Воображение как психический процесс, его виды и формы.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Виды:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение– его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Формы:

Фантазия— это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.

Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.

Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.

Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью — образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям, описанным ранее.

Способности и их виды.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

умственные и специальные;

учебные;

математические;

конструктивно-технические;

музыкальные;

литературные;

физические способности.

Внимание как психический процесс, его виды и свойства.

Внимание— избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Виды:

непроизвольное внимание (пассивное) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Произвольное внимание - это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.

Послепроизвольное- вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Свойства:

Концентрация— удержание внимания на каком-либо объекте.

Объём— это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.

Устойчивость - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Память, ее виды и процессы.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Процессы:

Запоминание– процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Виды:

Наглядно-образная(память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).

Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).

Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).

Эмоциональная память на переживания(имеет большое значение для формирования личности).

Учение о темпераменте.

Учение о темпераменте появилось еще в древности. ...

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ полагал, что в теле человека есть четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная.

Холерический холе «желчь»,

сангвинистический – сангвис «кровь»,

флегматический – флегма «слизь»,

меланхолический – меланое холе «черная желчь».

Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Наши рекомендации