Тест Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

Таблица 2.3.3

Результаты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Контр. гр. Друзья. 1 Дети 1 Автон. 1 Рол. ож. 1 Повед. 1 Дом. 1 Ревн. 1 Деньги 1
Ср. показ. 13,4 14,6 15,7 13,4 15,6 13,3 14,3 11,2
                 
Эксп. гр. Друзья 1 Дети 1 Автон. 1 Рол. ож. 1 Повед. 1 Дом. 1 Ревн. 1 Деньги 1
Ср. показ. 12,6 15,8 14,3 10,5 15,6 12,1 12,6 11,4
Контр. гр. Друзья 2 Дети 2 Автон. 2 Рол. ож. 2 Повед. 2 Дом. 2 Ревн. 2 Деньги 2
Ср. показ. 13,6 14,5 15,7 14,1 15,4 13,1 14,6 11,5
                 
Эксп. гр. Друзья 2 Дети 2 Автон. 2 Рол. ож. 2 Повед. 2 Дом. 2 Ревн. 2 Деньги 2
Ср. показ. 15,6 15,8 15,2 17,6 15,8 14,3 14,75


Тест Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях - student2.ru

Рис. 2.3.5 – График показателей по тесту «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Как видно из графика, стратегии поведения при взаимодействии супругов в конфликтных ситуациях у экспериментальной группы при повторном тестировании, изменились следующим образом: согласие в вопросах, касающихся отношения к а) друзьям – повысилось на 11%; б) детям – осталось неизменным; в) автономии – повысилось на 16%; г) ролевым ожиданиям – повысилось на 25%; д) нормам поведения – повысилось на 12%; е) доминирования – повысилось на 8%; ж) ревности – повысилось на 12%; и) деньгам – повысилось на 22%.

В виду малого объема выборки использовались непараметрические методы статистики. Для сравнения показателей между контрольной и экспериментальной группами использовался критерий U-Манна-Уитни. Для сравнения показателей до и после эксперимента использовался W-критерий Вилкоксона. Критерии сравнения выражались в Z-оценках. Знаком * отмечены статистически значимые различия (p < 0,05).

Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

Таблица 2.3.4

Тест Томаса-Килмана

  Эксперимент. группа Сравнение Контрольная группа  
До эксперимента Соп M = 4,25 ZU = 1,05 Соп M = 3,22 До эксперимента
Сот M = 6,92 ZU = 1,97 Сот M = 5,67
Ком M = 8,17 ZU = 1,08 Ком M = 7,44
Из M = 5,58 ZU = 1,61 Из M = 7,00
Пр M = 5,08 ZU = 1,97 Пр M = 6,72
Сравнение Соп ZW = 0,60   Соп ZW = 1,86 Сравнение
Сот ZW = 1,98* Сот ZW = 0,54
Ком ZW = 1,63 Ком ZW = 0,82
Из ZW = 2,06* Из ZW = 0,82
Пр ZW = 2,43* Пр ZW = 0,00
После эксперимента Соп M = 4,50 ZU = 1,20 Соп M = 3,56 После эксперимента
Сот M = 7,75 ZU = 3,06* Сот M = 5,56
Ком M = 8,75 ZU = 2,02* Ком M = 7,33
Из M = 4,75 ZU = 2,58* Из M = 6,89
Пр M = 4,17 ZU = 2,86* Пр M = 6,72
  Эксперимент. группа Сравнение Контрольная группа  

Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Таблица 2.3.5

Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

  Эксперимент. группа Сравнение Контрольная группа  
До эксперимента Друзья M = 12,67 ZU = 0,51 Друзья M = 13,44 До эксперимента
Дети M = 15,83 ZU = 0,47 Дети M = 14,67
Автон. M = 14,33 ZU = 1,09 Автон. M = 15,78
Рол. ож. M = 10,50 ZU = 1,67 Рол. ож. M = 13,44
Повед. M = 15,67 ZU = 0,13 Повед. M = 15,67
Домин. M = 12,17 ZU = 0,73 Домин. M = 13,39
Ревн. M = 12,67 ZU = 1,22 Ревн. M = 14,39
Деньги M = 11,42 ZU = 0,02 Деньги M = 11,22
Сравнение Друзья ZW = 2,02*   Друзья ZW = 0,68 Сравнение
Дети ZW = 0,14 Дети ZW = 0,82
Автон. ZW = 2,54* Автон. ZW = 0,45
Рол. ож. ZW = 2,37* Рол. ож. ZW = 1,84
Повед. ZW = 2,38* Повед. ZW = 1,09
Домин. ZW = 2,32* Домин. ZW = 1,00
Ревн. ZW = 1,98* Ревн. ZW = 0,45
Деньги ZW = 2,57* Деньги ZW = 1,07
После эксперимента Друзья M = 15,67 ZU = 0,60 Друзья M = 13,61 После эксперимента
Дети M = 15,83 ZU = 0,68 Дети M = 14,56
Автон. M = 17,00 ZU = 0,54 Автон. M = 15,72
Рол. ож. M = 15,25 ZU = 1,64 Рол. ож. M = 14,17
Повед. M = 17,67 ZU = 1,19 Повед. M = 15,44
Домин. M = 15,83 ZU = 0,37 Домин. M = 13,17
Ревн. M = 14,33 ZU = 1,57 Ревн. M = 14,67
Деньги M = 14,75 ZU = 0,60 Деньги M = 11,50
  Эксперимент. группа Сравнение Контрольная группа  

Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для Бостонского теста на стрессоустойчивость

Таблица 2.3.6

Бостонский тест

  Эксперим. гр. Сравнение Контр. Гр.  
До экспер. M = 24,17 ZU = 0,23 M = 23,67 До экспер.
Сравнение ZW = 2,82*   ZW = 0,98 Сравнение
После экспер. M = 21,00 ZU = 0,87 M = 23,28 После экспер.
  Эксперим. гр. Сравнение Контр. Гр.  

Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

Таблица 2.3.7

Тест С. Коухена и Г. Виллиансона

  Экспериментальная группа Сравнение Контрольная группа  
До эксперим. M = 16,67 ZU = 0,72 M = 15,83 До эксперим.
Сравнение ZW = 2,51*   ZW = 0,64 Сравнение
После экспер. M = 14,25 ZU = 0,90 M = 15,61 После экспер.
  Эксперим. Гр. Сравнение Контр. гр.  

Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста на стресс Ю.В. Щербатых

Таблица 2.3.8

Тест Ю.В. Щербатых

  Эксперим. Гр. Сравнение Контр. гр.  
До эксперимента M = 111,58 ZU = 0,00 M = 109,50 До эксперимента
Сравнение ZW = 2,67*   ZW = 0,36 Сравнение
После эксперимента M = 94,17 ZU = 1,98* M = 109,94 После эксперимента
  Эксперим. Гр. Сравнение Контр. гр.  

Итак, уровни статистической значимости рассчитанных критериев позволяют определенно утверждать, что цикл индивидуальных онлайн консультаций по обучению психологически грамотному общению эффективен в отношении повышения показателя сотрудничающего поведения по методике К.Томаса и Р.Килмана, снижения показателей приспособления и избегания по методике К. Томаса и Р. Килмана, снижению уровня подверженности стрессу по методикам Ю.В. Щербатых, Коухена и Виллиансона, и Бостонского теста, а также всех позиций теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме позиции «Дети».

Выводы к разделу 2:

1) С помощью приведенных выше методик было изучено влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма.

2) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание,

3) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс.

4) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%.

5) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%.

6) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%.

7) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%.

8) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях.

9) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека становится все более острой. Одним из основных видов стресса являются деструктивные конфликтные ситуации. Проблема большинства людей заключается в неумении конфликтовать конструктивно – с пользой для себя и других людей. Однако с помощью обучения человека грамотному поведению в конфликтной можно избежать ненужных деструктивных конфликтов и, таким образом, снизить уровень стресса. Это и определило актуальность нашего исследования на тему: «Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации».

В контексте дипломной работы мы ставили цель: изучить влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть существующие в психологической науке представления о стрессе, конфликте и влиянии конфликтной ситуации на уровень стресса;

2) подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять уровень стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости, а также стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации;

3) провести обработку полученных результатов с применением методов математической статистики и анализ полученных результатов.

Мы использовали следующие методики: )опросник Томаса-Килмана, 2) тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых), 3) Бостонский тест на стрессоустойчивость, 4) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; 5) тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; 6) тест Р. Кеттелла.

В исследовании принимало участие 30 испытуемых в возрасте от 22 до 35 лет. Из них 30 женщин, 0 мужчин. Исследование проводилось с января по июнь 2013 года.

Мы получили следующие результаты:

1) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание,

2) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс.

3) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%.

4) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%.

5) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%.

6) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%.

7) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях.

8) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%).

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.А. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: «КГУ», 1987. – 261 с.

2. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. – 331 с.

3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Сфера, 1995. – 143 с.

4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 464 с.

5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – № 4. – С. 64-74.

6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Коряк Н.М.– Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.

7. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга: Духовное познание, 2002. – 516 с.

8. Горизонтов П.Д. Стресс. М.: БМЭ, 1963. – 628 с.

9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. – 286 с.

10. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству при разрешении конфликтов. СПб: Питер, 2000. – 437 с.

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. – 242 с.

12. Данилова Н.Я. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Я. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 406 с.

13. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142-147.

14. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Сфера, 2000. – 126 с.

15. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной психологии // Психологический журнал. – 1980. – № 6. – С. 119-133.

16. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 513 с.

17. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Сфера, 2001. – 211 с.

19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: Наука, 1998. – 167 с.

20. Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений / О.Э. Зуськова, В.П.Левкович. – М., 1987. – 128 с.

21. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: Сфера, 2001. – 623 с.

22. Катц Д.А. Социальная психология организаций / Д.А. Катц, Р.Н. Кан. – СПб: Питер, 2000. – 438 с.

23. Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Сборник. – М.: Наука. – 1991. – № 2. – С. 27-35.

24. Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили. М.: Владос, 2004. – 235 с.

25. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 283 с.

26. Корнелиус Х., Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М: Стрингер, 1992. – 212 с.

27. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2001. – 288 с.

28. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – М.: Женева. – 1989. – № 6. – С. 121-126.

29. Ласунова С.В. Конспект лекций по конфликтологии. – Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2012. – 70 с.

30. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: Речь, 2000. – 428 с.

31. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Академия, 1988. – 320 с.

32. Леонов Н.И. Онтологическая сущность конфликта // Ярославский психологический вестник. – Выпуск 4. – 2001.– С. 60-64.

33. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: Харвест, 2000. – 345 с.

34. Леонова А.В. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / А.В. Леонова, О.Н. Чернышева. – М.: Радикс, 1995. – 242 с.

35. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 2010. – 256 с.

36. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. М.: Наука, 1979. – 672 с.

37. Мерлин B.C. Развитие личности в психологическом конфликте. Пермь: А-Приор, 1990. – 367 с.

38. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. СПб: Питер, 2001. – 512 с.

39. Невлева И.М. Конфликтология (учебное пособие). СПб.: Питер, 2003. – 275 с.

40. Ноздрачев А.Д., Физиология и психология страха // Природа. – №5. – 2000. – С. 61-67.

41. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л.: Наука, 1991. – 108 с.

42. Орлова Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. – М.: Медицина, 1976. – 342 с.

43. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. – 1986. – №1. – С. 62-72.

44. Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1977. – № 4. – С. 23-32.

45. Руденский Е. Социальная психология. М.: Инфра-М, 1998. – 140 с.

46. Самыгин С.И. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 546 с.

47. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Гардарики, 1990. – 254 с.

48. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Наука, 1983. – 220 с.

49. Симонов П.В. Психофизиологический стресс космического полета. М.: Наука, 1975. – 530 с.

50. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 356 с.

51. Станкин М.И. Психология общения. М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.

52. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. – 208 с.

53. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М.: Инфра-М, 1998. –268 с.

54. Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 1992. – 353 с.

55. Сулимова Т.С. Конфликт как предмет социально-психологического анализа // Прикладная психология. – 1999. – № 3. – С. 45-56.

56. Хамильтон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний / П. Хамильтон, Р. Хокки – М.: Радикс, 1999. – 294 с.

57. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни. СПб.: Вернера, 2007. – 272 с.

58. Шевчук Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. М.: ГроссМедиа, 2009. – 440с.

59. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. – 428 с.

60. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов. Спб: Питер, 2000. 130 с.

61. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

62. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 1989. – 344 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых)

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (выбранную цифру отметьте жирным).

Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изменился Незначительно возрос Значительно увеличился

-20 -10 0 +10 +20

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Ваш показатель

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста (сумма всех балов по всем 6 пунктам):

Наши рекомендации