испытания — увеличились показатели подростковой беременности, аборты стали прерогативой теневого медицинского предпринимательства, так как официальная статистика потребовала снижения их числа. Невзирая на это, новая программа «Репродуктивное здоровье», которую должны были утвердить в 2004/2005 на правительственном уровне на предстоящие 5 лет, предлагает ту же концепцию — контрацепция и половое просвещение.
В Украине в настоящее время действуют программы, альтернативные государственной, например программа «Фарватер»-Написанная американской монахиней Анной Клаус программа
полового воспитания, в отличие от программ полового образования, уже дала положительные результаты в Польше и США (там они соответственно называются «Пион» и «Тинстар»), где резко снизилась сексуальная активность подростков.
«Это не призыв к девственности, не запугивание, а психологическая помощь школьникам, которым нужно разобраться, что с ними происходит, — говорит Людмила Будлянская, куратор программы в Украине. — Естественно, подростков интересует их тело: вокруг только и говорят, что о сексе и контрацепции. И как поступать 14-летнему мальчику, которому подарили презерватив на дискотеке? Даже если он не озабочен «этими» проблемами, контрацептив в кармане, выданный взрослыми, просто провоцирует».
Работой «Фарватера» в школах занимается организация «Натуральное планирование семьи», которая учит, как жить без абортов и контрацепции, и приглашает к дискуссии нынешнюю государственную программу, основой которой незыблемо остается контрацепция и секс-ликбез.
Люди, внедряющие «Фарватер» в украинскую школу, называют себя «девиантами» (девиация — отклонение от нормы). А если норма перестала быть человечной, ее надо менять. Ведь если наши девочки с 12—13 лет слышат о предохранении беременности, как о предохранении от ВИЧ/СПИДа; если современную женщину уже почти убедили, что беременность — это болезнь; если на первом же занятии вышеописанного секс-ликбеза сообщается, что не все люди, ведущие половую жизнь, хотят иметь детей, то бесполезно потом сокрушаться о старении нации и падении рождаемости.
Могут ли государственные программы конкурировать с альтернативными? Судите. Приводим содержание представленной для обсуждения программы Н. Федосеевой по половому воспитанию в общеобразовательных школах.
В программу следует включить, по крайней мере, следующие вопросы и проблемы:
Понятие сексуально-репродуктивной сферы. Биологическое различие социально-репродуктивных функций полов и его закрепление в культуре — отчуждение мужчин от последствий сексуальной жизни ■ беременности, родов, уходом за детьми. Связь разрушения института отцовства и аномалиями мужского поведения: алкоголизмом, преступностью, наркоманией и т.д.
Сексуальное поведение. Стереотипы «мужественности» и «женственности», их жесткое разделение в патриархатно-авторитарной культуре и закрепление за людьми на основе биологических призна-
ков. Дихотомичный характер социализации мальчиков и девочек и его последствия: мужская агрессивность, индивидуализм и авторитаризм; женская неуверенность в себе, отсутствие ощущения самоценности, неспособность отстаивать свои права и противосто ять насилию. Двойной контроль женского сексуального поведения: культурное нормирование и ведущая роль мужчины. Проблема свободы выбора сексуального поведения в патриархатно-аеторитарном обществе. Планирование начала сексуальной жизни:
а) Культурные, психологические и физиологические условия, необхо
димые и достаточные для начала сексуальной жизни. Возможные
последствия ранней половой жизни и их предупреждение. Должна ли
физическая близость наступать сразу вслед за духовной?
б) Маскулинная модель сближения (стремительность) и феминная
(постепенность). Что такое любовь • стремление к близости «лю
бой ценой» или забота друг о друге, уважение планов и интересов
другого, вплоть до ее/его несогласия на ранний секс? Проблема рав
ного права партнеров на выбор модели сближения (когда? как?) и
сексуального поведения вообще. Обсуждение конфликта позиций и
совместное планирование начала сексуальных отношений.
в) Проблема и обсуждение скрытых интерпретаций. Означает ли
согласие девушки пойти вместе на дискотеку, в ресторан, прийти в
гости, когда нет родителей, переночевать, что она согласна на по
ловой акт?
г) Побочные факторы, способствующие началу половой жизни:
влияние алкоголя, наркотиков, порнографии; стремление к самоут
верждению; любопытство и т.д.
Определение сексуального насилия, его виды:
а) Методы принуждения к сексуальным отношениям: физические,
экономические, психологические. Развратные действия со стороны
взрослых, в том числе, родственников. Сексуальные домогательства
со стороны сверстников. Принуждение к сексу и изнасилование на
свидании.
б) Личность и поведение потенциального насильника. Опасные си
туации, признаки, говорящие о возможности домогательств и изна
силования. Как избежать, остановить сексуальное насилие, ока
зать физическое и психологическое сопротивление.
в) Что делать, если оно произошло: меры защиты от физиологиче
ских и психологических последствий. Нужно ли обращаться вы ми
лицию: проблема вторичной психологической травмы и доведения до
самоубийства в ходе следствия.
г) Социокультурные причины сексуального насилия: стереотип
«мужественности», двойной стандарт в оценке сексуального пове
дения полов. Предупреждение насилия: развитие у мальчиков
чувств сопереживания, самоконтроля, заботы, ответственности
за сексуальное поведение.
Факторы полноценной сексуальной жизни: уважение друг друга, взаимопонимание, умение обсуждать сексуальные проблемы.
Осознанное родительство:
а) Физиологические, экономические, психологические, культурные
условия, необходимые для рождения и воспитания ребенка.
б) Что такое роды для ребенка, матери, отца. Родовые травмы и
их последствия. Как помочь ребенку максимально мягко появиться
на свет: роль матери и отца в традиционных и домашних родах.
в J Материнство и отцовство. Сближение ролей матери и отца и смягчение патриархатных стереотипов в западной культуре. Предоставление отпуска по уходу за ребенком любому из родителей в России. Проблемы культуры:
а) Сведение роли женщины в порнографии к объекту «сексуального
потребления» и извращение мужской сексуальности (склонность к
садизму, насилию).
б) Символическое сексуальное насилие: мат как извращенный спо
соб самоутверждения.
в) Культурные «механизмы» контроля женского сексуального по
ведения: предписывание ведущей роли мужчине, «презумпция ви
новности» женщины, установка на самоотречение. Контроль
женской сексуальности — компенсация мужской безответствен
ности. Двойной стандарт как фактор дисгармонизации сексуаль
ных отношений.
Культура партнерства, ее ценности и принципы:ненасилие, равное право выбора сексуального поведения и равная ответственность за него, взаимопонимание, доверие, сближение моделей поведения полов.
Изучение культуры сексуального поведения лучше начинать в подростковом возрасте, а такие темы, как «роды», «материнство и отцовство», предполагают уровень самосознания учащихся выпускного класса. Однако сформировать у ребенка ощущение своего тела как личного, неприкосновенного (без его разрешения) пространства и научить замечать в поведении других людей признаки опасности нужно уже в младших классах школы.
По мере того, как растут познания подростков в сексуальной сфере, независимо от того, хотят ли этого родители, педагоги, церковь, первостепенным становится вопрос, как помочь подростку использовать полученную информацию и усвоенные им общие принципы в ситуации, касающейся его лично. Этот аспект проблемы был и остается весьма актуальным. Он непременно должен находить свое отражение в программах по половому воспитанию при их создании и реализации.
********** Сексуальность как свойство личности формируется в непрерывном единстве с психическим развитием. С начала XX в. в научном
сознании укореняется положение о развитии сексуальности с момента рождения, которое впоследствии получило эмпирическое подтверждение. Первой основополагающей теорией психосексуального развития ребенка является психоаналитическая теория 3. Фрейда. Им описаны 5 фаз психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Взгляды Фрейда на детскую сексуальность развиты и реформированы в работах А. Фрейд, М. Кляйн. Д. Мани и др. сексологии и психиатры склонны считать, что процесс психосексуального развития начинается с момента зачатия. Онтогенезу предшествует пренатальний период развития сексуальности, в процессе которого происходит формирование пола на генетическом, гонадном и морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за сексуальное поведение. Основоположник транспервональной психологии С. Гроф считает, что сексуальность развивается с момента зачатия и различает 4 стадии (4 базовых перинатальных матрицы) в динамике бессознательного на пренатальном уровне, включая момент рождения.
Согласно современным медицинским, биологическим, психологическим и социальным представлениям психосексуальное развитие многомерно и формируется в три этапа. До 12-летнего возраста, т.е. до возраста полового созревания, психосексуальное развитие охватывает первые два возрастных периода. В возрасте до 7 лет (первый этап психосексуального развития) формируется половое самосознание — способность осознавать себя представителем определенного пола, осознание принадлежности к полу, половая идентификация — идентификация индивидом самого себя с представителем своего пола. В возрасте с 7 до 12 лет (второй этап психосексуального развития) формируется полоролевое поведение — специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивидууму мужского и женского пола, а также определенные паттерны поведения, характерные для фе-мининности и маскулинности. С 12 лет формируется сексуальная ориентация (третий этап психосексуального развития).
В процессе индивидуального развития человека выделяю шесть основных периодов развития сексуальности: парапубертат-ный период (от рождения до 7 лет) — формируется половое самосознание и начальный этап стереотипа полоролевого поведения (1-ый этап психосексуального развития); препубертатный период (7—12 лет), характеризующийся выбором и стереотипом полоролевого поведения (2-ой этап психосексуального развития); пубертатный период (12—16 лет) — самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созрева-
ние и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального влечения — либидо (первые 2 стадии 3-го этапа психосексуального развития); переходный период становления сексуальности (16—26 лет), характеризующийся началом половой жизни, мастурбацией, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания (последняя стадия 3-го этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального влечения); период зрелой сексуальности (26—55 лет), характеризующийся регулярной половой жизнью с постоянным партнером; инволюционный период (55—75 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, снижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий. Критическими периодами для развития сексуальности и возникновения половых расстройств психиатры и сексопатологи считают следующие возрастные периоды: 2—4 года, 7—8 лет, 12—15 лет, 16—24 года.
Важный компонент детской сексуальности заложен в чувственной близости ребенка и родителей. К концу первого года жизни ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании или раздевании. Первоначально интерес ребенка направлен на собственное тело; трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как с другими частями тела. Если он вдобавок получает от этого приятные ощущения, интерес к ним усиливается, игра превращается в мастурбацию, которая дает ребенку эмоциональное удовольствие.
Интерес ребенка к собственному телу связан с феноменом осознания различия полов, половой идентификацией и самоидентификацией — важным компонентом полового самосознания. Между двумя и пятью годами дети начинают настойчиво интересоваться не только анатомическими различиями между полами, но и задают бесчисленные вопросы о том, откуда берутся дети, усиленно подглядывают за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и т.д.
Шести- и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических отличиях людей разного пола. Для этого возраста характерно сексуальное экспериментирование. Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во влагалище или прямую кишку. Цель такого поведения — и приобретение знаний «Как я отличаюсь от других, похожих на меня людей?» или «Чем представители противоположного пола отличаются от меня?», и — испытать запрет-
ное и посмотреть, что из этого выйдет, кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легко доступное.
Многие родители не знают, что гетеросексуальные игры детей так же как гомосексуальные служат нормальным элементом их развития. Гомосексуальные игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления, что не мешает многим родителям беспокоиться, наблюдая их. Проявления детского сексуального экспериментирования имеет важные последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом возрасте.
В возрасте с 7 до 12 лет происходит выбор мужской или женской половой роли, которая соответствует психическим и физическим особенностям ребенка, его идеалам и представлениям о мужественности (маскулинности — то есть черт поведения, присущих мужскому полу) и женственности (фемининности — то есть черт поведения, присущих женскому полу). В играх и общении со сверстниками апробируется выбранная ребенком половая роль.
Возраст 9—12 лет - возраст полового созревания. Индикаторами интенсивности работы половых желез считается появление менструаций и поллюций, вторичных половых признаков. Половое созревание оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов.
С 12-ти лет начинается становление полового влечения (либидо), которое совпадает с этапом формирования сексуальной ориентации. Становление полового влечения проходит три стадии: формирование платонического, эротического и сексуального либидо. Для платонической стадии характерно эротическое фантазирование, высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма, самоотречения и жертвенности, убежденность в уникальности переживаемого.
По мере формирования эротического компонента либидо в тематике фантазий начинает отражаться потребность в ласке, в прикосновениях, в телесном контакте. Платоническое либидо считается завершенным только в том случае, если подросток стремится его как-то реализовать и привлечь внимание объекта влюбленности — пишет записки, объясняется в любви, старается проводить свободное время вместе с той, в кого влюблен.
При переходе либидо из платонической в эротическую стадию у подростка возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, фотографиям эротическо-
го содержания. При наличии яркого эротического фантазирования и интереса эротическая стадия формирования либидо считается наступившей только при реализации в паре. Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии. Распространенными формами сексуального поведения на этой стадии являются петтинг, мастурбация, суррогатные формы половой активности с аутоэротической направленностью. Опыт петтинга знаменует собой вступление в эротическую стадию психосексуального развития.
На эротической стадии реализация либидо чаще всего бывает без оргазма. Однако могут быть и формы эротической реализации, подкрепленные оргазмом. Если мастурбация и суррогатные формы половой активности, сопровождающиеся оргазмом, практикуются длительное время, то может быть задержка формирования либидо.
Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая — это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием. Сексуальная активность подростка (юноши) может быть диссоциирована — он может обожать свою избранницу, но при этом возможны эротические и сексуальные контакты с менее привлекательной, совсем не обожаемой, но доступной девушкой. Такая раздвоенность чувств, обусловленная, с одной стороны, противоречивостью культурных норм («чистая любовь» в противоположность «грязному сексу»), а с другой — трудностями психосексуального развития, характерна и для современных подростков и юношей. Бурное пубертатное развитие у девушек сопровождается более ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но без регулярной половой жизни или мастурбации сексуальное либидо возникает редко. Появление влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма у девушек наступает, как правило, после начала регулярной половой жизни.
С периодом становления сексуального либидо петтинг и мастурбация, если таковая имела место, постепенно вытесняются половой жизнью. Около половины подростков к 16 годам имеют опыт половых отношений. Для становления зрелой сексуальности актуальным является проблема сексуальной совместимости, которая во многом определяется половой конституцией.
Термином «ранняя половая жизнь» обозначают те сексуаль-
ные отношения, в которые вступает подросток при отсутствии достижения им физической и гражданской зрелости. В современной подростковой культуре не редок промискуитет.
В современных программах полового воспитания, как и в культурах инициаций многих этносов, ставка делается на сексуальное целомудрие. Существенным представляется вопрос о том, на кого в первую очередь ложится ответственность за половое просвещение ребенка или подростка — на его родителей или же на учебное заведение, в котором он проходит обучение, а также возраст, с которого необходимо проводить половое просвещение. Наиболее эффективными показали себя программы, проводимые общественными организациями.
В Украине в настоящее время действуют государственные и альтернативные программы полового образования, например программа «Фарватер». Работой «Фарватера» в школах занимается организация «Натуральное планирование семьи», которая учит, как жить без абортов и контрацепции, и приглашает к дискуссии нынешнюю государственную программу, основой которой незыблемо остается контрацепция и секс-ликбез. Целью программ полового воспитания является снижение количества подростковых беременностей, профилактика заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), пропаганда гуманистических ценностей в отношениях между мужчиной и женщиной.
Контрольные вопросы
1. Раскройте основные положения теорий психосексуального развития 3. Фрейда, С. Грофа, С. Фанти.
2. Проведите дифференциацию понятий психосексуального развития и полового созревания.
3. На основании каких научных данных группа исследователей считает, что психосексуальное развитие начинается в прена-талъный период?
4. В чем проявляются особенности детской сексуальности?
5. Какие этапы и периоды выделяют в психосексуальном развитии? Какова их возрастная соотнесенность?
6. Какие психологические и социальные факторы обуславливают полоролевую идентификацию и выбор половой роли?
7. Охарактеризуйте отклонения в психосексуальном развитии.
8. Каковы, особенности протекания эротической, платонической и сексуальной фаз становления либидо?
9. Какими переживаниями и формами сексуального поведения характеризуется подростковая сексуальность?
10. Каковы цели и задачи полового воспитания?
11. Кем, как и когда должно проводиться половое образование?
Темы дискурса
1. Проблемы детской, подростковой, юношеской сексуальности.
2. Формирование половой идентичности и половой роли и их нарушения у детей и подростков.
3. Психологически особенности проявлений сексуальности в зрелом возрасте и в инволюционный период.
4. Влияние травматических переживаний детства на сексуальность в зрелом возрасте.
5. Половое образование: состояние и перспективы.
6. Социально-психологические аспекты безопасного секса и незапланированная беременность.
7. Психоэмоциональные реакции на заражения заболеваниями,
передающимися половым путем (ЗППП): психологическая по
мощь и сопровождение.
Цитированная литература
1. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. - М.: Медицина, 1977.
2. Исаев Д.Н. Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: Медицина, 1988.
3. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989.
4. Кон И.С. Сексология. - М.: Академия, 2004.
5. Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. - М.: Мир, 1998.
6. Руководство по сексологии / Под. ред. С.С. Либиха. - СПб.:
Питер, 2001.
7. Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.
8. Фанти С. Микропсихоанализ. - М., 1995.
9. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М., 1989.
Рекомендованная литература
1. Екимов М.В. Формы мастурбации, психосексуальное развитие и сексуальные дисфункции // Сексология и сексопатология. -2003. - № 6.
2. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков II Вопросы психологии. - 1987. - № 2.
3. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
5. Сексуальное насилие у подростков / Под ред. ЮА. Гуркина. -СПб., 1997.
6. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997.
8. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. - М., 1996.