Воображение и творчество. Воображение (фантазия)- это психический процесс, который заключается в создании новых
Воображение (фантазия)- это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).
Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступает мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображения недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Воображение следует отличать от галлюцинаций.
Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жизненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.
ФУНКЦИИ
Воображение выполняет преждепознавательную функцию.Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления и окружающий мир познается глубже.
Вторая функция - регулятивная.Она выражается:
1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее);
2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний;
3) в замещении деятельности;
4) в регуляции познавательных процессов.
Третья функция - аффективная.Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный̆ тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может «замещать» неудовлетворенные потребности.
Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.
ТЕОРИИ
Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических функций, особенно мышления; связь с творчеством и др.
Ассоциативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести воображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творческих образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. Не смогли объяснить воображение и последующие направления в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.
Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе воображения, которые были им осмыслены в результате изучения воображения в детском возрасте. Главная мысль Л.С. Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что:
1) между мышлением и воображением нет антагонистической противоположности. В творчестве воображение является совершенно необходимым моментом реалистического мышления;
2) мышление нетождественно воображению. Между ними существует противоположность. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности.
Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышления А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым.
Рис. 2.5.1. Виды воображения.
Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.
Воображение воссоздающее - вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Воображение творческое - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.
Воображение продуктивное - вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы.
Мечта - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее.
Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
Воображение конкретное - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.
Воображение абстрактное - создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др.
СВОЙСТВА
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности.
К приемам творческого воображения относят:
- Комбинирование (агглютинация),
- Акцентирование,
- Гиперболу,
- Типизацию,
- Литолу,
- Схематизацию.
Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возникающих образов.
Воображения: широта - определяется количеством образов, которые способен создать человек.
Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.
Воображение: комбинирование- простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ.
Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.
Воображение: акцентирование - подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.
Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).
Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).
Воображение: схематизация - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают.
Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психологии известны различные типологии: темпераментов, характеров и др.
РАЗВИТИЕ
Воображение формируется в детстве под воздействием развития мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспериментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мышления.
На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) - воображение развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, на рис. 2.5.2. - это линия НВ. Мышление же начинает развиваться позлее, и процесс идет медленно (линия РМ). В точке «В» обе линии почти совпадают. Критическая фаза ВМ. Это не значит, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как далеко отходит от рассудка. Воображение ребенка совпадает с воображением взрослого лишь в реальности элементов, из которых оно строится, и в эмоциональном компоненте. В критической фазе происходит глубокое преобразование воображения, превращение его из детского субъективного во взрослое объективное.
На 2-м этапе - с момента встречи двух линий воображения и мышления (в точке «О») дальнейшее развитие воображения идет практически по линии МО. Теперь воображение и мышление вместе. Так бывает не у всех. У некоторых воображение опускается по линии ВП (свертывание воображения), но не уходит совсем, а делается случайным.
Рис. 2.5.2. Развитие воображения по Рибо.
Сензитивный период развития воображения - дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых (Л.С. Выготский).
Для развития воображения, однако, необходимы определенные условия:
- наличие неопределенных ситуаций;
- развитие мышления (например, способность видеть целое раньше части; способность к переносу функций предметов на другие предметы и т.п.);
- определенные виды деятельности (игра, рисование, лепка и т.д.);
- противоречия в жизни и опыт выхода из них, бесстрашие здесь и теперь.
НАРУШЕНИЯ
К нарушениям воображения относятся так называемые галлюцинации воображения. К ним относятся феномен «оживления» неодушевленных предметов и др., которые возникают при различных заболеваниях.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди отличаются между собой:
- по яркости образов воображения. Сила воображения может быть разной. Так, А.Н. Толстой «разговаривал» с героями своего романа «Хождение по мукам» как с реальными людьми;
- по правдивости (реальности, критичности). Образы могут быть нереальными, фантастическими или образами реального мира;
- по широте. Широта воображения - это способность использовать образы разной природы (настоящего, прошедшего, будущего, технические, образы искусства и пр.);
- по произвольности. Произвольность воображения - это умение подчинить воображение задаче, организовать его;
- по устойчивости. Устойчивость воображения - это способность сохранять «полет» воображения (вдохновение);
- по типу преобладающих образов. Преобладающие образы воображения могут быть: зрительные, двигательные, тактильные и др.
Внимание
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Критериями внимания являются:
1) внешние реакции - моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
Селекция - отбор улучшенных видов, сортов и т.д.
ФУНКЦИИ
- целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;
- игнорирование других воздействий;
- регуляция и контроль действий с целью их улучшения;
- усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.
МЕХАНИЗМЫ
Внимание имеет рефлекторный характер (И.М. Сеченов). Согласно представлению А.А. Ухтомского, возбуждение распределяется неравномерно по коре больших полушарий и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Эти очаги (доминанты) уменьшают силу действия других очагов возбуждения и торможения, а также сами приобретают способность усиливаться под влиянием посторонних возбуждений. Эти взгляды подтверждены современными экспериментальными исследованиями. Обнаружена значительная роль ратикулярной формации в механизмах внимания. А контрольная функция внимания успешно обосновывается явлениями обратной афферентации (П.К. Анохин). «Обратные сигналы», лежащие в основе контроля и коррекции, побуждают человека к последующей деятельности.
Доминанта - преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Это понятие ввел А. Ухтомский.
Ратикулярная формация - скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга и представляющее собой как бы след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Благодаря ратикулярной формации человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде. Она же обеспечивает возникновение ориентировочного рефлекса.
Афферентация - передача нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.
ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ
Психофизиологическая теория Т. Рибо. Он утверждал, что внимание связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность как произвольного, так и непроизвольного внимания определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал внимание также и с физиологическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др. реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туловища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают состояние сознания.
Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе. Внимание - установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. Под влиянием установки субъект выделяет избирательно те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуждению.
Это «вероятностное прогнозирование» и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или механизм избирательной установки.
Концепция внимания П.Я. Гальперина. Основные положения концепции:
- внимание - один из моментов ориентировочной деятельности;
- внимание - это контрольная часть действия (помимо ориентировочной и исполнительной), которая не имеет особого отдельного результата. Внимание в отличие от контроля не оценивает действие, а улучшает его, сравнивая с образцом. В самостоятельный процесс оно превращается, когда действие становится умственным и сокращенным;
- внимание - результат формирования новых умственных действий.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВНИМАНИЯ
По степени активности: 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.
По происхождению: 1) природное, 2) социальное.
По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное.
По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).
Внимание непроизвольное - возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.
Внимание произвольное - вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значимость стимулов.
Внимание послепроизволъное - вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).
Внимание природное - врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Внимание социально обусловленное - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.
Внимание непосредственное - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.
Внимание опосредованное - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Внимание внешнее (чувственное) - по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Внимание внутреннее (интеллектуальное) - связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Слабая концентрация проявляется в многочисленных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособности замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.
Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Об устойчивости внимания можно судить по преимущественному появлению ошибок в начале деятельности или в конце или они распределены равномерно.
Колебания внимания - периодическое кратковременное непроизвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, прислушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внимания не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Кратковременные колебания внимания обычно не замечаются и не оказывают существенного влияния на характер и продуктивность деятельности.
Переключаемость внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность, либо в целях отдыха.
Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий (слушать, писать, думать, наблюдать и т.п.).
Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих видов современного труда. Возможность распределения внимания зависит от сложности совмещаемых деятельностей, их видов (например, моторной и умственной). Основным условием успешности распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельностей.
Объем внимания - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед.
Между концентрацией внимания и объемом существует обратная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наоборот.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ