Базисная типология конфликтов: зооконфликты (интропсихические, зоосоциальные), конфликты с участием человека (социальные, внутриличностные)
Базисная типология конфликтов предложена А.Я.Анцуповым, А.И. Шипиловым:
1. Зооконфликты.
2. Конфликты с участием человека:
А) Внуриличностные
Б) Социальные конфликты
- межличностные
- личность – группа
- между социальными группами (малыми, средними, большими)
- международные (отдельные государства, коалиции)
Внутриличностные (или личностные) конфликты.
Носитель внутриличностного конфликта – отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями "Оно" и "Сверх-Я" (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между действительностью и возможностью. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.
Наиболее развитая и последовательная система взглядов на психологические конфликты у отечественных исследователей представлена в работах В. С. Мерлина, который начал заниматься проблемой конфликтов еще в 40-е годы и посвятил психологическим конфликтам отдельную главу в своих "Проблемах экспирементальной психологии личности".
По мнению Мерлина В.С. зависимость поступка, которым разрешается конфликт, от направленности личности и объективной ситуации не может быть однозначной. Но от исхода конфликта, от конечного поступка, на который решается человек, зависит все дальнейшее развитие личности. Поэтому и развитие личности в конфликте не определяется однозначно предконфликтной направленностью личности. В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь создает свою личность своими поступками. Черты конфликтной личности можно найти в описаниях маниакальной акцентуации.
К. Леонгард выделяет десять основных, характерных типов:
1. Демонстративный тип. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, быть на виду. Сущность этого типа, по мнению К. Леонгарда, заключается в повышенной способности к вытеснению.
2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов. В конфликты вступает редко, но сильно реагирует на любые нарушения порядка. Поведение его вызывает конфликт с окружающими.
3. Застревание (застревающий тип) – основная черта этого типа – склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, характеризуется большим упорством в достижении своих целей. Люди, относящиеся к этой категории, отличаются непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.
4. Гипертимность (гипертимический тип) Основной особенностью этого типа личности является высокая активность, предприимчивость, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, одиночество.
5. Дистимность (дистимический тип) – характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, обостренным чувством справедливостью.
6. Тревожность (тревожно-боязливый тип) – основная черта-склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступает в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.
7. Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) – лица этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.
8. Эмотивность (эмотивный тип) – это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, исполнительностью.
9. Циклитимность – (циклотимический тип) –характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления.
10. Возбудимый тип – повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Таким образом, знания характеристик названных типов могут помочь психологу в работе с людьми.
Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя».
«Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита-нападение». Самое важное для него — преобразование среды и завершение всех действий. «Практик» менее чувствителен к мелким недовольствам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.
Для «собеседника» характерен лозунг « Лучше плохой мир, чем хорошая война». Главное для него — общение с людьми. Эти «собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства.
«Мыслителям» — свойственна позиция «Пускай думают, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. «Мыслитель» хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но более, уязвимы в близких, личных отношениях.
Подводя итоги, необходимо отметить, что люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Вместе с тем, рассмотренные нами теоретические положения позволяют сделать вывод: внутриличностный конфликт может быть провозвестником межличностного или конфликтов более высокого уровня, а с другой стороны — внутриличностный конфликт нередко является спутником конфликтной ситуации.
Межличностные конфликты.
Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.
Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Куртом Левином. К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях Левина относится случай, который он обозначает как "конфликт между собственными и вынуждающими силами", т. е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней, объективной вынуждающей силой. На основе проведенных экспериментальных исследований Левин считает наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения.
М. Дойч не использует термин "конфликт", но это вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений М. Дойча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых отношений.
Согласно М. Дойчу, выделяются следующие типы конфликтов:
* "подлинный" конфликт — существует объективно;
* "случайный" конфликт — не всегда осознается сторонами;
* "смешанный" конфликт — невидимый конфликт;
* "неверно приписанный" конфликт — неверно истолковывающийся проблемами;
* "латентный" — (скрытый) конфликт — которого нет и не осознается сторонами;
* "ложный" конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу восприятия и понимания.
Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными. (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Крогиус Н.В., Моисеев Д.П., Шипилов А.Н. и многие другие).
Исследуя межличностные конфликты, А.В. Филиппов отмечал, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, как уже говорилось, причины эти могут быть сугубо психологические — антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу.
Однако недостаточность общей культуры, воспитание и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро (а порою стремительно) приходит в межличностный. Отсутствие профессиональной и организационной культуры сказывается, и в неумении вести дискуссию, корректно спорить, убеждать, и в негативности, нежелании признать за другим сотрудником — особенно за подчиненным! — право на собственную точку зрения, на проблему, собственную позицию, и в восприятии чужого мнения, а тем более критики как личного выпада «подкопа » под авторитет и служебное положение. И наиболее часто низкая культура профессионального взаимодействия проявляется в нежелании или неспособности учесть интересы, стремления всех людей, участвующих в коллективной деятельности.
Возникновение межличностных конфликтов может быть спровоцировано объективными причинами. Так, созданию конфликтной ситуации может способствовать непродуманная организационная структура управления, например, наличие только одного объекта, предмета, в котором испытывают острую потребность разные люди (выделенная для распределения одна квартира, одна путевка). Здесь удовлетворить потребность всех заинтересованных лиц невозможно, необходимо изменение самой структуры острой ситуации.
Конфликт может начаться в связи каким-нибудь одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отношений между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную. Так, нередко протекают, например, семейные конфликты.
Для практической работы с конфликтами целесообразно не только выделять причины, но и классифицировать конфликты по различным основаниям.
Это возможно сделать, например:
а) по сферам существования — делятся на деловые, семейные, имущественные, бытовые и др.;
б) по своему эффекту и функциональным последствиям: конструктивные (функциональные) и деструктивные дисфунк-циональные).;
в) по критерию реальности.
Межгрупповые конфликты.
В психологических исследованиях представлены ограниченно. Это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Если организацию раздирают противоречия, то вступающие в борьбу группировки могут быть втянуты в борьбу насильно, при этом конфликты захватывают в свою орбиту значительное количество людей. Это неизбежно пагубно сказывается и на результатах трудовой деятельности, и на отношениях членов организаций, и на здоровье людей: острые столкновения нередко приводят к серьезным заболеваниям и даже к гибели участников конфликта.
Подобно тому, как были описаны личностные и межличностные, межгрупповые конфликты также могут быть рассмотрены с позиций трех подходов:
· мотивационного;
· ситуационного и
· когнитивного.
Мотивационные подходы.
С точки зрения мотивационного подхода, и ее отношение к другим группам рассматривается как отражения ее внутренних проблем. Например, аутгрупповая враждебность является следствием внутренних напряжений и проблем в самой группе, ее собственных противоречий и конфликтов. Подобное объяснение потому и называется мотивационным, что группа нуждается во внешнем конфликте с целью решения своих, собственных проблем.
Такое понимание межгрупповых отношений получило наиболее явное воплощение в работах Фрейда, утверждавшего, что аутгрупповая враждебность совершенно неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии и имеет универсальный характер, поскольку является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы.
В своей работе "Агрессия: социально-психологический анализ" и последующих работах Берковиц описывает разнообразные социально-психологические влияния на агрессивное поведение.
Свой социально-психологический анализ Берковиц также переводит на уровень широкого социального взаимодействия – конфликтов, связанных с этническими предрассудками, рассовых конфликтов и т.д.
Ситуационный подход.
И все же больший резонанс в изучении межгрупповых конфликтов в психологии приобрел ситуационный подход.
Ситуационный подход в исследовании межгрупповых конфликтов прочно связан с именем М. Шерифа. Он поставил своей целью доказать, что решающими факторами, определяющими кооперативный или конкурентный характер межгруппового взаимодействия, являются факторы ситуации непосредственного взаимодействия групп.
Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуации конкуренции в ситуации кооперации.
Когнитивные подходы.
Эксперименты С. Уэрчела и коллег уточнили результаты, полученные Шерифом: успешное сотрудничество групп действительно вызывает их взаимную симпатию, однако если совместные усилия двух прежде враждовавших групп закончились неудачей, это легко может привести к углублению конфликта между ними.
Авторы эксперимента, однако сделали вывод о том, что кооперативное взаимодействие как таковое не ведет к симпатии между членами групп, но скорее стимулирует их к пересмотру своих взглядов относительно друг друга.
В другом эксперименте тех же авторов имело место наглядное различие между членами взаимодействующих групп – одна группа была одета в белые халаты, а другая – в красные. В этом случае, когда границы групп были столь явно очерчены, успешная совместная деятельность приводила к меньшей взаимной симпатии, чем в предшествующих экспериментах, тогда как неудача вела к конфликту, даже если группы и небыли ранее в конкурентных отношениях. Таким образом, решающим условием оказались воспринимаемые границы между группами, а установки групп относительно друг друга зависели от выраженности этих границ. (Агеев В.С.).
Когнитивный подход к межгрупповому взаимодействию делает акцент на решающей роли когнитивных установок групп относительно друг друга.
Таким образом, по мнению когнитивистов, решающим фактором межгруппового взаимодействия являются не кооперативный или конкурентный характер ситуации их взаимодействия, но возникающие при этом социальные установки.
Межгосударственный конфликт
Сторонами этого конфликта выступают отдельные государства (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях – опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.
Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями.
Таковы основные типы конфликтов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся во взаимодействии и влияют друг на друга.
Конфликты в мире животных. Межвидовые конфликты (территориальное поведение, воспроизведение потомства, иерархические, «дружеские» отношения). Межвидовые зооконфликты. Интропсихические («приближение» - «приближение», «избегание» - «избегание», «приближение» - «избегание»).
Внутривидовые конфликты между животными
В структуру социального архетипа входят четыре типа отношений:
1) по поводу среды обитания и жизненных ресурсов. Центральным здесь является территориальное поведение животных;
2) связанные с воспроизводством потомства. Они бывают двух видов: отношения самцов и самок, а также родителей и детенышей;
3) иерархические и другие ролевые отношения с сородичами;
4) «дружеские» отношения с одним-двумя сородичами, как правило, одного пола. Они способствуют сохранению целостности сообщества животных. Такие «дружеские» группы животных называют альянсами (Ю. М. Плюснин, 1990).
Межвидовые зооконфликты
Борьба между животными разных видов не всегда протекает в форме конфликта. Если львы охотятся на зебр, то между хищниками и их жертвами нет конфликта, хотя есть противоречие и противодействие. Слишком неравны силы. Противодействие проявляется в том, что хищник догоняет, а выбранная им жертва убегает. Хотя и в этой, на первый взгляд, простой ситуации жертва, защищаясь, может покалечить хищника и даже убить его. Известны случаи, когда львы, получив в ходе преследования зебры удар копытом в челюсть, в последующем погибали, будучи не в состоянии нормально питаться.
Поэтому многие столкновения между хищниками и их добычей можно рассматривать как межвидовые конфликты животных. В них присутствует борьба не на жизнь, а на смерть. Исход ее часто неизвестен.
Интропсихические конфликты у животных Интропсихические конфликты представляют собой столкновение в психике животного тенденций к одновременному выполнению двух несовместимых типов поведения. Когда конфликт возникает в результате тенденций животного двигаться одновременно к двум разным объектам, расположенным на некотором расстоянии друг от друга, такую ситуацию можно назвать конфликтом типа «приближение—приближение». Когда животное находится между двумя объектами, каждого из которых оно стремится избежать, в его психике возникает конфликт типа «избегание—избегание». Если один и тот же объект или ситуация вызывают у животного стремление одновременно и приблизиться и избежать этого объекта (ситуации), то конфликт будет типа «приближение—избегание» (Р.Хайнд, 1975).
Если осел видит на одинаковом расстоянии от себя, но в разных сто ронах два стога сена, то у него возникает внутрипсихический конфликт, связанный с принятием решения, к какому стогу сена пойти. Это конфликт типа «приближение—приближение». У оленя, убегающего от идущего сплошной полосой лесного пожара и видящего впереди цепь волков, тоже возникает проблема: прорываться назад сквозь огонь или вперед через хищников. Это конфликт типа «избегание—избегание». Если измученная жаждой газель подходит к озерцу, на противоположном берегу которого в кустах она замечает силуэт леопарда, то у нее возникает борьба мотивов: попытаться все же напиться или сразу убежать. Это конфликт типа «приближение—избегание».