Внутриличностные конфликты

Периоды и этапы развития конфликта.

Общая модель динамики конфликта выглядит следующим образом:

Предконфликтный период -> Открытый период (собственно конфликт) -> Послеконфликтная ситуация
   
Возникновение объективной конфликтной ситуации   Инцидент   Частичная нормализация отношений
       
     
      Эскалация    
    Полная нормализация отношений
Осознание объективной проблемной ситуации  
       
  Сбалансированное противодействие    
       
         
Попытки решить проблему неконфликтными способами  
  Завершение конфликта  
     
     
Предконфликтная ситуация  

Внутриличностные конфликты

Наибольшую разработку проблема внутриличностного конфликта получила в XX в. в зарубежной психологии. Однако большинство теорий рассматривают внутриличностный конфликт на основе такого понимания личности, которое было разработано в школе психоанализа. Наиболее полные теории внутриличностного конфликта разработаны в рамках психоаналитической, гуманистической, когнитивной психологии, гештальт-терапии, лого-терапии В. Франкла, интеракционизма, психосинтеза.

Психоаналитическая концепциявнутриличностного конфликта сводится к его пониманию в биопсихическом ключе. Сутью внутриличностного конфликта, по Фрейду, является столкновение желаний, когда одна часть личности борется с другой по поводу возникших желаний. Примером такого столкновения может стать конфликт биологических влечений (продуцируемых Ид) и социальных требований (содержащихся в Суперэго), который приводит к неврозам и конфликтному поведению. К. Г. Юнг понимает внутриличностный конфликт как регресс, смещение психики на более низкий — бессознательный уровень развития, т. е. сознание не связано с возникновением внутриличностного конфликта.

Гуманистическая психологияпредставлена работами К. Роджерса и А. Маслоу.

К. Роджерс рассматривал феномен внутреннего конфликта личности как противоречие между осознаваемой и неосознаваемой самооценкой. Осознаваемая самооценка является ложной, и ее человек приобретает в результате жизни. А. Маслоу рассматривал внутренний конфликт через понятие самоактуализации: внутриличностный конфликт возникает тогда, когда человек не реализовал свою врожденную потребность в самоактуализации.

К. Левин — представитель гештальт-направления в психотерапии— понимал внутренний конфликт личности как такую ситуацию, в которой человек подвергается одновременному действию равных по интенсивности противоположно направленных сил. В подобной ситуации перед человеком всегда стоит проблема выбора между двумя тенденциями, причем обе могут быть положительными или отрицательными.

В. Франкл — основатель логотерапии— понимал конфликт как эмоциональное состояние переживания человеком потери смысла жизни.

Когнитивная психологиядля понимания сущности внутриличностного конфликта использует понятие когнитивного диссонанса. Это такое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в результате несоответствия друг другу двух тенденций, мнений, знаний или стилей поведения. Это состояние вызывает у личности определенный эмоциональный дискомфорт, и поэтому поведение личности направлено на его устранение.

Ортодоксальный бихевиоризм(Скинер) понимает внутренний конфликт личности как результат ошибочного, неправильного воспитания, как плохую привычку, которая появилась в результате негативных подкреплений. Необихевиористыпонимают конфликт как фрустрацию, т. е. эмоциональную реакцию индивида на возникающие препятствия.

Интеракционизмпонимает конфликт с точки зрения противоборства ролей.

Психосинтез Р. Ассаджиолирассматривает конфликт как совокупность острых внутриличностных противоречий, в результате чего происходят расщепление, разрушение цельности «Я».

В целом в западной психологии внутриличностного конфликта этот феномен рассматривается на основе таких понятий, как противоречия, внутренняя борьба и психологическая защита, а его процесс, протекание основаны на негативных эмоциональных переживаниях личности.

Отечественная психология внутриличностного конфликта представлена исследованиями и работами А. Лурия, В. Мерлина, В. Мясищева, Н. Левитова, Л. Славина, в современной отечественной психологии проблему внутриличностного конфликта исследуют Ф. Василюк, И. Титаренко, Ю. Юрлов.

A. Лурия был одним из первых отечественных исследователей феномена внутриличностного конфликта, под которым он понимал ситуацию, когда в поведении человека происходит столкновение сильных противоположных

друг другу тенденций.

B. Мерлин рассматривал внутренний конфликт личности с точки зрения невозможности личности реализовать свои глубокие и
актуальные мотивы. Внутриличностный конфликт — это психическое состояние длительной дезинтеграции личности, которое
выражается в обострении противоречий между ее состояниями, свойствами и действиями.

Н. Левитов понимает под внутренним конфликтом осознанное переживание душевного, эмоционального разлада, вызванное борьбой мотивов.

Ф. Василюк понимает под внутриличностным конфликтом разновидность критических жизненных ситуаций, таких, например, как стресс, фрустрация, кризис и т. п. Возникновение конфликта происходит в результате столкновения противоположных друг другу побуждений, которые в сознании отражаются в виде независимых, самостоятельных ценностей. Таким образом, внутренний конфликт — это своеобразное ценностное переживание, а его показателем является сомнение по поводу истинности ценности, правильности и значимости жизненных принципов и мотивов человека.

На основе всех перечисленных подходов к пониманию внутриличностного конфликта его можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Внутриличностный конфликт имеет свои показатели и проявления во многих сферах личности.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика; задержка принятия решений; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми ранее руководствовался субъект.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенностью деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегративные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Наши рекомендации