Тест Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях
Таблица 2.3.3
Результаты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Контр. гр. | Друзья. 1 | Дети 1 | Автон. 1 | Рол. ож. 1 | Повед. 1 | Дом. 1 | Ревн. 1 | Деньги 1 |
Ср. показ. | 13,4 | 14,6 | 15,7 | 13,4 | 15,6 | 13,3 | 14,3 | 11,2 |
Эксп. гр. | Друзья 1 | Дети 1 | Автон. 1 | Рол. ож. 1 | Повед. 1 | Дом. 1 | Ревн. 1 | Деньги 1 |
Ср. показ. | 12,6 | 15,8 | 14,3 | 10,5 | 15,6 | 12,1 | 12,6 | 11,4 |
Контр. гр. | Друзья 2 | Дети 2 | Автон. 2 | Рол. ож. 2 | Повед. 2 | Дом. 2 | Ревн. 2 | Деньги 2 |
Ср. показ. | 13,6 | 14,5 | 15,7 | 14,1 | 15,4 | 13,1 | 14,6 | 11,5 |
Эксп. гр. | Друзья 2 | Дети 2 | Автон. 2 | Рол. ож. 2 | Повед. 2 | Дом. 2 | Ревн. 2 | Деньги 2 |
Ср. показ. | 15,6 | 15,8 | 15,2 | 17,6 | 15,8 | 14,3 | 14,75 |
Рис. 2.3.5 – График показателей по тесту «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Как видно из графика, стратегии поведения при взаимодействии супругов в конфликтных ситуациях у экспериментальной группы при повторном тестировании, изменились следующим образом: согласие в вопросах, касающихся отношения к а) друзьям – повысилось на 11%; б) детям – осталось неизменным; в) автономии – повысилось на 16%; г) ролевым ожиданиям – повысилось на 25%; д) нормам поведения – повысилось на 12%; е) доминирования – повысилось на 8%; ж) ревности – повысилось на 12%; и) деньгам – повысилось на 22%.
В виду малого объема выборки использовались непараметрические методы статистики. Для сравнения показателей между контрольной и экспериментальной группами использовался критерий U-Манна-Уитни. Для сравнения показателей до и после эксперимента использовался W-критерий Вилкоксона. Критерии сравнения выражались в Z-оценках. Знаком * отмечены статистически значимые различия (p < 0,05).
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
Таблица 2.3.4
Тест Томаса-Килмана
Эксперимент. группа | Сравнение | Контрольная группа | ||||
До эксперимента | Соп | M = 4,25 | ZU = 1,05 | Соп | M = 3,22 | До эксперимента |
Сот | M = 6,92 | ZU = 1,97 | Сот | M = 5,67 | ||
Ком | M = 8,17 | ZU = 1,08 | Ком | M = 7,44 | ||
Из | M = 5,58 | ZU = 1,61 | Из | M = 7,00 | ||
Пр | M = 5,08 | ZU = 1,97 | Пр | M = 6,72 | ||
Сравнение | Соп | ZW = 0,60 | Соп | ZW = 1,86 | Сравнение | |
Сот | ZW = 1,98* | Сот | ZW = 0,54 | |||
Ком | ZW = 1,63 | Ком | ZW = 0,82 | |||
Из | ZW = 2,06* | Из | ZW = 0,82 | |||
Пр | ZW = 2,43* | Пр | ZW = 0,00 | |||
После эксперимента | Соп | M = 4,50 | ZU = 1,20 | Соп | M = 3,56 | После эксперимента |
Сот | M = 7,75 | ZU = 3,06* | Сот | M = 5,56 | ||
Ком | M = 8,75 | ZU = 2,02* | Ком | M = 7,33 | ||
Из | M = 4,75 | ZU = 2,58* | Из | M = 6,89 | ||
Пр | M = 4,17 | ZU = 2,86* | Пр | M = 6,72 | ||
Эксперимент. группа | Сравнение | Контрольная группа |
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Таблица 2.3.5
Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Эксперимент. группа | Сравнение | Контрольная группа | ||||
До эксперимента | Друзья | M = 12,67 | ZU = 0,51 | Друзья | M = 13,44 | До эксперимента |
Дети | M = 15,83 | ZU = 0,47 | Дети | M = 14,67 | ||
Автон. | M = 14,33 | ZU = 1,09 | Автон. | M = 15,78 | ||
Рол. ож. | M = 10,50 | ZU = 1,67 | Рол. ож. | M = 13,44 | ||
Повед. | M = 15,67 | ZU = 0,13 | Повед. | M = 15,67 | ||
Домин. | M = 12,17 | ZU = 0,73 | Домин. | M = 13,39 | ||
Ревн. | M = 12,67 | ZU = 1,22 | Ревн. | M = 14,39 | ||
Деньги | M = 11,42 | ZU = 0,02 | Деньги | M = 11,22 | ||
Сравнение | Друзья | ZW = 2,02* | Друзья | ZW = 0,68 | Сравнение | |
Дети | ZW = 0,14 | Дети | ZW = 0,82 | |||
Автон. | ZW = 2,54* | Автон. | ZW = 0,45 | |||
Рол. ож. | ZW = 2,37* | Рол. ож. | ZW = 1,84 | |||
Повед. | ZW = 2,38* | Повед. | ZW = 1,09 | |||
Домин. | ZW = 2,32* | Домин. | ZW = 1,00 | |||
Ревн. | ZW = 1,98* | Ревн. | ZW = 0,45 | |||
Деньги | ZW = 2,57* | Деньги | ZW = 1,07 | |||
После эксперимента | Друзья | M = 15,67 | ZU = 0,60 | Друзья | M = 13,61 | После эксперимента |
Дети | M = 15,83 | ZU = 0,68 | Дети | M = 14,56 | ||
Автон. | M = 17,00 | ZU = 0,54 | Автон. | M = 15,72 | ||
Рол. ож. | M = 15,25 | ZU = 1,64 | Рол. ож. | M = 14,17 | ||
Повед. | M = 17,67 | ZU = 1,19 | Повед. | M = 15,44 | ||
Домин. | M = 15,83 | ZU = 0,37 | Домин. | M = 13,17 | ||
Ревн. | M = 14,33 | ZU = 1,57 | Ревн. | M = 14,67 | ||
Деньги | M = 14,75 | ZU = 0,60 | Деньги | M = 11,50 | ||
Эксперимент. группа | Сравнение | Контрольная группа |
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для Бостонского теста на стрессоустойчивость
Таблица 2.3.6
Бостонский тест
Эксперим. гр. | Сравнение | Контр. Гр. | ||
До экспер. | M = 24,17 | ZU = 0,23 | M = 23,67 | До экспер. |
Сравнение | ZW = 2,82* | ZW = 0,98 | Сравнение | |
После экспер. | M = 21,00 | ZU = 0,87 | M = 23,28 | После экспер. |
Эксперим. гр. | Сравнение | Контр. Гр. |
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Таблица 2.3.7
Тест С. Коухена и Г. Виллиансона
Экспериментальная группа | Сравнение | Контрольная группа | ||
До эксперим. | M = 16,67 | ZU = 0,72 | M = 15,83 | До эксперим. |
Сравнение | ZW = 2,51* | ZW = 0,64 | Сравнение | |
После экспер. | M = 14,25 | ZU = 0,90 | M = 15,61 | После экспер. |
Эксперим. Гр. | Сравнение | Контр. гр. |
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста на стресс Ю.В. Щербатых
Таблица 2.3.8
Тест Ю.В. Щербатых
Эксперим. Гр. | Сравнение | Контр. гр. | ||
До эксперимента | M = 111,58 | ZU = 0,00 | M = 109,50 | До эксперимента |
Сравнение | ZW = 2,67* | ZW = 0,36 | Сравнение | |
После эксперимента | M = 94,17 | ZU = 1,98* | M = 109,94 | После эксперимента |
Эксперим. Гр. | Сравнение | Контр. гр. |
Итак, уровни статистической значимости рассчитанных критериев позволяют определенно утверждать, что цикл индивидуальных онлайн консультаций по обучению психологически грамотному общению эффективен в отношении повышения показателя сотрудничающего поведения по методике К.Томаса и Р.Килмана, снижения показателей приспособления и избегания по методике К. Томаса и Р. Килмана, снижению уровня подверженности стрессу по методикам Ю.В. Щербатых, Коухена и Виллиансона, и Бостонского теста, а также всех позиций теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме позиции «Дети».
Выводы к разделу 2:
1) С помощью приведенных выше методик было изучено влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма.
2) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание,
3) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс.
4) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%.
5) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%.
6) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%.
7) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%.
8) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях.
9) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека становится все более острой. Одним из основных видов стресса являются деструктивные конфликтные ситуации. Проблема большинства людей заключается в неумении конфликтовать конструктивно – с пользой для себя и других людей. Однако с помощью обучения человека грамотному поведению в конфликтной можно избежать ненужных деструктивных конфликтов и, таким образом, снизить уровень стресса. Это и определило актуальность нашего исследования на тему: «Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации».
В контексте дипломной работы мы ставили цель: изучить влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие в психологической науке представления о стрессе, конфликте и влиянии конфликтной ситуации на уровень стресса;
2) подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять уровень стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости, а также стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации;
3) провести обработку полученных результатов с применением методов математической статистики и анализ полученных результатов.
Мы использовали следующие методики: )опросник Томаса-Килмана, 2) тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых), 3) Бостонский тест на стрессоустойчивость, 4) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; 5) тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; 6) тест Р. Кеттелла.
В исследовании принимало участие 30 испытуемых в возрасте от 22 до 35 лет. Из них 30 женщин, 0 мужчин. Исследование проводилось с января по июнь 2013 года.
Мы получили следующие результаты:
1) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание,
2) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс.
3) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%.
4) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%.
5) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%.
6) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%.
7) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях.
8) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%).
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л.А. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: «КГУ», 1987. – 261 с.
2. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. – 331 с.
3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Сфера, 1995. – 143 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 464 с.
5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – № 4. – С. 64-74.
6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Коряк Н.М.– Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
7. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга: Духовное познание, 2002. – 516 с.
8. Горизонтов П.Д. Стресс. М.: БМЭ, 1963. – 628 с.
9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
10. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству при разрешении конфликтов. СПб: Питер, 2000. – 437 с.
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. – 242 с.
12. Данилова Н.Я. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Я. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 406 с.
13. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142-147.
14. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Сфера, 2000. – 126 с.
15. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной психологии // Психологический журнал. – 1980. – № 6. – С. 119-133.
16. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 513 с.
17. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Сфера, 2001. – 211 с.
19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: Наука, 1998. – 167 с.
20. Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений / О.Э. Зуськова, В.П.Левкович. – М., 1987. – 128 с.
21. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: Сфера, 2001. – 623 с.
22. Катц Д.А. Социальная психология организаций / Д.А. Катц, Р.Н. Кан. – СПб: Питер, 2000. – 438 с.
23. Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Сборник. – М.: Наука. – 1991. – № 2. – С. 27-35.
24. Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили. М.: Владос, 2004. – 235 с.
25. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 283 с.
26. Корнелиус Х., Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М: Стрингер, 1992. – 212 с.
27. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
28. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – М.: Женева. – 1989. – № 6. – С. 121-126.
29. Ласунова С.В. Конспект лекций по конфликтологии. – Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2012. – 70 с.
30. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: Речь, 2000. – 428 с.
31. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Академия, 1988. – 320 с.
32. Леонов Н.И. Онтологическая сущность конфликта // Ярославский психологический вестник. – Выпуск 4. – 2001.– С. 60-64.
33. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: Харвест, 2000. – 345 с.
34. Леонова А.В. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / А.В. Леонова, О.Н. Чернышева. – М.: Радикс, 1995. – 242 с.
35. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 2010. – 256 с.
36. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. М.: Наука, 1979. – 672 с.
37. Мерлин B.C. Развитие личности в психологическом конфликте. Пермь: А-Приор, 1990. – 367 с.
38. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. СПб: Питер, 2001. – 512 с.
39. Невлева И.М. Конфликтология (учебное пособие). СПб.: Питер, 2003. – 275 с.
40. Ноздрачев А.Д., Физиология и психология страха // Природа. – №5. – 2000. – С. 61-67.
41. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л.: Наука, 1991. – 108 с.
42. Орлова Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. – М.: Медицина, 1976. – 342 с.
43. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. – 1986. – №1. – С. 62-72.
44. Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1977. – № 4. – С. 23-32.
45. Руденский Е. Социальная психология. М.: Инфра-М, 1998. – 140 с.
46. Самыгин С.И. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 546 с.
47. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Гардарики, 1990. – 254 с.
48. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Наука, 1983. – 220 с.
49. Симонов П.В. Психофизиологический стресс космического полета. М.: Наука, 1975. – 530 с.
50. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 356 с.
51. Станкин М.И. Психология общения. М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
52. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. – 208 с.
53. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М.: Инфра-М, 1998. –268 с.
54. Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 1992. – 353 с.
55. Сулимова Т.С. Конфликт как предмет социально-психологического анализа // Прикладная психология. – 1999. – № 3. – С. 45-56.
56. Хамильтон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний / П. Хамильтон, Р. Хокки – М.: Радикс, 1999. – 294 с.
57. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни. СПб.: Вернера, 2007. – 272 с.
58. Шевчук Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. М.: ГроссМедиа, 2009. – 440с.
59. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. – 428 с.
60. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов. Спб: Питер, 2000. 130 с.
61. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
62. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 1989. – 344 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых)
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):
1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____
1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________
1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________
1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______
1.5 Правительство, депутаты, администрация _______
2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).
2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________
2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________
2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________
2.4 Плохой, беспокойный сон __________
2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______
3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):
3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________
3.2 Затрудненное дыхание ________
3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
3.4 Напряжение или дрожание мышц ______
3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________
4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).
4.1 Алкоголь ______
4.2 Сигареты ______
4.3 Телевизор ______
4.4 Вкусная еда _____
4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____
5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)
5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______
5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____
5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____
5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____
5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______
6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (выбранную цифру отметьте жирным).
Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился |
-20 -10 0 +10 +20
Подсчет результатов:
Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.
Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Ваш показатель
Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).
Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.
Средние результаты по итогам теста (сумма всех балов по всем 6 пунктам):