Задание №19 |
Способ построения теоретических объяснений, который указан неверно: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | атрибутивное объяснение - объяснение какого-либо психического явления через его роль, функцию в жизнедеятельности субъекта (анализ путем выделения психических функций и связей между психическими функциями) |
2) | - | составно-структурное объяснение - объяснение психических явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие - анализ путем выделения элементов, компонентов, состава) |
3) | - | генетические объяснения - выделение исходной «единицы», потенциально содержащей все основные свойства целого, которые определяют последующее развитие - усложнение психического явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития) |
Задание №20 |
Под редукционизмом в процессе исследования психических явлений понимается: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | сведение с целью объяснения сложных психических явлений к явлениям более простым |
2) | - | использование математических моделей с целью описания определенной группы психических явлений |
3) | - | верификация теоретических гипотез специально организованными экспериментальными исследованиями |
4) | - | использование измерительных средств и приборов для строгой регистрации явлений |
Задание №21 |
Определите, каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из таких гипотез и могут быть эмпирически верифицированы |
2) | - | ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной методологической и логической обоснованности |
3) | - | ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области |
4) | - | ошибочность теоретических гипотез устанавливается в том случае, когда они противоречат повседневному опыту и «здравому смыслу» |
Задание №22 |
Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм - типов организации научного исследования, принятых определенными группами авторитетных ученых за образец. Это положение обосновывается: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | в работе Т. Куна «Структура научных революций» |
2) | - | при анализе теоретического кризиса в научной психологии Л.С. Выготским |
3) | - | в исследовании способов верификации научно-теоретических знаний К. Поппера |
4) | - | в работе С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» |
Задание №23 |
Определение, в котором дается формулировка эмпирического закона: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | закон - объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится и регистрируется с помощью приборов |
2) | - | закон - предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить в эмпирических исследованиях |
3) | - | закон - это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований |
4) | - | закон - это установленные человечеством нормы организации социальных и межличностных отношений |
Задание №24 |
Определите, какие законы, устанавливаемые психологией, сформулированы неверно (ошибочно): |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики |
2) | - | законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром |
3) | - | законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций |
Задание №25 |
Суждение, которое характеризует особенности символа как семиотического объекта: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | знаково-символические средства, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым содержанием |
2) | - | знаково-символические средства, неотделимые материально, пространственно, во времени от того объекта или явления, которое они обозначают |
3) | - | знаково-символические средства, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно |
Задание №26 |
Значение - это: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака |
2) | - | индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д. |
3) | - | множество явлений, которые обозначаются и замещаются знаково-символическим средством и которые располагаются в объективном мире |
4) | - | материальная форма знака, доступная восприятию субъекта |
Задание №27 |
Характеристика, которая соответствует действию моделирования как одному из способов использования знаково-символических средств: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | знаково-символические средства становятся объектом специальных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании |
2) | - | в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание |
3) | - | используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей |
4) | - | при исследовании объекта выделяются различные свойства, которые фиксируются с помощью знаково-символических средств |
Задание №28 |
Высказывание, которое верно характеризует особенности речевых действий человека: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | речь в деятельности человека обеспечивает обмен сообщениями, организацию совместных действий, фиксирование результатов познавательной деятельности на основе использования языковых средств |
2) | - | речь человека - это сложный познавательный психический процесс, который выступает уникальной особенностью психики человека и благодаря которому развивается человеческое сознание |
3) | - | речь является системой знаков, из которых складывается человеческий язык |
4) | - | речь это сложная система условных рефлексов, которые организуют человеческие формы поведения |
Задание №29 |
Определение сознания человека, которое наиболее полно соответствует контексту психологической теории деятельности: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | сознание - это присущий только человеку высший уровень психической ориентировки, реализуемый на основе образа окружающего мира, который обеспечивает опосредствованную знаками произвольную и рефлексивную организацию действий |
2) | - | сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль), умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей |
3) | - | сознание - это совокупность совместных знаний об окружающем мире и о себе, которые используются людьми для организации совместной деятельности и общения |
4) | - | сознание - это присущий только человеку высший уровень психического отражения предметов и явлений окружающего мира |
Задание №30 |
Определение понятия «деятельность», которое соответствует деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | деятельность - это направление жизненной активности субъекта, подчиненное реализации определенного мотивационного отношения (мотива) |
2) | - | деятельность - это индивидуальная или совместная активность людей, направленная на достижение определенного конечного результата или получение определенного продукта |
3) | - | деятельность - это присущие только человеку формы активности - игровая, учебная, трудовая (производственная), которые обеспечивают сохранение и поддержание социальных отношений |
4) | - | деятельность - это система действий, обеспечивающих получение определенного конечного результата |
Задание №31 |
Определение, которое соответствует термину «мотив» в отечественной психологии: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | это «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий жизнедеятельность субъекта и служащий удовлетворению потребностей |
2) | - | это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях |
3) | - | это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде |
Задание №32 |
Определите, какое отношение между психическим образом и действиями субъекта в окружающем мире сформулировано неверно (формулировка носит ошибочный характер): |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | предметный образ исходно формируется в результате воздействий на органы чувств разнообразных внешних раздражителей и фиксируется в форме воспроизводимых в мозге представлений и понятий |
2) | - | ориентировочно-исследовательские операции в составе действий являются средством формирования образа |
3) | - | вторичный образ (представление) - это результат сокращенного выполнения определенных ориентировочно-исследовательских операции и действий в отсутствие объекта |
4) | - | в процессы решения различных задач и организацию действий психический образ включается в качестве ориентировочной основы |
Задание №33 |
В качестве основного источника развития высших психических функций человека в культурно-исторической теории Л.С. Выготского выступает (-ют): |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | источник развития человеческой психики, который находится во внешнем мире - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладевать каждому ребенку с момента рождения |
2) | - | психические функции, которые носят врожденный характер и передаются по наследству |
3) | - | высокоорганизованный головной мозг, а также высоко специализированные органы чувств |
Задание №34 |
Положение, которое не соответствует (противоречит) закономерностям формирования новых высших психических функций (ВПФ) человека в теории Л.С. Выготского: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | ВПФ формируются через осознание субъектом способов организации своих собственных действий и психических процессов по мере знакомства с языком |
2) | - | ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом на основе включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств |
3) | - | ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы - интериоризируются |
Задание №35 |
Направление преобразования человеческих действий, которое не соответствует психологическому механизму интериоризации: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | от подчинения действия сознательной цели к его последующему преобразованию в самостоятельную деятельность |
2) | - | от действий организованных с помощью внешней речи к действиям организованных с помощью внутренней речи |
3) | - | от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному |
4) | - | от внешних материальных форм действий к умственным, «идеальным» действиям над значениями |
Задание №36 |
Положение, которое следует считать неверной (ошибочной) интерпретацией часто цитируемого положения Л.С. Выготского - «обучение ведет за собой развитие»: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | чем более комфортно и эмоционально позитивно для ребенка организован процесс обучения, тем большее влияние он оказывает на личностное и интеллектуальное развитие детей |
2) | - | обучение и воспитание - это основные и необходимые детерминанты развития высших психических функций человека |
3) | - | при обучении ребенка взрослый должен ориентироваться не на то, что ребенок может выполнять самостоятельно («зона актуального развития»), а на то, что ребенок способен выполнить с помощью взрослого в совместных действиях, что составляет «зону ближайшего развития» |
4) | - | высшие психические функции человека исходно формируются во внешних, разделенных с другими людьми действиях и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы |
Задание №37 |
Укажите, на основе каких функциональных структур складывается индивидуальное сознание человека (по А.Н. Леонтьеву): |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | на основе отношений между «чувственной тканью», «объективными значениями» и «личностными смыслами» |
2) | - | на основе отношений между представлениями и понятиями, которые организованы и фиксированы с помощью знаково-символических средств |
3) | - | на основе языковых единиц, которые образуют сознание: фонемы, морфемы, лексемы, грамматические способы построения высказываний |
4) | - | на основе отношений между процессами, протекающими в подкорковых структурах и в коре головного мозга |
Задание №38 |
В теории сознания А.Н. Леонтьева «объективные значения» определяются как: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных действий и различной деятельности, которые не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтений и характеризуют предметы через их отношения к другим предметам |
2) | - | пристрастные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности, определяемые индивидуальными мотивами, которые выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний |
3) | - | фиксированная с помощью терминов (слов) информация, которая кодирует признаки определенного множества объектов или явлений |
Задание №39 |
В основе периодизации психического развития человека в теории Д.Б. Эльконина лежит: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | процесс закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые включается ребенок на разных этапах возрастного развития |
2) | - | различия в способах организации психической ориентировки, которые лежат в основе выполнения предметных действий и действий, обеспечивающих реализацию межличностных отношений |
3) | - | система социальных и предметно-практических задач, которые ставятся перед ребенком обществом и окружающими людьми и которые должен научиться разрешать ребенок на каждом этапе возрастного развития |
Задание №40 |
Положение, которое соответствует методологическому принципу детерминизма: |
Выберите один из 3 вариантов ответа: |
1) | + | все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным связям - законам |
2) | - | для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых причинно-следственных связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; в) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений |
3) | - | объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития: в филогенезе, в антропогенезе, в процессе исторического развития человечества, в онтогенезе |
Задание №41 |
Положение, которое неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | знания, полученные с помощью научных методов, обладают истинностью и не подвергаются сомнению |
2) | - | сфера человеческой деятельности направленна на: а) получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач |
3) | - | научные результаты фиксируется в знаково-символических средствах и максимально однозначно транслируется в поколениях людей |
4) | - | научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом |
Задание №42 |
Характеристика научных исследований, которая носит неверный (ошибочный) характер: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | корреляционные исследования - направлены на получение знаний о причинно-следственных связях между различными явлениями |
2) | - | фундаментальные исследования - направленны на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний |
3) | - | прикладные исследования - направлены на использование имеющихся знаний для решения практических задач |
4) | - | экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть верность теоретических гипотез |
Задание №43 |
Определение, которое соответствует предмету исследования в научной деятельности: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) предмета или явления, которую предполагается исследовать |
2) | - | это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя |
3) | - | это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования |
4) | - | это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления |
Задание №44 |
Феноменологические знания в научной психологии получают и фиксируют: |
Выберите один из 4 вариантов ответа: |
1) | + | на основе методов интроспекции, самоанализа и самоотчета |
2) | - | путем выдвижения гипотез и их последующего опытного подтверждения |
3) | - | на основе тестов, которые обеспечивают наиболее точное фиксирование феноменов |
4) | - | на основе введения единиц измерения и их использования с целью регистрации свойств у изучаемых явлений |
Наши рекомендации