Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности очень разнообразны. Среди наиболее «диагностичных" можно перечислить такие как «Школа зверей» (Панченко С., 2000. в нашей модификации), «Я в школе» (Овчарова Р. В., 1996), «Моя учительница» (Битянова М. Р., 1999а), «Я на контрольной (на экзамене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники». Два первых рисунка предназначены для диагностики общей школьной тревожности. Остальные позволяют определить особенности отношения к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям. Цель методики. Проективные рисунки позволяют выявить школьную тревожность учащихся, либо общую, либо связанную с той или иной ситуацией. Так, рисунок «Моя учительница» позволяет определить уровень школьной тревожности в отношениях с учителем (для средней школы — с отдельным учителем или учителями в целом, что уточняется во время пострисуночного опроса). «Я на контрольной (экзамене)» — рисунок, в котором проявляются тревоги, связанные с экзаменационно-оценочными ситуациями. Рисунок «После родительского собрания» иллюстрирует взаимосвязь школьной тревожности ребенка с внутрисемейной ситуацией. В рисунке «Мои одноклассники» проецируется система отношений ребенка с классом.
Возрастные ограничения. Рисуночные методики применимы для испытуемых любого возраста. Ограничения могут быть связаны только с затруднениями в понимании инструкции. Так, опыт применения этих методик показывает, что первоклассники не всегда понимают инструкции к методикам «Школа зверей» и «После родительского собрания».
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. По завершении рисования необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношение учащегося к его отдельным элементам. В 1—2-м классах пострисуночный опрос проводится в индивидуальном режиме. Начиная с 3-го класса он может проводиться фронтально в письменной форме, при условии, что вопросы четко сформулированы. Важным условием является отсутствие учителя (учителей) в момент рисования и пострисуночного опроса, так как, согласно результатам многочисленных экспериментов, само присутствие педагога (или просто его портрета!) часто ограничивает учащимся свободу выбора высказывания или формы поведения.
Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, стирательные резинки.
Инструкция. Для каждого варианта диагностики существует отдельная инструкция.
Для рисунка «Школа зверей» автором, С. Панченко, предложена инструкция, включающая четко обозначенный этап визуализации образа, который ляжет в основу рисунка: «Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы оказались на большой солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, почувствуйте, как трава касается ваших ног. На полянке вы видите Школу зверей. Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются в ней ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете?.. Вы можете еще немножко побыть в Школе зверей и вернуться обратно, пока я считаю до десяти. Возьмите карандаш, бумагу и попробуйте нарисовать то, что вы увидели. Посмотрите внимательно на свой рисунок, найдите то животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним букву "я"».
Опыт работы с этой инструкцией показал ряд ограничений, которые она накладывает на психодиагностический процесс. Во-первых, некоторым детям не удается создать визуальный образ «школы зверей» или позже воплотить его в рисунке, что вызывает у них массу негативных эмоций и в некоторых случаях даже отказ от выполнения задания. Во-вторых, в тексте этой инструкции четко задаются отдельные параметры ее интерпретации: эмоциональный фон («солнечная полянка»), необходимые персонажи («учитель», «звери, которые учатся в школе», «я»), их занятия («учатся»), что снижает проективность результатов, по сути, задавая сюжет рисунка.
Нами была сформулирована и многократно апробирована инструкция, которая позволяет избежать жесткого структурирования сюжета рисунка: «Нарисуй(те), пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»
Инструкция к рисунку «Моя учительница»: «На этом листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, свою учительницу. Я знаю, что многие из вас скажут, что не умеют хорошо рисовать. Это не беда. В данном случае важно, чтобы вы нарисовали вашу учительницу такой, какой вы ее видите. Все мы очень разные» (по Битяновой М. Р., 1999а).
Инструкция к рисункам «Я в школе», «Я на контрольной (экзамене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники»: «Нарисуй(те), пожалуйста, рисунок на тему... (название рисунка)». Если учащийся высказывает сомнение в том, что ему удастся нарисовать хороший рисунок, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.
В пострисуночном опросе необходимо уточнить:
□ Чем заняты сейчас персонажи рисунка?
□ Какое у них настроение?
□ Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка? (если инструкция предполагает возможность его наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?
Обработка результатов. Анализ полученных результатов предполагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности учащегося и целесообразности включения его в «группу риска».
Интерпретация результатов. Для интерпретации рисунков используются следующие уровни анализа (Аллан Дж., 1998; Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 2000, Романова Е. С, Сытько Т. И., 1996):
1) формально-графический;
2) цветовой;
3) уровень общепринятых интерпретаций;
4) уровень интегрированности рисунка;
5) символический;
6) сюжетный.
Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфичной), представлены в табл. 10.
Таблица 10