Манипулятивные приемы воздействия и защита от них

Манипуляция — один из видов как делового, так и повседневного общения, с которым может сталкиваться каждый.

Под манипуляцией (от лат. manus, manipulus — рука, пригорошня, горсточка, ручной прием) понимается скрытое управление сознанием и повелением человека, вил воздействия, применяемый в процессе общения.

Такой коварный прием используется для достижения одностороннею выигрыша путем побуждения партнера по общению к совершению определенных действий.

Манипуляция предполагает определенный уровень мастерства при се проведении. Манипуляция отличается от внешне схожих с ней форм психологического воздействия, таких как психотерапия, воспитание, социальное управление, в том числе производственное управление, следующими особенностями:

• стремление к достижению одностороннего выигрыша:

• скрытый характер психологического вторжения;

• резкое расхождение между декларируемыми и истинными целями взаимодействия;

• действие может осуществляться не только сознательно, целенаправленно, но и спонтанно,неосознанно.

Манипулятивное воздействие имеет давнюю традицию. Еще много веков назад специалисты в области «человеческих душ» умели делать из людей послушных и добровольных исполнителей их воли. «Предоставьте нам ребенка до 7 лет — и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш», — говорили иезуиты.

Психологической основой манипуляций является свойство человеческой психики, известное как феномен внушения.

Привлекательность манипулятивных методов для некоторых современных руководителей связана с тем, что их применение дает менеджеру-манипулятору возможность получить видимость некоторых достижений:

• достигается послушание работников при сохранении объективных противоречий между ними и собственником предприятия;

• приглушаются острые конфликты между сотрудниками и руководством организации;

• временно повышается вера в правильность решений руководства;

• появляется возможность управлять предприятием без затраты времени и сил на убеждение сотрудников в правильности избранных целей и методов;

• физические и интеллектуальные ресурсы работников оказываются полностью подчиненными интересам собственников и руководства.

Наиболее жестко эта система руководства ныне реализуется в практике руководства корпорациями Японии. Неслучайно японскую модель менеджмента называют «экономическим тоталитаризмом». Один из крупных японских руководителей признает: «Мы, японцы, распространяем внутрифирменный менеджмент на 24 часа в сутки».

С точки зрения современной психологии и эффективного менеджмента эта манипулятивная система несовместима с гуманным, уважающим человеческую личность управлением. Массовое применение этих методов может привести общество только к новой форме информационного финансово-промышленного тоталитаризма. Поэтому с позиций современной гуманистической психологии, сегодня все, кому дорога свобода, возможности всестороннего развития людей, должны активно противостоять этому опасному, неототалитарному пути развития современного информационного общества.

К сожалению, реальность такова, что масштабы манипулятивного воздействия на людей в современных условиях постоянно возрастают, сфера его применения не ограничивается только экономикой, но включает в себя сферы политики, культуры, науки и другие области социальной жизни. Как противостоять этому социальному злу? Психологическая наука и современная социальная практика предлагают ряд общих рекомендаций для самозащиты от манипулятивных воздействий:

уяснить психологическую сущность манипуляционных приемов, паразитирующих на сложности, многомерности человеческой психики, включающей в себя не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющие. Эти компоненты человеческой психики, хотя и связаны, но могут функционировать независимо друг от друга: чувства иногда могут возобладать над разумом. Этим как раз и пользуются различного рода мошенники, манипуляторы. Именно поэтому малограмотная «гадалка» с постоянным успехом обманывает намного более образованных граждан, часто выманивая у них немалые суммы;

составить для себя твердое убеждение в бесперспективности использования приемов манипуляции в управленческой деятельности. Конечно, эти приемы могут дать, как было показано выше, некоторые временные выгоды руководителю-манипулятору. Поэтому от соблазна их использования часто не могут устоять некоторые горе-руководители. Но эта тактика бесперспективна. В конечном счете она приведет к двоякому результату: или к утверждению в сознании сотрудников чувства глубокой апатии, безразличия к делу, или же. наоборот, к возмущению и активному протесту, бунту против подобного стиля руководства. Свидетельством именно такого оборота дела в той же Японии является, с одной стороны, рост числа суицидов, а с другой — преступности;

и наконец, усвоить некоторые приемы психозащиты, чтобы самому не стать жертвой манипулятивной тактики.

Для этого прежде всего необходимо научиться распознавать попытки использовать манипулятивные техники, которые проявляются в слишком щедрых обещаниях, требовании немедленного принятия решения, убыстренном темпе речи и других свидетельствах психологического давления.

После обнаружения по этим признакам попыток манипулятивного воздействия следует так или иначе отложить принятие окончательного решения и в полученное таким образом дополнительное время без спешки, тщательно продумать целесообразность выдвигаемых предложений. И наконец, не вступая в дальнейшее обсуждение, — решительно отказаться от дальнейших контактов с манипулятором.

Важнейшей стороной делового общения, надежным средством противостояния манипуляциям различного рода является коммуникация, основанная на сборе и передаче объективной информации. На этом важнейшем компоненте общения следует остановиться подробнее.

Наши рекомендации