Методология и методы исследования

ДИПЛОМНА РОБОТА

РЕГУЛЮВАННЯ СТРЕССОСТІЙКОСТІ У КОНФЛІКТНІЙ СИТУАЦІЇ

Виконана студентом: Лємєховим Ю.О.

Спеціальність: клінічна психологія

Форма навчання: денна

Науковий керівник:

доцент, к.психол.н. Білоножко А.В.

Роботу допущено

до захисту ______________________

Завідувач кафедрою:

професор, канд. мед. н.

Херсонський Б.Г.

ОДЕСА – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМОВЛИЯНИЯ СТРЕССА И КОНФЛИКТА …………………………..7

1.1.Психологическая сущность стресса и конфликта………….…....................7

1.2.Конфликт как стресс. Стрессовый характер конфликтной ситуации………………………………………………………..………...............16

1.3.Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой…………………………......................................................................19

1.4.Факторы стрессоустойчивости в конфликтной ситуации…......................23

1.5.Способы регуляции стрессоустойчивости в конфликтной ситуации…………………………………………………………….....................31

Выводы к разделу 1……………………………………………………………...46

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ …………….………………………….47

2.1.Цели и задачи исследования……………………………………..................47

2.2. Методы и методики экспериментально-диагностического исследования…………………………………………………………………......48

2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………...…………...…….54

Выводы к разделу 2……………………………………………………...………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….............68

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...73

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека становится все более острой. В последние годы данная проблема является одной из наиболее важных и актуальных не только психологии, но и биологии, социологии, медицины, физиологии и других смежных науках. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, «технологическим прорывом», который осуществило человечество, резко увеличившимся темпом нашей жизни, негативным влиянием экологии и многими другими факторами.

Современная жизнь неизбежно и практически постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать стрессовых ситуаций или противостоять им. Стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека, как физическое так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем влияние стресса в различных формах: начиная стрессами на работе и заканчивая домашними скандалами. Рано или поздно такое негативное влияние стресса на организм человека приводит к снижению активности мозга, а также является причиной большого количества различных заболеваний.

Одним из наиболее частых и, следовательно, важных источников возникновения стресса, является межличностный конфликт. Конфликтные ситуации возникают в жизни человека практически ежедневно, а иногда – и по нескольку раз в день.

Часто во время конфликта в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях двух или более индивидов или групп людей, у участников конфликтной ситуации возникают острые отрицательные эмоциональные переживания. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко на ровном месте порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Личность, находящаяся в межличностном конфликте, как правило, испытывает сильные отрицательные эмоции (тревогу, страх, гнев). А их протекание, в свою очередь, характеризуется выбросом в кровь т.н. гормонов стресса (кортизол, адреналин, норадреналин), ведущих к разрушению организма.

Однако современная социальная психология и конфликтология рассматривают конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способы развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Проблема большинства людей заключается в неумении конфликтовать конструктивно – с пользой для себя и других людей. Но если научить человека своим поведением не вызывать ненужных конфликтов, избегать провокаций конфликта со стороны окружающих, деструктивные конфликты либо переводить в конструктивные, либо уметь погасить их с минимальными для себя энергозатратами (одним словом, научить человека психологически грамотному поведению в конфликтной ситуации), то все это будет способствовать общему повышению стрессоустойчивости. – Так как человек, который умеет успешно разрешать любые конфликты, в любых жизненных ситуациях начнет чувствовать себя гораздо более уверенным и спокойным.

Поэтому выбранная нами тема для исследований «Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации» является достаточно актуальной.

Объект исследования: стрессовое состояние личности

Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости личности в конфликтной ситуации.

Цель исследования: изучить влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма.

Гипотеза исследования: неконструктивные межличностные конфликты способствуют увеличению уровня стресса и снижению уровня стрессоустойчивости организма.

Задачи исследования. Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть существующие в психологической науке представления о стрессе, конфликте и влиянии конфликтной ситуации на уровень стресса;

2) подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять уровень стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости, а также стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации;

3) провести обработку полученных результатов с применением методов математической статистики и анализ полученных результатов.

Методология и методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составила биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии, а также концепция психической адаптации/дезадаптации (Меерсон Ф.З., Березин Ф.Б., Нуллер Ю.Л., Александровский Ю.А., Вассерман Л.И., Беребин М.А., Кабанов М.М., Незнанов Н.Г.), концепции стресса и копинга (Селье Г, Лазарус Р., Перре М., Абабков В.А.); теоретические представления об адаптационном потенциале, «уязвимости» личности и факторах риска дезадаптации (Семичов С.Б., Александровский Ю.А., Коцюбинский А.П., Маклаков А.Г.). Особое значение для исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты коррекционно-развивающих основ воздействия на человека (Рувинский С.Л., Гримак Л.П., и др.).

Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие группы методов: анализ литературы, тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической обработки данных.

Блок методик констатирующего эксперимента:1)опросник Томаса-Килмана, 2) тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых), 3) Бостонский тест на стрессоустойчивость, 4) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; 5) тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; 6) тест Р. Кеттелла.

Методы статистической обработки результатов исследования, включавшие выявление достоверности различий между группами данных, факторный анализ, построение усредненных профилей. Для расчета статистических показателей использовались пакеты программ SPSS 20.0 и Statistica 6.0.

База исследования

Базой для исследования выступили сотрудники фирмы «Еврооптика». В эксперимента участвовало 30 испытуемых. Женщины в возрасте от 22 до 35 лет. Исследование проводилось с января по июнь 2013 года.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психологического обследования, применения математических методов обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимостьисследования заключаются в том, что были изучено и описано влияние конфликтной ситуации на уровень стресса у испытуемых.

Прикладное значение исследования заключается в разработке программы по обучению эффективному общению, которое предполагает максимально низкий уровень стресса.

Структура и объем работы. Данная дипломная работа содержит 72 страницы печатного текста (основная часть без приложений), 16 таблиц, 2 приложения, библиографический список – 62 источника. Дипломная работа состоит из введения и 2 разделов, заключения, списка литературы и 2 приложений.

Наши рекомендации