ФРАГМЕНТ ОПРОСНИКА «ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИК-ТНЫХ СИТУАЦИЯХ» (Ю. Алешина, Л. Гозман, Е. Дубовская)

Вариант для женщин

1) Вы пригласили своих родственников в гости: муж, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой. Вас это огорчило, и после ухода гостей Вы высказываете мужу свое огорчение, а он не может понять причины недовольства. Вы...

16) Вы просите мужа помочь ребенку приготовить уроки, потому что сами хуже знакомы с этим предметом, а муж продолжает заниматься своими делами и отсылает ребенка к Вам, говоря, что ему некогда. Вы...

22) У Вас есть любимое увлечение, которому Вы уделяете свободное время. Муж не раз­деляет этого интереса и даже выражает открытое недовольство. Вы...

27) Муж давно просил зашить ему брюки. Сегодня он хотел надеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает свое недовольство, несмотря на то что знает, что Вам было некогда. Вы...

30) Приятель мужа позвонил и попросил Вас передать кое-что мужу, как только тот вер­нется домой. У Вас было много дел, и Вы вспомнили об этом только поздно вечером. Муж был очень недоволен и в резкой форме сказал, что Ваша необязательность уже не в первый раз ставит его в неловкое положение. Вы...

26) Вы собирались провести воскресенье дома, но оказалось, что муж обещал друзьям навестить их. Вам очень не хочется идти. Вы...

17) В последнее время на работе Вы много общаетесь с одним из Ваших коллег. Вы часто звоните друг другу, упоминаете о нем в разговорах с мужем. Мужу это явно неприят­но. Вы...

10) Вы начали ремонт квартиры. Неожиданно оказалось, что эта затея обойдется доро­же, чем Вы предполагали. Муж с самого начала относился скептически к Вашим пла­нам, а теперь очень сердит на Вас за непредвиденные расходы. Вы...

Заполняющим опросник предлагается выбрать один из возможных вариантов ответа, отражающих разные формы реагирования: активное выражение несогла­сия; пассивное выражение несогласия; пассивное выжидание; пассивное выраже­ние согласия; активное выражение Согласия. Ответы определенным образом обра­батываются и дают возможность получить представление об уровне конфликтнос­ти в семье.

Аналогичные задачи, но в области изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова (1977). Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентации, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) ориентация на труд и его эффективность, 2) ориентация на себя, свои взгляды, опыт, 3) ориентация на авторитет коллег и

руководителей, 4) ориентация на официальную субординацию, права и обязаннос­ти. Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых предла­гаются четыре варианта решений, соответствующих четырем возможным ориентациям.

ПРИМЕР СИТУАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (А. А. Ершов)

•Допустим, что Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему под­чиненному, у которого уже имеется Ваше задание. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения воз­никшего конфликта из предложенных:

1) буду строго придерживаться субординации и не буду оспаривать решения начальни­ка (ориентация на официальный авторитет);

2) все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник (ориентация на личность руководителя);

3) выразив свое несогласие с решением начальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его задание (ориентация на себя);

4) в интересах дела отменю задание начальника, приказав подчиненному сначала вы­ полнить свое задание (ориентация на дело);

5) наш вариант решения...»

Применительно к. исследованию педагогического общения Э. И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.

Опрашиваемый в экспериментах Киршбаума учитель становится объектом на­падок и обвинений со стороны учащегося, оказывается в сложном положении во время урока и т.д. Фиксируются ответы испытуемых, которые, на основании ре­зультатов проведенных автором исследований, могут быть отнесены к одной из не­скольких категорий: «репрессивные меры*, «игнорирование конфликта», «ролевое воздействие» (типа «Я — педагог, он — ученик»), «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению» (использование инцидента в качестве обратной связи), «рефлексивные высказывания» (о возникающих переживаниях, состоянии и т. д.).

ПРИМЕРЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Э. И. Киршбаум)

1, Вы раздаете в старшем классе контрольные работы с оценками. Один из учеников, работу которого Вы оценили на «неудовлетворительно», в Вашем присутствии и на глазах всего класса рвет работу и бросает ее на пол...

2, Вы объясняете новый материал. Один из учеников задает Вам вопрос по объясняемо­му материалу. Ваш ответ его явно не удовлетворяет. Он иронически усмехается и говорит: «Вы не знаете элементарных вещей по своему предмету. Мне на Ваших урокак делать нечего». Встает и выходит из класса, хлопнув дверью...

Для психологов, работающих с коллективами и организациями, важной задачей является решение проблемы диагностики потенциального уровня конфликтности в коллективе и прогнозирование возникновения реальных конфликтов. Для этих це­лей можно использовать традиционный метод социометрии, позволяющий выяв­лять отвергающих друг друга членов коллектива или лиц, имеющих низкий статус в

коллективе. Специально же разработанных методических процедур, направленных и решение этой задачи, немного.

Среди них выделяется разработанная московскими исследователями методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам. Методика позволяет выделить пары, члены которых негативно оценивают друг друга, обнаруживая при этом высокую оценку уровня своих возможностей. Если при этом они отличаются повышенной эмоциональностью или агрессивностью, то ситуация столкновения их интересов или иного рассогласования создает условия для развития конфликта.

Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по результатам исследований автора ме­тодики А. Н. Лебедева (1992), являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств. Типичными Взаимными оценками в конфликтных ситуациях соответственно становятся «плохой специалист», «плохой работник», «плохой человек», «плохой руководитель», работник, плохо воспринимающий новое». В предложенной процедуре работники оценивают остальных членов коллектива по основным параметрам оценок, сравнивая их с собой (соответствующее качество развито у оцениваемого выше или ниже). Также учитывается мотивация, ориентация работника на те или иные достижения. В результате могут быть выявлены коэффициенты потенциальной конфликтности диады, коллектива, работника и др.

Внутриличностные конфликты, по мнению ряда исследователей, могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­пинами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Например, в работе отече­ственных исследователей конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др., 1976). Е. Б. Фанталовой предложена методика «Уровень соотношения "ценности" и "до­ступности" в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью». Испытуемым предлагается список из 12 понятий, каждое из которых, по мнению ав­тора, обозначает одну из общечеловеческих ценностей (например, «здоровье», «ин­тересная работа», «любовь», «.наличие хороших и верных друзей»). Попарное срав­нение и оценка осуществляются сначала по принципу большей значимости, затем — доступности. «Разрыв» между «ценностью» нее «доступностью» при более высоком показателе «ценности» рассматривается как индикатор внутреннего конфликта. Кроме того, могут быть использованы известные проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).

А. И, Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» (1984), направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.

ФРАГМЕНТ «МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ» (А. И. Тащева)

Уважаемый товарищ!

Просим Вашей помощи в изучении смысла термина «конфликт». Результаты исследования будут использованы только в научных целях, анонимность Вашего участия гарантируется.

Инструкция испытуемому

Перед Вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Слова в списке расположены в случайном порядке, Вам необходимо распределить все слова списка на отрезке прямой справа и слева от термина «конфликт» таким образом, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт* отражало их смысловую близость. Важны именно эти расстояния, справа и слева распределяются лишь для удобства, так как примерно в одной точке может быть помещено несколько слов.

Список синонимов

1.диспут 10.несогласие 19.нелады
2.стычка 11.дискуссия 20.схватка
3.раздор 12.разлад 21.перепалка
4.перебранка 13.скандал 22.рукопашная
5.столкновение 14.неполадки 23.свалка
6.распря 15.разногласие 24.спор.
7.брань 16.драка 25.потасовка
8.размолвка 17.ссора  
9.сражение 18.битва  
I I I

В приведенном нами кратком обзоре мы ограничились примерами классических методических процедур исследования конфликта, без упоминания которых невоз­можно было бы понять непростую историю изучения конфликтов, а также проис­хождение и характер существующих эмпирических исследований, и методик, кото­рые доступны отечественным исследователям, релевантны для нашей культуры или апробированы в ней. Понятно, что в западной практике применяется более широкий спектр методов (в частности, опросных), используемых, например, для выявления стилей взаимодействий конфликтующих сторон.

Вместе с тем и по сей день, несмотря на интенсивное развитие конфликтологии, процедуры изучения конфликта остаются «слабым местом». Анцупов и Шипилов, авторы обзора методов исследования и диагностики конфликтов, включают в него — помимо описания общенаучных методологических принципов исследования, ос­новных этапов анализа конфликтов и т. д. — и методы психологии. Однако речь в основном идет о методах, направленных на изучение взаимоотношений, психологи­ческого климата и т. д. с помощью опросных методик или социометрии. Кроме того, упоминаются разнообразные диагностические методики, с помощью которых выяв­ляются такие особенности личности, как агрессивность, тревожность и др. (Анцу­пов, Шипилов, 1999). В большинстве случаев они могут использоваться в исследо­вательских целях или быть источником информации об участниках конфликта, но, в строгом смысле, они не являются методами изучения самого конфликта.

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что методическая процедура, выбранная для изучения конфликта, в свою очередь определяет и предмет исследо­вания.

Проиллюстрируем это следующим примером. В ряде исследований, выполнен­ных на основе самоотчетов индивидов, было показано, что чаще всего они связыва­ют свою неудовлетворенность отношениями с недостаточно открытой и ясной ком­муникацией и чем эта неудовлетворенность больше, тем чаще она проявляется. Напротив, хорошо приспособленные друг к другу партнеры говорят о самораскры­тии и меньшем избегании конфликтов.

Более малочисленные исследования связаны с прямым наблюдением конфликта партнеров, взаимодействие которых, как показали наблюдения разных авторов, включало не только прямую дискуссию по проблеме, но и разнообразные формы ухода от конфликта. Партнеры создают свой стиль преодоления, и степень их ори­ентации на столкновение или избегание зависит в том числе и от личных представ­лений и ценностей (что было получено опять-таки с помощью самоотчетов).

Совершенно очевидно, что это не просто разные методические подходы к изуче­нию конфликтных явлений, но и фактически разные явления. В случае использова­ния самоотчетов людей мы работаем с образами конфликтной ситуации, возникаю­щими у ее участников, с их интерпретациями происходящего. В случае прямого на­блюдения — сам исследователь интерпретирует происходящее (не говоря уже о необходимости учитывать вероятное влияние присутствия наблюдателя или средств фиксации на то, как люди ведут себя в этой ситуации).

Методические проблемы в первую очередь определяют недостаточность эмпи­рических данных в сфере описания феноменологии конфликтов; нежелание моло­дых ученых, ориентированных на «академическую» науку, обращаться к этому яв­лению, столь мало доступному традиционным типам исследования; преимуще­ственную ориентацию сегодняшних специалистов скорее на практику работы с кон­фликтами, чем на их изучение.

Резюме

1. Сложность явления конфликта и разнообразие подходов к его пониманию оп­ределяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения кон­фликта.

2. Бихевиористски ориентированные подходы предложили ряд эксперимен­тальных процедур, основанных на создании внешней ситуации, которая «объективно» ставит человека в ситуацию конфликта, и предполагающих фиксирование его реакций на эту ситуацию. Наибольшую известность полу­чили игровые процедуры (в частности, «дилемма заключенного») и модели­рование Дойчем реальных конфликтов в лабораторных условиях.

3. Сомнения в релевантности лабораторного изучения конфликта его феноме­нологии в реальных естественных условиях, в действительности оказываю­щегося бесконечно богаче своей «инсценировки», а также общая критика ла­бораторных исследований сложных форм человеческого поведения привели

к снижению их популярности и доминированию интереса к поиску возмож­ностей изучения конфликтов в реальных условиях человеческого взаимодействия.

4. Невозможность широкого экспериментирования по созданию конфликтов в реальных условиях человеческого существования стимулировала поиск ана­логов конфликтного взаимодействия среди других специфических форм со­циального взаимодействия, которые, по мнению сторонников подобных под­ходов, естественным образом моделируют конфликт. Тем не менее в большинстве случаев эвристичность этих приемов не выходит за пределы данных специфических ситуаций.

5. Наиболее распространенными в изучении конфликтов в психологии являют­ся сегодня опросные методы, включающие разнообразные шкалы диагности­ки наличия конфликта, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стра­тегии поведений в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаи­модействия, которые предлагаются испытуемым),

6. Используемые в психологии методики диагностики внутриличностных конф­ликтов по преимуществу основываются на выявлении расхождений «реаль­ного» и «идеального» »Я» человека, что подтверждает их интерсубъектный характер.

7. Нерешенные методические проблемы изучения конфликта определяют недо­статочность эмпирического материала в сфере описания феноменологии конфликта, а также доминирование ориентации скорее на практику работы с конфликтами, чем на их исследование.

ЧАСТЬ 2

Феноменология конфликтов

Вторая часть посвящена вопросу о том, как возникают

конфликты и как они протекают. В главе 5 «Как

описываются конфликты» рассматриваются основные

структурные и динамические характеристики конфликта

с точки зрения научного анализа этого явления, а также

его содержания в обыденном сознании. В главе 6

«Возникновение конфликтов: оценка ситуации»

анализируется процесс восприятия ситуации и ее

определения как конфликтной и перечисляются факторы,

влияющие на этот процесс. Глава 7 «Возникновение

конфликтов: выбор стратегии реагирования» продолжает

обсуждение того, как возникают конфликты, и описывает

основные возможные формы реагирования людей

на конфликтную ситуацию. Глава 8 «Конфликтное

взаимодействие» посвящена процессу взаимодействия

участников конфликта и рассматривает их мотивы и цели,

избираемые ими стратегии поведения, основные

регуляторы их взаимодействия и — как результат —

возникающие в ходе этого процесса возможные сценарии

или модели развития конфликта.

Глава 5

КАК ОПИСЫВАЮТСЯ

КОНФЛИКТЫ



В пятой главе рассматривается, какие понятия и категории включаются в проблем­ное поле описания конфликтов с точки зрения специалистов и какие компоненты со­ставляют явление конфликта с точки зрения «простых людей».

• Категории проблемного поля описания конфликтов

• Содержание понятия конфликта в обыденном сознании

• Структурные характеристики конфликтов

• Динамические характеристики конфликтов

• Резюме



Наши рекомендации